Шибздик

Анатолий Комаристов
­­­­­­­­­­­Вспомнилось далёкое послевоенное детство. Это было летом 45-го, а может быть 46 года — точно не помню. Познакомился я с очень интересным мальчишкой. Сам я небольшого роста, а он вообще был на голову ниже меня. На нём, как на тростиночке, болталась застиранная цветастая рубашонка, висели на помочах, видавшие виды короткие штанишки. И вообще он был весь какой-то взлохмаченный, давно не стриженный и в больших сандалиях на босую ногу.

Знакомство наше состоялось на выгоне. Горожане называли его Красная площадь. Это был небольшой пустырь, на который выходили две городские улицы — Карла Маркса, где жил я, и Дорошенко, где жил мой новый знакомый.

Моя бабушка, у которой я воспитывался, держала козу Муську. В те тяжелые годы семья, имевшая козу, а ещё лучше двух, выживала и имела возможность давать детям питательное козье молоко и даже делать сыр. В мои обязанности входила встреча козы из стада с пучком свежей травы в руке. Пастух пригонял стадо на выгон, где жители близлежащих улиц встречали свою живность: коз, телят, овец.

Помню, как этот мальчишка, он тоже пришел встречать свою скотину, вдруг подошел ко мне и шмыгая носом, сказал:
— Хочешь я расскажу тебе смешную историю про нашу козу Таську?
Поскольку стадо ещё не появилось в переулке, ведущем из села Погореловка на выгон, я согласился:
— Давай, рассказывай.
Он рассказал мне что-то очень смешное про свою козу, и мы с ним долго хохотали.

Короче, мы подружились. Звали его Вовка. Наши огороды имели общую границу, и я иногда бегал к нему во двор через свой огород. А иногда он приходил в наш двор. Однажды, когда мы с ним дурачились в нашем дворе, на веранду вышла моя тётя Шура. Увидев Вовку, она удивленно вскинула брови и сказала:
— Та-а-а-к… А кто это за шибздик* такой появился в нашем дворе?
— Я не шибздик. Я Вовка. Погореловы мы, - шмыгнув носом, тихо сказал мой новый друг.
— И где живут Погореловы? – спросила тётя.
— На Дорошенко мы с маманькой живем.
— Понятно. Ну, расскажи, Вовка Погорелов, как вы живёте, какое у вас хозяйство, как ты помогаешь мамке, как учишься, какие книги читаешь, с кем дружишь, чем увлекаешься.

И тут Вовку понесло. Коверкая слова, глотая окончания, не обращая внимания на падежи, склонения и вообще на все правила грамматики русского языка, он затарахтел, как блоха по коробке.
— Тёть Шур! У нас есть коза Таська вот с такими рогами, - и Вовка широко развел руки в стороны. — Один раз я её дернул  за бороду, а она так саданула меня рогами под зад, что я летел с крыльца до самых ворот. Целую неделю задница болела. Кур держим. Петух у нас большой, красивый, но ужас какой драчливый и почему-то все время хочет долбануть меня прямо в голову. Ещё у нас живут кот Васька и кошка Шкода – воровка жуткая. Ничего на столе оставлять нельзя – утащит за две минуты. Гуси были. Гусак тоже, как и петух, шибко злой был, как собака. Всё время шипел и норовил клюнуть меня и маманьку.

А на чердаке у нас пара голубей живет. И днем и ночью всё воркуют и воркуют. Недавно маманька во дворе насыпала курам проса, а голубь, он же дурной, полез между ними к зерну. А кот Васька подкрался сзади и как шарахнет его лапой. Теперь сидит на чердаке и не высовывается. Видать кот ему крыло повредил. К ветеринару бы отнести надо, а как его на чердаке поймаешь. Беда, - и Вовка тяжело вздыхает.

— Тёть Шур! Я люблю рассказывать разные истории. Учительница говорит про меня, что я «великий фантазер», а я ничего не придумываю, а только рассказываю, что со мной на самом деле было. А разные истории почему-то у меня каждый день бывают.
— Вовка, а ты книги любишь читать? – спросила тётя.
— Нее-е… Это ваш Толька говорил, что много книг прочитал, а я только одну.
— Интересно, какую?
— Про барона, который себя за волосы из болота вытащил. Вот как он это сделал? Я пробовал сесть на траву и за волосы поднять себя и ничего не получилось. Только клок волос выдрал.

