Творческий вечер Александры Пахмутовой

Александр Щербаков 5
Не думаю, что моим читателям надо напоминать, что Александра Пахмутова - великий советский и русский композитор. Не композитор-песенник, как иногда можно назвать кое-кого из наших мастеров, пишущих мелодии к стихам, а полноценный композитор, которая писала музыку для симфонических оркестров, для оперы.

Последнее время, наслушавшись и начитавшись материалов о событиях на Украине, чтобы успокоить расшатавшиеся нервы, по вечерам смотрю передачи с творческих вечеров замечательных советских композиторов, поэтов  и исполнителей - Оскара Фельцмана, Яна Френкеля,  Михаила Пляцковского,  Махаила Танича, Давида Тухманова, Александра Морозова, Вячеслава Добрынина, Юрия Антонова, Иосифа Кобзона  и других.  Послушал я творческие вечера и композитора Александры Пахмутовой, которые были посвящены нескольким юбилейным датам - 60-летию, 80-летию и 90-летию со дня рождения.  И решил поделиться своим мнением о вечере, который прошел 23 октября 2009 года в театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, посвященный 80-летию композитора.  Концерт продолжался более 3-х часов и первый час исполнялись произведения Пахмутовой для симфонического оркестра. А потом  больше 2-х часов исполнялись знаменитые песни Пахмутовой, которые она писала не только на стихи своего мужа Николая Добронравова, но и на стихи других поэтов. Большую часть этой песенной части  концерта Александра Николаевна сидела за роялем на сцене и играла вместе с  оркестром "Фонограф".

Было приятно увидеть среди зрителей, заполнивших партер и балконы, и исполнителей,  еще живых в то время Элину Быстрицкую, Валентину Толкунову, Иосифа Кобзона, космонавта Леонова, жену тогдашнего президента Медведева, кинорежиссера Светлану Дружинину с мужем, кинооператором Мукасей, знаменитых фигуристов Игоря Бобрина и Наталью Бестемьянову, актера Эммануила Виторгана.  супругу Кобзона и мужа Пахмутовой Николая Добронравова. Некоторые из них выходили на сцену, чтобы вручить цветы юбилярше.

Начал песенное отделение концерта Николай Басков, который исполнил песню "Русский вальс". На 60-летии эту песню пели Людмила Зыкина и Юлиан, и, по-моему, песня в их исполнении лучше звучала. Потом Валентина Толкунова спела лирическую песню Пахмутовой, а "Хор Турецкого" исполнил "Как молоды  мы были".  Далее две песни на спортивную тему исполнил Лев Лещенко - ту, под которую улетел ввысь со стадиона Лужников Олимпийский Мишка, и потом "Команда молодости нашей". На 60-летии эту песню исполняла Людмила Гурченко. А вот вышедший затем Хазанов в гриме композитора Баха ничего не пел, просто шутил и проводил параллели между двумя композиторами. 

Затем пошли исполнители - Девятова, дуэт Гвердцители и Ибрагимов,  Бабкина и ансамбль "Русская песня". Несколько песен спел Кобзон, и ему подпевали космонавты Терешкова, Леонов и еще парочка из первого отряда космонавтов. Потом Кобзон спел вместе с Димой Биланом песню "О тревожной молодости", и весь зал пел вместе с ними.  А потом вышла маленькая девочка по фамилии Рябова, которая спела песню Пахмутовой, с которой она победили на детском Евровидении.  Её сменил Гарик Сукачев, затем хор имени Пятницкого, Алексей Гоман,  аккордеонист Дранго и пара танцоров, которые танцевали под мелодию Пахмутовой в исполнении аккордеониста.

Потом снова вышел Лещенко и вместе со всем залом спел "Трус не играет в хоккей".  Один из ведущих концерта, спортивный комментатор Дмитрий Губерниев вместе с Лещенко повторили песню "Команда молодости нашей". Кто не знает, Губерниев в прошлом гребец на "восьмерке", так что тема командной работы для него близка. Потом вышел немец с русской фамилией Рыбак, который блестяще выступил на Евровидении, где сам играл на скрипке, а рядом катался на коньках фигурист-одиночник Плющенко. Но так трио (певец, его скрипка и фигурист)  выступало на Евровидении, а здесь, на юбилейном вечером, был дуэт - Рыбак и скрипка, и он спел "Старый клен".  Пели песню Пахмутовой "Белоруссия" ансамбль "Песняры". А затеи Олег Газманов спел знаменитую песню "Зеленое море тайги" и ему подпевал весь зал. Газманов  иногда затихал, но зал пел так громко, что все слова были отчетливо слышны.  Закончился концерт хором вышедших на сцену всех исполнителей, кроме Кобзона, мне кажется.

