Ч 2 Глава 3 Развитие души п. п. 4, 5

Владимир Селиванов 2
              4. Чистота психики

  "... Если свет, который в небе, тьма, то какова же тьма?”
Евангелие от Матфея, стих 7

   Наряду с обретением силы, о ч и щ е н и е — равноценная составляющая процесса развития психики.
   Лишний вес — жир, шлаки — отягощают физический организм, заставляют его терять драгоценную энергию. Излишние структуры тонких тел точно так же мешают им нормально функционировать. Накапливая материю под свою власть, мы до определенного времени множим силу соответствующего тела. Но, когда материи становится слишком много, то она уже не служит телу или служит неэффективно, не предоставляя ему, а, наоборот, отнимая от него энергию. Это справедливо для всех уровней тел без исключения. Развитие нельзя считать нормальным вне процессов упорядочения материи, избавления от  ненужных действий, чрезмерных эмоций, лишней, никчемной информации при мыслительных процессах. Отрывая энергию тела на непроизводительные нужды, излишняя материя и информация напрягают психику, отягощают сознание, ослабляют его иллюзорными, вредными для развития потребностями.

   Очистить собственную психику (читай — душу) означает, в первую очередь, оптимизировать количество материи и информации, находящихся в её распоряжении. Развивая, например, своё “пост физическое тело”, человек может преуспеть иметь не один дом, а десять или сорок в разных концах света, не одну, а сотню машин, столько же самолетов, яхт, предприятий, бирж, любовниц и прочего. Однако на определенном этапе он может ощутить, что не в состоянии управлять всем этим имуществом, что оно, по меньшей мере, тянет с него денег гораздо больше, чем приносит удовольствий. Это и есть то, что называется перебором материи, зашлакованностью психики. Конечно, человек в такой ситуации может и дальше стремиться обретать все большую власть над вещами, но за это он вынужден платить здоровьем, нервами, зрением, а, кроме того, не избежать конфликта с телами собственной души тонкого порядка.

   В таких случаях бизнесмен, к примеру, нанимает кучу исполнителей, заменяя тем самым власть над материей властью над людьми. Последнюю, несколько упростив, можно определить так: кого куда поставить, что с кого спросить и кому, сколько за это дать. Мышление хозяина становится вспомогательным инструментом перераспределения физических благ. Если власть над материей и её «сгустками» — людьми на физическом плане становится самоцелью, а средством для этого выступает мышление, то последнее, как психический процесс, обеспечивающий связь духа с собственными плотными телами, утрачивает свои возможности. В связи с этим следует констатировать, что в целом мышление современников, несмотря на его развитость (в смысле его силы), является в сильной степени загрязнённым и ограниченным служением потребностям преимущественно низших планов. В этом особенность современной цивилизации, где ценятся более всего комбинации из физической материи и мысли, способной её оригинально и эффективно комбинировать.

   Остается лишь надежда, что в будущем приоритеты сместятся в комбинации высшего порядка, мышление выйдет из плена грубо материальных иллюзий и станет существенным подспорьем светлому духу цивилизации. Когда такое случится, вполне можно будет объявлять начало золотого века. Современное же состояние общества требует интенсивной терапии, хотя, к сожалению, все может обернуться и хирургическим вмешательством в виде очередной порции страданий от природных катастроф, войн и лишений, способных в относительно короткий срок в огромных масштабах сдвинуть сознание человечества с прогнившего, засиженного места. Не пророки, не войны, не правители будут решать судьбы человечества. Даже божественная Любовь не в состоянии долго терпеть увеличивающуюся слепоту, ограниченность и зашлакованность душ. Наши судьбы делаются нашими руками.

   Трагедия современного общества состоит в том, что люди не видят перспектив иного развития и в массе своей даже не подозревают о них. Происходит такое опять же вследствие загрязнения сознания иллюзорными потребностями и “цивилизованной” информацией типа: кто кому что должен, что ему за это будет причитаться в денежных казначейских билетах. Скептики — ученые из команды тандема “физики - мысли” — с невероятно ослиным упорством накладывают своё “вето” на все трансцендентные стороны тонкого бытия, на все чудеса, которые не способны объяснить; они ищут во всём им непонятном мошенничество и обман. Почему? Да в силу той же инертности собственных душ, закостенелости мышления.

