Статья в сборник Пушкинского клуба Екатеринбурга

Наталия Уралова
Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»

Кто не помнит этих строк Александра Сергеевича Пушкина? Но не все знают, что это не оригинальное стихотворение, а перевод знаменитой оды древнеримского поэта Горация «Exegi monumentum», эпиграфом из которого открывается стихотворение Пушкина. До Пушкина подробные  переводы стихотворения делали  М. Ломоносов и М.Державин. Впоследствии сделано около двух десятков русских переводов «Памятника». Приведем варианты первой строки стихотворения: «Крепче меди себе я создал памятник» (А.Х. Востоков); «Я памятник себе воздвигнул долговечный» (В.В. Капнист); «Я памятник воздвиг огромный и чудесный» (К.Н. Батюшков); «Вековечней воздвиг меди я памятник» (В.Я. Брюсов); «Создан памятник мной. Он вековечнее» (Д.П. Семенов-Тян-Шанский); «Создал памятники меди победнее» (Я.Э. Голосовкер); «Создал памятник я, бронзы литой прочней» (С. В. Шервинский) и др. Некоторые поэты печатали по несколько вариантов перевода. Очевидно, что тема творческого бессмертия волновала поэтов во все времена.
Александр Сергеевич написал своё знаменитое  стихотворение “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…”, которое принято называть просто “Памятником”, незадолго до своего конца, в 1836 году. Но при жизни поэта оно не было опубликовано. Черновик стихотворения был обнаружен Жуковским уже после смерти Пушкина, и впервые «Памятник» появился в посмертном издании произведений поэта (1841 г.).
В конце жизни Пушкин находит мощный способ выражения своих заветных мыслей о творческом бессмертии.
Автор  начинает со сравнения: свой “нерукотворный памятник”, воздвигнутый поэзией, он сравнивает с “Александрийским столпом”. Что здесь имеется в виду - маяк в Александрии или Александровская ( в честь Александра I) колонна на Дворцовой площади в Петербурге, воздвигнутая незадолго до написания стихотворения? Кстати, Пушкин нашел повод не явиться на празднование открытия этой колонны. Божественный смысл подлинной поэзии начинает обнаруживаться с первых строк стихотворения: памятник этот – “нерукотворный”, он “вознесся” словно бы не по воле людей, а собственной силой. Но Пушкин подчеркнул также, что у его нерукотворного памятника – “глава непокорная”. Независимость и свобода свойственны пушкинской поэзии.
Величественная мысль о преодолении смерти стала главной в «Памятнике». Вечная жизнь человека, обеспеченная настоящей поэзией, является духовно –философским центром стихотворения:
Нет, весь я не умру – душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит…
Вдумаемся, как назвал здесь Пушкин свою поэзию – “заветная лира”. В этом имени – задушевность и любовь.
В чем же видит Пушкин залог бессмертия своей поэзии?
Если предшественники связывали идею посмертной славы поэта с величием и мощью государства (“Пока великий Рим владеет светом…”, “Доколь славянов род вселена будет чтить…” - до этой поры простирается магия имени поэта у Ломоносова и Державина). Пушкин переосмысливает этот мотив и принципиально изменяет масштаб соотношения поэзии и государственности. Его поэт возвышается над государственными границами и символами державной власти; жрецы искусства как будто имеют собственное Отечество, и потому “памятник” - поэзия существует, пока сама она не исчезнет с лица земли:
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
В чем же видит Пушкин главную причину своей долгой жизни в народе, источник его любви?
1)В добре (“чувствах добрых”), которое пробуждает его поэзия. Добро – это абсолютное качество великой поэзии. В процессе работы над стихотворением Пушкин отверг строку “Звуки новые для песен я обрел”, более близкую первоисточнику. Высокое этическое значение поэзии кажется ему исключительно важным, и именно мысль о нравственной силе стихов позволяет Пушкину определить и другой источник своей посмертной славы –
2)Это прославление свободы. Именно в нем – залог “самостояния”, независимости поэта от “жестокого века”, в котором ему пришлось жить.
3)“И милость к падшим призывал”. Христианское понятие милосердия, “милости” становится очень важным у позднего Пушкина, соединяясь с народной жалостью к оступившимся, “падшим”. Милосердие к согрешившим является одной из главных нравственных ценностей в народе. В призывании поэтом “милости” - оправдание его жизни и поэзии, верность друзьям юности, сожаления обо всех страдающих, униженных, заблудших.
 
В конце стихотворения есть призывы – увещевания к своей Музе. Чтобы обеспечить себе бессмертие, надо быть послушным “веленью Божию” и научиться не реагировать ни на обиды, ни на почести, ни на неправедный суд.
Так соединились в конце жизни Пушкина его ранние требования к подлинной поэзии (свобода, независимость от мнений толпы, исполнение воли Бога) с поздними представлениями об укорененности настоящей поэзии на народной почве, ее причастности нетленным народным ценностям добра, свободы и милосердия.
В этом соединении А.С. Пушкин видит фундамент своего будущего творческого бессмертия.
06.03.2022
Наталия Никитина (Уралова)