Художник Иван Похитонов

Геннадий Мартынов
  Иван Павлович Похитонов родился 27 января 1850 года в имении Матреновке Бобринецкого (впоследствии Елизаветградского уезда Херсонской губернии в семье артиллерийского офицера.

Это самое начало. Из этого начала мы узнаем, что родился будущий художник на краю Российской империи. А вот дальше парадоксы. Родители хотели сделать из него военного, а он стал художником. Его, как художника,  хорошо знают на Западе, особенно во Франции и Бельгии, а вот на Родине он известен, но не так чтобы очень. Блестящий мастер живописи, и при этом не получил никакого художественного образования. Любил Родину, всегда считл себя русским, а много лет провёл за границей и упокоился навечно тоже там.

   Дед его бы запорожцем. Но после упразднения Запорожской Сечи обосновался на Украине и, по семейным преданиям, женился на цыганке. Удивительный факт, они родили более 20 детей. Все мальчики. Самый старший хорошо отличился в войне с персами, за что получил дворянский титул. Самый младший стал отцом будущего художника.

     В семье были средства и мальчик учился в частном пансионате Гумберта в Елизаветграде. А потом родители устроили мальчика в кадетский корпус в Полтаве. Суворовские училище по-современному. А что такое военной училище? Это военная форма, казарма, это плац, повсюду только строем, дисциплина с первых дней. Мальчику это не понравилось. Семейную традицию он не продолжил. Военным не стал.
 
    Его перевели в реальную гимназию в городе Николаеве. Вы помните, впоследствии Николаев стал главным городом судостроения на Украине. Гордостью Черноморского флота. А потом при новой власти всё было порушено. Чем ныне занимаются жители в Николаеве, мне неведомо.
 
    А потом его послали учиться в Москву. Учиться в Петровской земледельческой и лесной академии (ныне Сельскохозяйственная академия им. К. А. Тимирязева). И этому тоже не надо удивляться. С малых лет Ваня жил среди полей и лесов и вдыхал вольный ветер степей. Он любил природу и решил стать агрономом.

     Проучился не много. Потому как судьба  поставила ему здесь  серьёзную запятую, едва не сломавшую ему жизнь. Это было послереформенное время. Главное – отмена крепостного права. А это значит,  психология и ментальность сельхозяйственного производителя, то есть крестьянина, должны меняться. Академия стала очагом   свободомыслия.  В Академии была прекрасная библиотека.  В ней можно было найти много интересного.

  И вот движимый желанием принести благо Родине, юный Похитонов вступает в один политический кружок, нисколько не зная ничего о самых радикальных мыслях и планов его руководителей. И прежде всего господина Нечаева.

     Читаем Достоевского. Он замечательно рассказал о всей этой истории в романе «Бесы». Для того, чтобы повязать своих сподвижников кровью,  он заставил убить студента Иванова, захотевшего покинуть его ряды. Сподвижники были пойманы и наказаны. А сам Нечаев кончил очень плохо. Он умер от водянки в одном из равелинов Петропавловской крепости. Ну и сам Иван Похитонов тоже попал под раздачу. Ничего плохого он не сделал, да и не знал ничего о планах организации. Поэтому дёшево отделался.    Был отправлен в свою имение  Матреновка под надзор полиции. Неблагонадёжный.

    А потом он всё-таки   около двух лет учился на факультете естественных наук Новороссийского университета в Одессе.
               
                *****
    А потом начались поиски своего жизненного пути. Чем заниматься. Стал  контролером касс Одесского банка, но вскоре по настоянию родителей оставил службу и переехал в имение своего отца, где стал работать управляющим.
 
    Нет, и это не по душе. А так хочется, чтобы жизнь была бы занята единственно тем, чего требует душа, твоя внутренняя природа.  А он с детства любил рисовать.  Он любил копировать старые рисунки и гравюры, немного занимался живописью как любитель, изображая своих близких, крестьян деревни Матреновки, уютные украинские хутора с белыми, крытыми соломой

хатками, раздольные херсонские степи. Но считал пока это дело несерьёзны,.  не придавал большого значения своему увлечению.

                *****
  Как было уже сказано, Иван Похитонов не получил никакого художественного образования. Совсем никакого. Но не беда. Вот и Кандинский с Малевичем тоже стали всемирно известны, хотя толком и кисти в руках держать не умели. Рисовать квадраты много умения и ума не надо. Шарлатаны.

     Нет, Похитонов был настоящим художником и умелым. Я бы сказал даже и талантливым. Уникальным. И техника его творчества была совершенно уникальна и неповторима. Сам Репин называл его чародеем.  Он просто сам не хотел принадлежать, по его словам, «никакой системе». Его обучение носило случайный характер, и своими дальнейшими успехами в искусстве художник был обязан исключительно собственному трудолюбию, наблюдательности и настойчивости.
    