   Лучший способ избавиться от этой грязи — навсегда расстаться со всяким самомнением, со всякой оценкой собственных достижений, как отрицательной, так и положительной. И, отряхнувшись от этой пыли, следует не переставать идти к истине и свету. По этому пути шли все великие души земли. Сильным мира сего не повредило бы воспользоваться их примером. Не стоит также забывать о постах, голодании и медитации (молитве). Не всякое очищение происходит комфортно и безболезненно, особенно в запущенных стадиях. Ту часть души, которую человек не успевает очистить при жизни, приходится расчищать в “чистилищах” посмертных планов, кому-то - и в аду.

   Достигая достаточной степени совершенства силы и чистоты какого-либо из тел, человек становится красив этим телом, своими мыслями, эмоциями или величием собственного духа. Можно сказать, что само понятие “к р а с о т а ” — это оценка развития тела, степени его рациональности. Это же касается красоты физического тела (или любого из иерархии тел), творения человека (техники, сооружений, произведений литературы, музыки и пр.) или Божественных творений (природы, Земли, Вселенной). Красота, прежде всего, разумеет под собой – рациональность, в чём бы она ни проявлялась.

   Есть такое понятие — “р а з о т о ж д е с т в л е н и е”. Им пользуются психоаналитики и последователи психосинтеза Ассаджоли. Оно близко по смыслу понятию “очищение”, разве что ещё оставляет возможность обратного процесса. Очиститься от чего-либо значит выбросить вон, без задней мысли это что-то оставить.

   Близким к понятию “очищение” является понятие “раскаяние”. Лишь искреннее раскаяние, как самоосуждение и самоочищение, может позволить избежать суда высшего порядка. Но такое раскаяние должно произойти лишь на самом высшем психическом уровне, который только доступен личности. Раскаянию во многих случаях сопутствует утрата силы, материи, власти. Всё, что тянет душу вниз, что отягощает дух, должно быть без сожаления отброшено. Лишь после этого, совершив переоценку ценностей, будучи в сознании очищенного духа, можно постепенно вернуться к старым мирским проблемам, не привязываясь к ним и не отождествляя себя с ними.

   Бесспорно, гораздо легче производить собственное психическое обновление людям, хотя бы однажды поднимавшим своё сознание, подобно апостолу Павлу, до духовного или божественного уровня. Гораздо труднее этого добиться ребёнку или человеку, впервые вступающему в мир тонких сфер души, высшие уровни сознания которого подобны новым, слипшимся целлофановым мешкам: они вроде бы и существуют, но объем информации, доходящий от них до физического организма, близок к нулю. Чтобы “раздуть” их, необходимо первоначальное усилие, нужен первый смелый шаг и, конечно, крепкая вера. Этот же процесс может быть “катализирован” страданием. У каждого свой путь развития.

   Однако процесс этот не следует слишком подстегивать. Не следует забывать закон маятника. При “срыве” он способен увести точку сборки сознания ещё ниже исходного уровня, с которого развитие начало продвижение вверх. Причиной тому может послужить как слишком слабая психика и отсутствие должного психического опыта, так и отсутствие веры в избранный путь духовного совершенствования, терпения идущего по этому пути. Такое случается и довольно часто. Риск срыва обусловлен стартовой психической недоразвитостью: недостатком силы духа и чрезмерной замутнённостью сознания. В этой связи Ассаджоли пишет о кризисе духовного пробуждения: “Если развитие личности не отвечает требованиям момента, то стирается различие между абсолютной и относительной истиной, между “я” и “Я”... прилив духовных энергий может вызвать отрицательный эффект — усиление и разрастание “эго” (Ассаджоли Р. Психосинтез, теория и практика от душевного кризиса к .высшему “Я”. С. 37).

   Люди, впервые достигшие, скажем, астрального или ментального просветления, принимают его за просветление духовного уровня или космического, отождествляя при этом сознание достигнутых тел с божественным. Примеров таковых, особенно на рубежах веков, было и существует поныне более чем достаточно. Стоит, например, взглянуть на психиатрическую практику, изобилующую шизофрениками. Бред лидеров сект, подобных “Белому братству” — из этой же серии. В этой же связи осторожнее следует относиться к возрастающему числу “духовидцев”. Совет здесь может быть лишь один: смотреть не на титулы (волхвы, к коим относит себя, например, А.П. Наумкин, принимая “Калагию” по “лучу Махасатьяна от Иисуса Христа-Матрейи”, или седьмые и последующие “пророки” Аллаха), а на суть исходящих от них “истин в последней инстанции”. Слово Господа, как видно из “Бхагават-гиты” и Нового Завета, всегда просто и ясно. Оно всегда и при всех условиях несёт в себе основные божественные законы: Свободу и Любовь. Все же противоречащее им может быть только от лукавого.

