Когда-нибудь простимся... 1950-е годы главы 1, 2

Любовь Пономаренко
                1

   Учеба в деревенской школе закончилась, и после получения аттестата об окончании семилетки у Вити все произошло молниеносно - отъезд в город, временное проживание у родственников, поступление в ремесленное училище по специальности "маляр-штукатур", переезд в общежитие. Началась новая жизнь.
   
   Общежитие находилось рядом с набережной Онежского озера : здесь можно было стоять часами и, глядя вдаль, пытаться разглядеть хоть что-то напоминающее о далекой родине. Вите, так рано покинувшему родительский дом, по ночам часто снились родная деревня и матушка, одиноко стоявшая на тропинке и долго махавшая рукой вслед.
  Ночью, уткнувшись в подушку, он долго плакал и всхлипывал, переживая из-за своего скорого отъезда. Думы накатывали одна на другую : " Вот и черемуха моя около дома будет отцветать без меня, и ягод потом не наемся, как раньше; красная смородина (кисилика) крупнющая, так и будет алеть пол-лета, пока птицы не склюют..." И каждый раз вспоминались слова матери, провожавшей его :
   - Что это у тебя уже "слезки на колесиках"? Знаешь, сынок, во всех семьях так - дети уезжают и ищут лучшей жизни. Пройдет время - и у тебя появятся свои детки, а потом и внуки. Я стану совсем старенькой - век человека недолгий, когда-нибудь простимся и мы, навсегда. Так было и есть на этом белом свете.
 
   


                2

   Лето работы на стройке помощником "подай-принеси" и месяц учебы в ремесленном училище пролетели как один день. Мысль о том, как он хочет домой, не давали покоя ни днем ни ночью и было решено отпроситься у мастера обучения съездить домой в Заонежье.
   В новый чемоданчик аккуратно были сложены новые рубашки и гостинцы матери и сестрам.
   ...Комета* лихо мчалась по пенистым волнам. Мелькали островки и песчаные косы, а великое Онего расстилалось вдаль бесконечно. К Кижам подъезжали медленно, а причалив к острову, во все глаза смотрели на чудо из чудес - деревянный ансамбль с церквями, часовенками, поклонными крестами, старинными строениями и в центре - с Храмом Преображения Господня*. Эта старинная церковь была прекрасна - к небу вскинулись двадцать два купола! Витя уже не раз видел эту неземную красоту, но все-равно, как завороженный, снова и снова любовался этим храмом. Комета на острове Кижи стояла недолго, следующая остановка - село Толвуя.
   Подъезжая к толвуйской пристани, все приезжающие увидели, что народу там собралось видимо-невидимо. Кто-то встречал, выкрикивая имена, кто-то свистел, привлекая к себе внимание, и везде была толкучка, спешка, какое-то лихорадочное движение. Выйдя из кометы по переброшенному на причал трапу, люди обнимались и целовались, и их радость передавалась всем. И Витя, радуясь, что наконец его нога ступила на родную землю, побежал к дороге ловить попутную машину.
   Десять километров проехали со скоростью света. На развилке расстались, и, помахав девчушке молоковозки на прощание, Витя всю дорогу удивлялся тому, что теперь и девчонки "крутят баранку".
   Шел не спеша по знакомой с детства лесной тропинке : в одной руке чемоданчик, в другой новая куртка, перекинутая через плечо. Теплая осень встречала его радушно : запахом трав и поздних цветов; родными просторами, что снились каждую ночь; гомоном встревоженных птиц... Вдруг в нескольких метрах  от него с бешеной скоростью, наперерез тропинки, пробежал красавец лось, который так же быстро скрылся в лесной чаще, как и появился, сметая и ломая при беге все, что попадалось на его пути, отчего по лесу еще долго доносились хруст и падение сломанных веток. "Ничего себе" - подумал Витя. - Совсем тут уже...что хотят, то и творят".
   Чем ближе Витя подходил к деревне, тем учащеннее билось сердце. А пройдя лес и войдя в Игумновскую, замер - ничего не изменилось в его отсутствие : та же старая часовенка у дороги, те же дома, большие и поменьше, та же высокая береза посреди деревни и та же необъятная ширь родной стороны.
   Остановив свой взгляд на родительском доме, он от волнения даже дышать перестал - вдалеке на тропинке возле их дома стояла его мать и пристально всматривалась в его сторону, видимо не веря своим глазам. А когда узнала в красивом юноше, модно одетом, постриженном "под ежика", своего младшенького, бросилась навстречу ему. Витя, в ответ на материнский порыв, побежал к матери так, как-будто не видел ее сто лет...И, обняв крепко матушку, сын уткнулся ей в плечо и плакал, как в детстве; а она, прижавшись к нему, боялась шелохнуться и только сквозь слезы тихонько приговаривала :
   - Не зря мне сегодня с утра неймется, все не так, как-будто что-то должно случиться, а что - не ведаю. Вот я и раскинула карты на тебя, прости Господи, и вижу, что тебе выпала дальняя дорога и дом родной. Значит, домой едешь, касатик.

   
    *Комета - водный пассажирский транспорт на подводных крыльях;
    *Храм Преображения Господня построен в 1714 году на месте одноименной шатровой церкви, сгоревшей от молнии в 1694 году. Увенчана 22 главами.