— Вовка, а какие истории с тобой бывают каждый день? Расскажи хоть одну. Сегодня что-то уже было или ещё не было? - спрашивает его тётя Шура.
— Было. Ещё как было… Маманька утром послала на огород молодые огурцы собрать, пока соседские куры их не поклевали.
— Ну, и что случилось?
— А то. Листья на грядке отвернул. Увидел огурчик маленький, зелёный. Только хотел сорвать, а он в руке зашевелился – змеюка оказалась вместо огурца. Вы знаете, тёть Шур, где я оказался?
— Где? – улыбнулась тётя.
— На макушке яблони. Полчаса сидел ждал, когда змеюка уползёт. Боялся спускаться. Маманька не дождалась огурцов, пришла. Отругала, заставила слезть на землю ещё и по шее надавала.
— Это не змея, а, наверное, уж был, - засмеялась тётя.
— Не знаю кто это был, но я здорово испужался.

Рассказ Вовки развеселил тётю, и она спросила:
— А вчера что-нибудь с тобой интересного случилось?
Вовка улыбнулся:
— А как же, случилось. Куры соседки тёти Марфуши на наш огород пришли. Маманька говорит: «Вовка, да прогони ты их к чёртовой матери за забор!». А забора у нас толком и нет – три доски старые и гнилые. Ну, прогнал я куриц и петуха к забору, глядь, а за досками Нюрка – дочка тёти Марфуши - трусы снимает и садится на траву писать.

Вовка заразительно хохочет: «И села не на траву, а голой жопой на крапиву». Тётя сдерживает смех: «Вовка, это неприличное слово. Не надо его повторять. Лучше скажи «села попой» или «задним местом».
Вовка удивляется: «Какой попой? Нюрка орала так, что тётя Марфуша выскочила из дому на крыльцо и кричит: «Чего орешь, дура?!». Нюрка плачет: «Писать захотела и на крапиву села». Тётя Марфуша ругается: «ну, и идиотка!», срывает ветку крапивы и ещё раз Нюрку по голой попе крапивой, и ещё раз. А та орёт — просто кошмар».

И Вовка снова хохочет. Тётя Шура сдерживает смех, отворачивается, а потом говорит: «Да, шибздик. С тобой не соскучишься. Весёлый ты мальчишка».

Почти каждый день Вовка приходил в наш двор и терпеливо ждал, когда тётя Шура выйдет из дому, чтобы рассказать ей о необычном приключении, которое случилось с ним в этот день или накануне. В её лице он нашел внимательного и очень доброго слушателя и взахлёб рассказывал ей об очередной и обязательно весёлой истории.

Прибежал как-то рано утром, но не весёлый, а с размазанными слезами на щеках. Спрашиваю: «Ты чего ревел? Что случилось?». Отвечает: «Кошка окотилась, а маманька слепых котят в ведре утопила. Оставила только одного беленького котенка. Говорит, куда их девать? Все кошки и коты на улице Дорошенко дети нашей Шкоды. Жалко мне котят было, потому и ревел». Днем Вовка, привычно шмыгая носом, рассказал эту историю тёте Шуре.

Весь июль и почти до конца августа мы общались с Вовкой. За это время много весёлых, и не только, историй услышала от него моя тётя Шура, да и я тоже.

Ну, а дальше события разворачивались так. В городок на раздолбанной полуторке приехал в командировку фронтовик дядя Петя и определился на постой у Вовкиной маманьки. Вовка целый день, когда машина стояла у дома, ходил вокруг неё с маленьким ведром воды, тряпкой и без конца мыл и протирал фары, радиатор, дверцы и даже колеса. Приглашал меня в кабину, и мы прыгали с ним на сиденье, из которого во все стороны торчали пружины, крутили руль, давили на педали и дёргали рычаги.

В конце августа Вовкина маманька пустила в свою избушку квартирантов, а дядя Петя забрал её, Вовку, козу Таську и увез их в Старый или Новый Оскол.
У Вовки-шибздика начиналась новая жизнь.

-----------
*коротышка, маленький, мальчик с пальчик, метр без кепки, недоросток, шкет
(Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера)

Миниатюра под названием "Вовка Погорелов" опубликована в Общественно-политической газете Корочанского района Белгородской области  14 июля 2022 года. "Ясный ключ" № 28(10154)