В советское время подобные творческие вечера проходили в Колонном зале Дома Советов.  Этот зал намного меньше, чем тот, в котором прошел концерт, о котором я вам поведал. Но там камера часто выхватывала зрителей, тем более, что в первых рядах сидели приглашенные товарищи по цеху - композиторы и поэты. Сам юбиляр сидел сбоку, слева от сцены, вместе с родственниками и особо близкими ему композиторами и поэтами. Я хорошо помню совсем молоденькую Александру Пахмутову, которая сидела рядом с мужем в первых рядах на нескольких таких творческих вечерах уже маститых и в солидных годах композиторов.

Хорошо, что советское, а потом российское телевидение делало запись таких концертов. Сейчас есть возможность их найти в интернете и посмотреть или повторно, или, как я этот концерт, первый раз.  Далеко не все песни Пахмутовой исполняются  даже в  больших концертах, ведь их более 400. В среднем песня поется минут около 5 (вместе  с объявлением, аплодисментами и т.д. ) Можно подсчитать, что на исполнение 400 песен уйдет 2000 минут, или более 33 часов.  Представляете такой концерт, который продолжается более суток?

В репертуаре Пахмутовой много песен о Великой Отечественной войне,  песни о романтике, о комсомольских стройках, целых цикл песен о Братске, о спорте. Недаром Александр Николаевна и Николай Николаевич часто сопровождали наших спортсменов на Олимпиады вместе с некоторыми исполнителями, любителями спорта. А такую задорную песню, как "Трус не играет в хоккей", знала вся страна, потому что её транслировали перед началом хоккейных поединков во всех Дворцах спорта и катках СССР.

Я влюбился в творчество Александры Пахмутовой, когда купил и прочитал  книжку поездке творческой бригады с её участием с Сибирь, на комсомольские стройки в район Байкала и Братска. В конце книги были ноты мелодий и слова нескольких песен, написанных в этой поездке. Я начал их играть на аккордеоне и подпевать.
Давайте вспомним хотя бы названия тех многочисленных песен, год рождения которых 1963.
- Звезды над тайгой
- Гудят сирены над Ангарой
- Падунские пороги
- Письмо на Усть-Илим
- Марчук играет на гитаре
- ЛЭП-500
- Что такое ЛЭП
- Товарищу комсоргу
- Как сдавалась пурга
- Песня об Ангарске
- Я – Комсомол
- Главное, ребята, сердцем не стареть
- Бирюсинка
- Прощание с Братском

Возможно, я не все песни упомянул в своем списке, память уже не та.  А в свое время я знал тексты большинство из этих песен, и, не обладая ни голосом, ни слухом,  просто орал их, когда оставался дома один. Правда, я не догадывался, что меня слышала и соседка в другой половине нашего деревенского деревянного дома, учительница химии Александра Андреевна Расщупкина (Маслакова).  Но однажды на уроке она открыла мой секрет, рассказывая о диафрагмальном дыхании, сказав, что у Щербакова оно хорошо развито, так как он много поет.

Но вернусь к творчеству Александры Николаевны.
Вскоре новостройки прекратились, а построенное было либо заброшено, либо разворовано, либо приватизировано. Но прошло время, и талант искренне воспевать новые предприятия и людей труда неожиданно снова оказался востребован.

Уже в наше время Пахмутова и Добронравов сочинили песню «Бурейские огни» — гимн недавно построенной Бурейской ГЭС. Конечно, злые языки тут же заявили, что творцы «привычно отработали заказ за деньги». На что Пахмутова возмущённо ответила: «Мы написали песню о Бурейской ГЭС, потому что это тема всей нашей жизни — Бурейскую ГЭС начинали строить наши друзья. Даже если бы нам не заплатили ни копейки гонорара, я бы все равно эту песню написала».

Ниже я привожу текст это песни. Вчитайтесь в слова и поймете, чем живут композитор Пахмутова и поэт Добронравов.

Дети Зеи, Саян, Усть-Илима
—Не напрасно мы встретились здесь.
Мы построили эту плотину,
Мы пустили Бурейскую ГЭС.
Слово сдержали, от бурь не сбежали,
Стали родными людьми,
И себе, и другим доказали:
Свет сильней и надёжнее тьмы.

Александра Николаевна Пахмутова - одна из тех  творческих личностей, чье искусство переживет века, если будет существовать Россия и люди будут слушать музыку и песни.  Долгих лет жизни вам, уважаемая Александра Николаевна,  до ста лет дожить точно и радовать нас своим творчеством.