Путешествие во времени

Алла Данилина
Истоки истории искусства восходят к доисторической эпохе, задолго до появления письменности. Обычно под искусством подразумевают образное осмысление действительности,  процесс и итог выражения внутреннего и внешнего мира. Потребность в красоте и творчестве была присуща человеку с древних времен. Самые ранние артефакты относятся к эпохе палеолита.

Узнать или расширить свои знания по теме «История музеев мира» можно в проводимом  арт-лектории  на базе музея В.К. Бялыницкого-Бирули. Первая лекция об истории музеев от Древности до эпохи Возрождения, которую прочитал К.Э. Строгин, сотрудник музея, состоялась в начале  марта и вызвала большой интерес у всех слушателей. Кроме этого, у меня вызвала удивительные воспоминания.

Мне посчастливилось в 1972 году путешествовать на плотах по реке Белой (Агидель) от Белорецка почти до Уфы. В живописной долине на правом берегу реки  расположился самый известный в Башкортостане природный заповедник   «Шульган-Таш». Тут находится Капова пещера одна из крупнейших карстовых пещер Урала. Русское название "Капова" предположительно произошло от звука постоянно капающей в пещере воды. Второй вариант происхождения - от слова "капище", т.е. "святилище" - есть свидетельства, что в доисторические времена она служила храмом.

Башкирское название пещеры - Шульган-Таш  происходит от двух башкирских слов - "исчезла" и "камень". Так иносказательно можно описать речку, вытекающую из пещеры и впадающую в Белую, - "исчезнувшая под камень". Ещё одно значение слова "Шульган" - имя богатыря местного эпоса "Урал-Батыр", старшего брата главного героя и повелителя подземного мира.
 
Тысячелетиями о секретах, скрытых под сводами пещеры, не знал никто.  Первое описание Каповой пещеры сделано в 1760 году известным исследователем Южного Урала П.И. Рычковым. Интересно, что в своем труде Рычков упомянул, что нашел в пещере «сухую человеческую голову».

Вход в пещеру открывается в известняковых скалах на южном склоне горы Сарыкускан. Пещера имеет огромный, впечатляющий входной грот. Вход в пещеру - это огромная арка размером 48х18 метров. Слева от входа – Голубое озеро, из которого вытекает подземная речка Шульган, впадающая в реку Белую. Сначала эта река течет по поверхности, пропадая в поноре в 2,5 километрах к северу от входа. Эту реку можно встретить и внутри пещеры. Голубое озеро невелико по размерам – около 3 метров в диаметре, однако, чтобы выйти из него, река Шульган поднимается с глубины 80 метров.
 
Длина Каповой пещеры 3 328 метров (из них 728 метров под водой). Пещера имеет три этажа и состоит из коридоров, галерей, огромных залов. В некоторых источниках её называют крупнейшей многоэтажной пещерой Урала. Самым древним считается средний этаж с  современным входом  в неё. Он начал формироваться около 3 млн. лет назад, а примерно 900 тысяч лет назад был "омоложен" рекой Шульган. Верхний этаж существует примерно 1,5 млн. лет, а нижний, самый молодой, - всего 15 тыс. лет. Длина первого этажа пещеры всего лишь около 300 метров. Подняться на второй этаж можно через вертикальный колодец. А на нижнем этаже течет река Шульган, продолжающая образовывать новые карстовые полости. Самые значительные залы   расположены на среднем и верхнем ярусах.

Мои  первые ощущения в пещере были противоречивы. Здесь словно остановилось время и появилось некоторое волнение от мысли, что попала в каменный век. Одновременно с любопытством росло чувство ужаса и жалости к древним людям, жившим в таких условиях. Мы находились в огромной сырой и холодной пещере с постоянно капающей водой, в которой температура воздуха была около +10 градусов. По сторонам галереи  в скале были выбиты нишы, которые возможно использовались для сна.  Свет проникал только от входа и чтобы не упасть на скользком каменном склоне, уходящем вверх, нам пришлось использовать зажженные факелы.

Удивительно, что открыл пещеру вовсе не археолог, а зоолог,  в  1959 году. Александр Рюмин спустился под землю для изучения летучих мышей. Изумлению исследователя не было предела, когда на стенах пещеры он увидел впечатляющие работы неизвестных художников древности. Тут были и лошади, и носороги, и даже мамонты. Как потом удалось выяснить, возраст этих изображений – более 14 тысяч лет.
 
