Храмовые танцы - пространство иного служения

Ольга Степина Ерухова
Ум женщины никогда не бывает юным.
Женщины рождаются в возрасте трех тысяч лет.
Шейла Дилейни, английский драматург

Параллельное

…Сети глубоко выдохнула. Прислужница Хекет* (повитуха) почтительно отошла от нее, давая ей отдохнуть и расслабиться. В углу, замерев в специальном сосуде, тихо светилась белая лягушка - проводница усилия самой Хекет, богини воды и плодородия, помогающей при родах… Все случилось так, как надо, и за стенами комнаты уже бегали слуги, возжигая огонь перед изображением Месхенет - той, кто встречает каждого человека при его появлении на свет и кто следит, чтобы руки повитухи были все время правильно настроены на встречу новой души.
Для Сети это была уже третья беременность, два ее первых сына пришли в срок, здоровыми и сильными, сформированными по закону сильных душ. Она вела их все десять лун, постоянно сверяясь с внутренними ощущениями и обращаясь к богам. Но этот ребенок…
За несколько месяцев до зачатия Сети стали приходить яркие ароматы во снах. Постоянным фоном в них звучали нежные звуки металлических колокольцев. Она не могла понять эти знаки, но они захватывали, поднимали и уносили ее тело сна в невероятное пространство. Сети ясно понимала, что это незнакомое для нее место было никак не связано ни с тем миром, где она жила, ни с теми богами, которых она знала. Созданное самой природой для проникновения, ее женское поле просто принимало и давало место этой энергии, пока, сгустившись, та не вспыхнула в ней яркой точкой, начав прорастать в сложный узор новой жизни. На несколько месяцев Сети стала смотрителем и проводником новой души…
Условия этого вынашивания сильно отличались от ее предыдущего опыта: у нее было постоянное ощущение, что это не она должна следовать предписаниям и соблюдать предосторожности, выверенные ее предками за века, а новая энергия полностью двигала ее в ее действиях и состояниях. Не заметив как, она практически перестала есть, стала крайне чувствительна к вкусу воды и запахам, вся ее жизнь начала регулироваться каким-то четким внутренним ритмом, который нашел отображение даже в ее речи и движениях. Сотис*, жрица Хатор, с первых дней беременности внимательно наблюдала за Сети, все время находясь подле нее в храме. Она всегда молчала, сосредоточенно слушая что-то, исходящее от женщины, но никогда не заговаривала.
Схватки начались в полнолуние десятой луны. Это был час заката, но, по ощущениям Сети, солнце почему-то никак не садилось, так как свет, заливающий комнату через оконце, совсем не тускнел. Это была девочка, нежная кожа которой после омовения также засветилась розоватым светом.
Когда через несколько дней малышку принесли к Сотис, та положила ей кисть на пульсирующий родничок и долго молчала. Затем жрица произнесла только одно: «Имя девочке будет Нана* до ее инициации». Объяснять она ничего не стала…

Далекое

Только Иштар — высока, только Иштар — царица,
только Госпожа — высока, только Госпожа — царица.
Заклинание-молитва к Иштар

Чем к более древнему прошлому мы обратимся, тем больше найдем свидетельств о том, что функции, которые мы сегодня называем жреческими, выполняли женщины. Поклонение образу женщины-матери как верховному божеству восходит ещё к эпохе палеолита. Жрицы никогда не управляли народом в нашем понимании этого слова и никогда не рвались к власти: их задачей было сохранять максимальную чистоту своей внутренней настройки на пространство, избегая отвлечений и понижений.
В целом, каждая женщина того времени была магичной по своей природе, существуя телом, энергией и сознанием в нескольких пространствах одновременно и увязывая их собой. Но были частоты, которые могла удерживать и проводить только наиболее сильная часть из них, и связаны они были с высокими параметрами светового пространственного резонанса, которые позже назовут богами.
Богиня-мать, Порождающее начало, Исида, Хатор и Маат, Си-ван-му и Яху-Анат, Иштар и Лилит, Деметра и Гера, Кибела, Анаит, Аллат, Анахита, Адити, Дэви и Шакти, Лакшми и Сарасвати, Дана и Сейба, Умай и Пачамама -  каждая культура связывала свое появление с универсальным женским началом.
«Она [Шакти] сотворяет всё в этой вселенной, как подвижное, так и неподвижное. Если Она благосклонна, то для людей она становится Подательницей даров и окончательного освобождения. Она — высшее знание. Причина окончательного освобождения, Вечная; она также и причина и путь перевоплощения. Она — Верховная над всеми богами». («Дэви-Махатмьям», «Величие Богини»)
«Иштар, ты - владычица богов, царица царей, подательница небесного света, поднимающаяся над землёй и спускающаяся на землю, оплодотворяющая её. Ты повелеваешь пределами Неба и Земли. Ты великий и совершенный свет, освещающий Небеса и Землю. Ты - покровительница гор, главой вверху упирающаяся в небо». (Вавилонские тексты)
Женщина, как явленная ипостась этого начала, считалась сосудом, способным проводить в этот мир и материализовывать любые энергии - от ребенка до событий и явлений. Инструментом для этого было ее тело: сама его форма, движение и звук голоса. Древние верили, что от качества настройки женщины зависели гармония и баланс всего пространства, ибо она могла выровнять неправильное, привнести нужное и предвидеть важное. 