   “Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей шкуре, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их...
    Многие скажут мне в тот день: “Господи! Господи! Не от Твоего ли имени мы пророчествовали? И не Твоим ли именем бесов изгоняли? И не Твоим ли именем многие чудеса творили?” И тогда объявлю им: “Я никогда не знал вас; отойдите от меня, делающие беззаконие” (Евангелие от Матфея, стих 7).

   Человек, по причине психической слабости сошедший с пути духовного восхождения на низшие ступени развития, но не желающий этого признавать, выдающий желаемое за действительное, является потенциальным клиентом психиатрической больницы (в запущенных случаях – чистилища). Спасти такого клиента от угрожающей ему шизофрении может лишь критичный взгляд на собственные “достижения”, разотождествление с иллюзиями собственного величия. Одновременно необходимо изыскать и новые энергетические ресурсы его психики, чтобы помочь в реальном развитии человека — рациональном и гармоничном, для чего и существуют методы психотерапии.

   Совершенно справедливо Ассаджоли указывает на внешнюю схожесть симптомов истинного заболевания шизофренией с кризисом, обусловленным духовным пробуждением. Первое нужно чётче отделять от второго. Тем не менее, есть все основания считать, что и у заболевания, и у оговоренного душевного кризиса существует единый источник — недостаточно развитая психика и срыв маятника сознания в направлении более плотных тел. В этой связи следует вспомнить об индивидуальных схемах психического развития. И в том, и в другом случаях задача психиатра — исследовать все тенденции всех тел пациента на данном этапе становления его психики и сконцентрировать терапию на ослабленном её звене. Добиться этого при нынешнем теоретическом потенциале психиатрии — дело сложное. Здесь мы в очередной раз подходим к острой необходимости фундаментальной психологической теории.


5. Анти-Ницше: послесловие к “Воле к власти”

   Среди учений, без сомнения, повлиявших на многие выдающиеся умы мира сего, философия Фридриха Ницше занимает одно из видных мест. Смелость идей, логика, изящный слог (чего стоят одни ницшевские афоризмы) — все это в совокупности способно заворожить и пленить внимание читателя. Тем не менее, при изучении произведений Ницше, особенно философской их части, вдумчивый читатель (подчеркиваю — вдумчивый, а не эмоциональный, последним философ ценен не столько своим учением, сколько умением воздействовать на эмоции) не раз может почувствовать некое смутно-тягостное ощущение, навиваемое основной идеей его сочинений. Ницше, взяв своим отправным принципом атеизм, не пошёл далее абсолютизации “воли к власти”. Мышление, дух, нравственность, сознание, в конце концов — всё у него подчинено единственно потребностям физической плоти, всё перевернуто с ног на голову.

“Мы хорошо сделаем, — пишет Ницше, — если займёмся изучением нашего организма в его совершенной безнравственности...
   Телесные функции принципиально в миллион раз важнее, чем все красивые состояния и вершины сознания: последние представляют лишнее украшение, поскольку они не являются орудием для упомянутых телесных функций” (Ницше Ф. Воля к власти, опыт переоценки всех ценностей. REFL-book, 1994, с. 315).

   Позже, составляя принцип “выживания любой ценой”, Р.Л. Хаббард, ставя его во главе угла своей “Дианетики”, видимо, руководствовался теми же идеями, что и его гениальный предшественник, с той лишь разницей, что Ницше более честно и ясно довел эти постулаты до их логического конца. Безусловно, Хаббарду следовало бы отдать своему предшественнику должное. Чего стоят, к примеру, слова:

   “Основной феномен: бесчисленное к о л и ч е с т в о   и н д и в и д о в   п р и н о с и т с я   в   ж е р т в у немногим, как условие их возможности. Не следует вдаваться в обман: совершенно так же обстоит дело с народами и расами: они образуют “материал” для создания отдельных ценных индивидов, которые продолжают великий процесс”.