Открытие зоолога стало настоящей сенсацией в научном мире.  До этого считалось, что рисунки вымерших животных эпохи палеолита встречаются только во Франции и Испании. Однако оказалось, что на Урале в то время жили не менее развитые люди, чем в Европе. Позже были найдены рисунки и в нескольких других пещерах Южного Урала – Игнатьевская и Колокольная пещеры рядом с деревней Серпиевка.

Рисунки в Каповой пещере - единственная в России и Восточной Европе пещерная живопись времен палеолита. А по количеству рисунков пещера опережает аналогичные в Западной Европе. Это археологический памятник мирового значения. В Каповой пещере обнаружено около двухсот изображений, но относительно хорошо сохранилось лишь около трех десятков. Большинство из них нарисовано красным цветом. Древние художники делали охру из пигмента, который содержался в глине. Таким же способом создавали желтый и коричневый. В пещере найдены осколки сосудов из камня и глины, в которых хранились древние краски. На некоторых изображениях также встречается черный цвет. Ученые предполагают, что эта краска была сделана из угля.

Изображения животных, найденные в верхнем этаже Каповой пещеры, относят к раннему палеолиту. Живопись на нижнем этаже, вероятнее всего, была сделана в ледниковый период. Все рисунки выполнены на известняке и имеют большие размеры, от 50 сантиметров и более,  располагаются невысоко над землей. На них изображены в основном животные, при этом все они двигаются в одном направлении. Нарисованный бизон, выставивший вперед рога,  как будто отражает атаку какого-то неизвестного животного. Недалеко расположился носорог с выгнутой спиной, огромным брюхом и кривым рогом. Внимание  привлекает лошадь с растрепанной гривой и немного грустной мордой, которая как будто задумалась о чем-то важном. Самые популярные изображения в пещере – мамонты. Их тут очень много. Вместе со взрослыми мохнатыми животными, которые куда-то бредут, понуро опустив хоботы, идет трогательный малыш – мамонтенок. В пещере есть и другие изображения. В верхнем ярусе исследователи обнаружили нарисованные охрой хижины, треугольники и лестницы.
Ученые долго не могли найти ответ на один вопрос. На стенах пещеры практически нет копоти. Каким образом древние художники рисовали в темноте, если не использовали факелы? Пещера открыла свою тайну - во время раскопок была найдена специальная жировая лампа.

Трудно передать словами мои чувства, когда увидела наскальные рисунки.  Оказывается, что уже в те древние времена на земле были  художники, благодаря которым можно посмотреть на мир глазами человека, видевшего мамонта.  Невероятно, что  человек каменного века  за много лет до появления пирамид так талантливо рисовал.

Однако слава губительно сказалась на пещере. Недобросовестные туристы местами исписали стены пещеры, обломали прекрасные натечные образования - сталактиты, сталагмиты, растащили пещерный жемчуг и другие кальцитовые образования. Пострадали и рисунки. В итоге для спасения уникального памятника в 1971 году вход в пещеру закрыли металлической решеткой. Однако и эти ограничения не помогают в полной мере. Из-за изменения микроклимата пещеры рисунки все больше тускнеют и вскоре могут быть утрачены. Поэтому для сохранения памятника палеолита и его изучения строится музейный комплекс.

После прослушанной лекции совсем по-особому воспринимались выставки, экспонируемые в музее. Знакомство с проектом выставки династии Маковских, посвященной 150-летию академика живописи, художника – пейзажиста, нашего земляка, уроженца Могилевской губернии  В.К. Бялыницкого-Бирули перенесло в мир живописи 19-20 веков. Владимир Егорович Маковский был учителем Витольда Каэтановича. Благодаря   таланту он умел уловить поэзию скрытой  внутренней жизни человека, в художественном ключе передать историю повседневности, проникновенно показать характерное в жизни русского человека.

И завершился мой экскурс в историю знакомством с современными фотографиями Надежды Дегтяревой на ее выставке «Точка на карте», которая экспонировалась в музее. В экспозиции представлено 38 очень оригинальных работ, сделанных в разных уголках мира. Здесь Дели и Барселона, Баку и Эссуэра, Гамбург, Краков, Рига, Львов и множество других точек мира. Все снимки – это результат наблюдений за жизнью простых людей в быту.

Все выставки объединяет жизнелюбие их авторов. Полотна картин и фотографии как фрагменты красочной мозаики рисуют мир в разные  времена и в разных проявлениях жизни. Умение ценить и беречь « мелочи жизни» - важнее глобальных идей и великих истин.