Можно ли это принять? Сегодня современные дисциплины, наподобие НЛП и психологии, рассказывают о том, как настроиться на резонанс с другим человеком: нужно подстроиться под ритм его дыхания и речь, позу и движения, совпасть с его частотами. Но ведь если мы перенесем эту проекцию на большие масштабы, то легко поймем, что это ничем не отличается от настройки древних женщин на те пространственные энергии, которые мы сегодня называем божественными. Телом, движением, дыханием и звуком они входили в резонанс и воспринимали самые разнообразные форматы потоков вокруг себя.
В период Древнего Царства в Египте женщины занимали высшие места в религиозной иерархии, исполняя ритуалы, которые выглядели как сложные танцевально-двигательные действа. (В Новое царство и в переходный период их статус существенно понизился, и они стали исключительно певицами или игральщицами на систре, которые сопровождали жрецов либо в процессиях вокруг храма, либо в его внутренней части.)
Существовали две формы участия в отправлении культа: в первом случае женщина вела обычную жизнь, приходя в храм для участия в церемониях, во втором - она становилась «хенеретет», затворницей, жрицей, живущей по законам чистоты и непорочности («хенерет» - самая закрытая часть храма).
В прошлом служение женщины никогда не рассматривалось как проявление ее индивидуальности: она выражала тонкие силы как обозначение божественной воли, воспринимая себя как ее проводника. Удивительно, но храмовое служение осуществлялось в рамках строгих, неизменных канонов на протяжении  тысячелетий. Это свидетельствует о стабильности внешнего поля планеты и ясном видении пространственной иерархии - от макрокосмоса до человека и его судьбы. Понимание бессмертия души и существование в условиях взаимопроникновения небесного и земного удерживало человека того времени в переживании своей жизни как пути, где посредством планетарных энергий и набираемого опыта он обогащал и развивал свою душу.
Храмовой женщине было уготовано концентрированно проводить Небо сюда, на Землю. Делать это она могла посредством постоянной медитации-настройки, движения-танца и резонанса-звука. В зависимости от ее структуры определялось, какого качества поле ей доступно, и, соответственно, в этом направлении строилось ее выведение при воспитании.
Нам крайне сложно сегодня расшифровать, на чем же реально базировалось обучение и как проходила жизнь посвященных храмовых женщин. Естественно, что сами они нигде не сохраняли свои знания и опыт (передача всегда была устной и личной), а позже, когда мужчины занялись фиксацией окружающего мира, то они, во-первых, не являлись людьми, допущенными в самые сакральные женские служения, а во-вторых, их тела и сознание не были способны воспринять ощущения и воспроизвести переживания храмовых жриц.
Также следует различать «танец» женщины, живущей в храме, и танец, которым египтяне пользовались для выражения эмоций и отражения каких-то событий повседневной реальности. Те рисунки, которые мы можем видеть сегодня на стенах и стелах гробниц и других зданий, отражают танцы развлекательные или общественные, даже если они носили ритуальный характер. Настоящее же служение всегда осуществлялось без зрителей, ибо достигаемое напряжение определенного поля не должно было понижаться людьми, не соответствующими или не настроенными.
Женщины-жрицы также выступали в роли врачевательниц, умея прежде всего чинить нарушения в душе человека, в токе его энергии. И не случайно покровительницей таких женщин была богиня Секхмет, представляющая девятое поле - всё интегрирующее и всё содержащее.
Еще одной важной задачей храмовых служительниц было участие в проведении погребальных ритуалов, которые в глубоком прошлом традиционно исполняла специально обученная и подготовленная женщина, так как было важно удержать и провести душу умершего из земного тела в иное пространство.