   Под “великим процессом” Ницше, видимо, разумеет размножение, поскольку дальше продолжает:

   “... Именно в акте рождения осуществляется действительное назначение индивидов и, следовательно, его высший интерес, наивысшее выражение его власти” (Ницше Ф. Воля к власти... С. 320, 321).

   Адольф Гитлер, у которого Ницше был излюбленным философом, во многом позаимствовал в своей “Майн Кампф” эту идею из приведенных цитат, “усовершенствовав” ее разве что идеей национального превосходства немцев над иными “недоразвитыми” нациями.

   Далее у Ницше читаем: “Жизнь не есть приспособление внутренних условий к внешним, а воля к власти, которая, действуя изнутри, всё больше подчиняет себя и усваивает себе “внешнее” (там же, с. 321).

   Порочность универсализации и абсолютизации принципа “воли к власти” заключена в отрыве его применения от не менее важных и общих законов: Свободы и Любви. Власть и основные божественные принципы стоят на разных чашах весов всех планов бытия. Там, где чрезмерно много власти, Свобода и Любовь проигрывают, и, наоборот, где торжествует божественное начало, власть теряет свою актуальность.

   Чем ближе к Богу, тем меньше влияние закона власти и большее влияние Свободы и Любви. Очищенное от “воли к власти” пространство божественного уровня заполнено безраздельным господством Любви. На божественном плане, смею предположить, отсутствует даже власть Самого Создателя, ибо этого плана могут достичь лишь те души, во власти Бога над которыми нет никакой необходимости. Из религиозных источников известно также, что Творец исключительно редко прибегает к власти и на уровнях низшего порядка во имя торжества Любви и Свободы, особенно тогда, когда кто-то их ущемляет. Любовь Бога противостоит лишь власти демонов. Поэтому об абсолютизации принципа “воля к власти” не может быть и речи.

    «Вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют над ними; но между вами да не будет так... так как Сын Человеческий не (для того) пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих»
(Евангелие от Матфея, стих 20).

   Ницше слишком увлекся в своей философии тем, что был способен видеть и осязать вокруг себя. А видение его было весьма ограничено плотной материальностью бытия. Отсюда — ограниченность его окончательных истин. Как может строитель, имея в своём распоряжении лишь десятую часть материала, необходимого для постройки храма, сотворить этот храм во всем его блеске и величии, будь он даже таким искусным мастером в своем деле, как наш уважаемый философ. Не отсюда ли духовное уродство выданной “на-гора” его философской конструкции? Разные мастера — разные храмы, созданные ими:

   “Нет выше той любви, как за друга душу свою полагать. Где любовь, там и Бог”, — это слова Иисуса Христа.

   “Ложность теории, что отдельный индивид руководствуется выгодами рода в ущерб своим собственным выгодам: это только видимость”
(Ницше Ф. Воля к власти... С. 321).

   Власть — это единственное, что противостоит Любви, поэтому вполне допустимо предположить, что власть является наиболее сильным орудием демонов. Мудрено ли, что “волю к власти” в разные времена выбирали для себя в качестве универсальной цели те, кто творил свои дела по образу и подобию сатанинскому. Сколько же их было и существует поныне на матушке Земле? Скольких “микролюциферов” подготовила теоретически только одна-единственная философия “воли к власти”?

   Вместе с тем, нельзя не отдать должное честности и логике мастера, изобразившего кульминацию своего основополагающего принципа в виде “высшей точки власти”. Ницше представляет её себе следующим образом: “Изобразить обратное движение вниз о т   в ы с ш е й   т о ч к и   в   п р о ц е с с е   с т а н о в л е н и я  (точки наивысшей одухотворенности власти на почве наивысшего рабства), как следствия наивысшего развития силы, которая обращается теперь п р о т и в   с а м о й   с е б я ,  и так как ей нечего более организовывать, употребляет свою силу на дезорганизацию...” (там же, с. 341).

   Да оценит читатель сию ницшевскую мысль — своего рода оценку созданного им же храма. Нужно ли к ней еще что-нибудь добавить? Разве что разглядеть аналогию с афоризмом: зло, которому не препятствуют, в конце концов, уничтожает самоё себя. Не лучше ли заблаговременно расставить приоритеты по местам, согласно их истинной значимости?