Параллельное-2

Подрастая, Нана продолжала удивлять всех вокруг, но только не Сотис. Семя Атона* проросло необычным образом: девочка легко приняла и трансформировала под себя маат*, особую настройку в начале каждого дня. В отличие от других членов своей семьи она не закрывала глаза и не замирала для того, чтобы внутренне обратиться к богам, а, наоборот, начинала молча двигаться, перемещаясь в сложных, видимых только ей узорах. 
Сотис явно видела в Нане проявление души древних богов, когда те были еще детьми*, до их взросления. Девочка была чиста, непосредственна и жила какой-то внутренней правдой и чистым откликом на звук, свет и любое движение вокруг себя. Везде, где она оказывалась, устанавливался невероятный покой и ясность, но при этом пространство пульсировало жизнью и радостью. Нана умела двигаться и жестикулировать так, что вокруг нее все время ощущалось некое облачко, висящее как легкая дымка.
Тогда, в момент рождения ребенка, держа руку на ее родничке, Сотис увидела, что из семи ипостасей Хатор, покровительствующей всем новорожденным и предсказывающей их судьбу, малышка вибрировала высшим седьмым тоном, ясным лучом чистоты...

Много раз луны плавно сменяли друг друга, и когда Нане исполнилось семь лет, она снова стояла перед Сотис, невинная и доверчивая. Жрице предстояло решить две задачи: дать наконец девочке ее истинное имя и проверить судьбу служения ее души. Откровение, через которое прошла Посвященная за день до этого, только подкрепило ее раннее видение: на Землю пришел новый проводник-хранитель, способный создавать особое пространство за счет своего внутреннего света и способности плести энергию.
Встреча состоялась в оливковой роще, которая давала приятное укрытие от полуденного зноя. Мягко беседуя с девочкой вроде бы ни о чем, Сотис периодически потряхивала систром, наблюдая за ней. Речь и движения Наны гармонично вписывались в ритм позвякивания колокольцев, но малышка не проявляла волнения. Беседуя, они дошли до храма и прошли в его внутреннюю залу. Звуки систра уплотнились под сводами помещения, возникло ощущение, будто колонны передавали звук вверх.
Нана вдруг замерла, оборвав свой ответ на полуслове, и начала вслушиваться во что-то. Через секунду она уже двигалась по площадке, выложенной разноцветными узорами камней и минералов. Хрупкое тело ее перемещалось практически невесомо, едва касаясь пола, движения рук будто слились со стенами и колоннами, и по этим магистралям толчками текла энергия, то опускаясь вниз, то клубясь и устремляясь вверх.
 - Пришла Мерт… - выдохнула Сотис. - «Любительница тишины», «служительница внутреннего храма».
Пока девочка не подросла до этого испытания, жрица все время сомневалась, в каком направлении будет выражаться служение Наны. «Мерит», «возлюбленная» - богиня танца, храмом которой были открытые пространства, сама природа. Такая женщина умела сливаться с силами Матери-Земли и выравнивать ее поле. Мерт, «любительница тишины», - ипостась богини, которая была способна телом и сознанием держать высокое напряжение для того, чтобы приводить небесные потоки энергии, наполняя ими храмы-сосуды.
И действительно, возникло явственное ощущение, что воздух во внутреннем алтаре стал гуще, он как будто потрескивал от напряжения, которое время от времени проскакивало, как искра. Тело и все движения Мерт плели что-то невидимое, но невероятно прекрасное, ее глаза были полуприкрыты, а голова немного заброшена назад. Сотис придержала систр. Замерла и девочка, продолжая оставаться в своих ощущениях… Свидетелями того узора, что сложился и повис в воздухе, были только боги и жрица.
Мерт предстояло перейти в новый дом и начать обучение в Храме…

Современное

Antuquam exqirite Matrem…
Матери древней ищите…
Вергилий

Удивительным и страшным образом трансформировалось в нас восприятие храмового служения женщины. Ее посвящение мы назвали храмовой проституцией, а молитву всей ее жизни, общение с небесным и очищение земного пространства посредством изысканного движения и настройки - танцами.
Мы превратили саму идею танца в развлечение низкого пошиба, исключительное ублажение зрителя, в завуалированные сексуальные игры женского с мужским. Мы научились проводить чемпионаты по танцам, где баллами оцениваем технику, скорость и сложность движений, но не воспринимаем глубину чувств танцующих и их переживание. Оценками качества стали медали, дипломы и ранги… Именно на это «натаскивается» девочка, впервые пришедшая заниматься танцами.
Современный танец приобрел несколько характерных черт, которые сделали его абсолютно иным образованием, приучив человека к устойчивым реакциям и эмоциям.
Во-первых, как уже было упомянуто, танец стал эквивалентом эротизма - прямого или скрытого призыва, обращенного к мужчине. На это подтекстом должно работать всё - тело женщины, ее макияж, одежда, излучаемая энергия, история, которую она повествует в танце, и так далее. Танцующая женщина обязана нравиться, она должна возбуждать и вызывать одобрение и похвалу.
Во-вторых, главной задачей современного танца стало удержание внимания сторонней аудитории. На это работают и приклеенные неестественные улыбки, и максимально амплитудные движения (ведь внутреннюю работу никто не увидит и зритель заскучает). Нужно использовать платки, шарфы, сабли, веера, крылья, подсвечники, обручи, опахала… Оттанцевать надо так, чтобы зритель сначала подтопал ногами, а потом похлопал руками… Это значит, что все получилось (желательно, чтобы еще вызвали на бис).
В-третьих, в среде танцоров и танцевальных коллективов развилась абсолютно ненормальная конкуренция, зачастую граничащая с агрессией. Для того чтобы обогнать «соперников», изобретаются все более и более экзотические движения и связки. Так танец ушел в гимнастику и даже пророс в отдельные виды спорта.
В принципе, танец и стал спортом - не менее чем бизнесом, когда он наполнился рекламой с призывами сбросить вес, что-то подкачать, где-то растянуть…
Ну и самое главное, современный танец стал мертвой хореографической конструкцией некого индивида-постановщика, который зачастую не имеет восприятия танца как особого пространства, не владеет понятиями о потоковости, геометрии движения, энергии и ритме, не обладает знаниями базовой и сакральной анатомии. Современные выпускники культурных институтов или самоучки оперируют понятиями скорости, физической нагрузки, танцевальными схемами, построенными на повторах и простых рисунках, копируют технику носителей той или иной танцевальной культуры (танго, самбы, катхака, сальсы), не особо вникая, а что же те делают внутри движений, чем они живут в танце и ради чего… 
Можно обозначить еще множество проблем и задать много вопросов, но в этом не много смысла. Править в корне нарушенную структуру не имеет смысла. Называть служение божественному «храмовой проституцией», сестринство - «гаремом бога», и рассуждать о том, что мужчины позволяли женщинам прислуживать в храмах, - это значит навсегда отрезать себе путь к познанию и переживанию.
Но, возможно, еще не поздно вернуться к первоначальной идее танца – к молитве телом, к понятию храма движения, к восприятию танца как самой пульсации жизни, к интимному диалогу с пространством и космосом. Ведь до сих пор на планету приходят души маленьких Мерит и Мерт, которые дышат этой пульсацией и показывают всему миру ее красоту. Они не заигрывают и «не прогибаются» под зрителя. Наоборот, они воспитывают и заставляют человека возвыситься в его переживании и настройке, чтобы тот обнаружил в себе следы своей души и ее силу... 

* Хекет - богиня воды и плодородия, помогающая при родах. Изображалась в виде лягушки или женщины с головой лягушки. Считалось, что она вдыхала в ноздри новорожденного дыхание. Женщины, помогающие роженице, назывались «слуги Хекет».
* Сотис – название созвездия Исиды у египтян.
* Нана (др.-ег. «nn») – «ребенок».
* Маат - концепция правопорядка, данного богами, творение справедливости и гармонии. Можно также обозначить как совокупность этико-правовых норм для древнего египтянина, в первую очередь из высшего сословия. Настройка на маат каждое утро была важна, так как утро соотносилось с богом-ребенком («с пальцем во рту»), который нуждался в охране особых существ.
* Семя Атона - концепция, согласно которой Атон заставлял прорасти семя в утробе матери. Атон - тот, кто создает народ из семени, кто питает дитя в утробе матери, кто утешает его, вытирая его слезы (в соответствии с гимном из Амарны).
* Боги-дети - концепция, характерная для раннединастического периода, когда имело место почитания богов-детей, так как для египтян мир начинался с божественного ребенка (согласно мифологии, изначально все боги были детьми и потом повзрослели). Солнце, например, рождалось как бог-ребенок Хепри, днем взрослея в Ра и к вечеру переходя в Атум.