 Его живописная техника  складывается в восьмидесятые годы и оставалась почти неизменной до конца его жизни. Свои картины, правильнее сказать миниатюры,  он пишет на небольших подготовленных дощечках красного или лимонного дерева тонкими кистями, накладывая краски мелкими мазочками, добиваясь законченности, присущей большой картине, А дощечки эти он выдерживал несколько лет. А потом брал тончайшую кисть, иногда в несколько волосков, и наносил живописный слой.

     В работе применяет разнообразные наборы тонких кистей, иногда микроскопических размеров, использует рыбьи кости для полировки и скальпели. Среди подсобных инструментов — лупы, измерители и специальные сдвоенные очки. Благодаря использованию всех этих средств, он добивается полной законченности картины, сохраняя при этом свежесть непосредственного восприятия натуры, «свежесть первого впечатления».

Преимущественно таким образом он писал пейзажи. Русские пейзажи с её снегами.  Люди  приходили  на выставку  по нескольку раз, чтобы вновь встретиться с этим чудом. Миниатюры. Да ведь мал золотник, да дорог. Бриллиант тоже маленький, а стоимость его какова!

   На всем протяжении творческого пути Похитонова его живописные приемы казались непостижимыми не только неискушенным зрителям, но и многим друзьям-художникам. Однажды Репин выразился так: «...как он пишет — никак не поймешь: счищено, потом опять написано сверху. Чародей!»

    В 1871 году он впервые оказался за границей. Он должен был сопровождать  за границу  мать и больную сестру. А он к тому времени уже творил свои миниатюры. но относился к своему творчеству как-то несерьёзно, почти как к  забаве. Но тем не менее выставил на продажу несколько своих работ в одном магазине.
 
    А  они сразу же были приобретены любителями искусства, и этот первый успех, вероятно, послужил главным толчком к более серьезным и систематическим занятиям живописью.

     А ещё ранее в его жизни произошло важнейшее событие. Он  посетил вставку Передвижников. Выставка в своем движении по России прибыла и в их края. Он впервые увидел полотна великих художников, чьи имена известны и сегодня.  «Я впервые оказался перед настоящим искусством»,- признавался впоследствии Похитонов.

 Он ходил по залам, всматривался в каждую картину и думал о том, как бы он хотел быть среди этих художников. И так, чтобы стать известным всей России. Так чтобы излияние его души, воплощённые в художественные видения, тоже нашло отклик в других душах. И вот тут его решение было принято раз и навсегда. Он станет художником. 
                *****
               
     Похитонов очень хотел быть выставленным в галерее Третьякова. Потому как считал, что всё, что было лучшее в России по части живописи, находилось именно в этой частной коллекции. И готов снизить стоимость своих миниатюр чуть не вдвое, лишь бы оказаться в галерее.  И Третьяков, как истинный купец, принял эти картины. Сейчас их в галерее двадцать три.
 
      В Париже Похитонов снимал мастерскую на Монмартре. Там жили многие  русские художники. Они ходили друг к другу в гости. Это нормально и так естественно. Им было, что рассказать. Так к примеру приходил к Похитонову русский художник Поленов Он так писал об одной встрече: «Вчера был я у Похитонова в мастерской и просидел около двух часов. Очень он мне нравится, человек с художественным чутьем и не манерист, как я думал, а с любовью добивается правды».

      Монмартр - это был такой богемный район, заселённый не только русскими, но и другими художниками. Но если вы поедете в Париж сегодня, то удивитесь большим переменным. Район Парижа едва не стал арабским. Повсюду их лавочки. А это другая культура и другая ментальность, которая внедряется и утверждается понаехавшими. А над холмом Монмартра возвышается белокупольный храм  Сакре-Кёр. (Святое Сердце), который виден со всех сторон французской столицы.
 
                *****
    В Париже Похитонов познакомился с писателем Иваном Тургеневым. Писатель, как известно провел едва не всю свою жизнь во Франции. Жил он не в Париже и рядом с городом в местечке Буживаль. Сегодня там музей Тургенева. Я знал смотрительницу этого музея. Старенькую очень словоохотливую бабульку. Она русская. Она много рассказывала о музее и о том, как трудно было содержать этот музей. Это было время перестроечное и никто не хотел у нас брать музей великого писателя на свое довольствие. А во Франции музей был никому не нужен. Каково сегодня состояние музея, я не знаю.
 
   Похитонов часто приезжал сюда в Буживаль к Тургеневу.  Бывал он и на вечерах в доме Полины Виардо, где встречался с видными представителями французской творческой интеллигенции. В Буживале художник много работал над этюдами и пейзажами. В дневнике Тургенева есть запись: «Похитонов также пишет мой  портрет — необыкновенно выходит удачно и похоже. Это — мастер! Он привозил показывать мне и Виардо картины, которые он написал нынешним летом — прелесть».

    Этот портрет действительно считается самым удачным из тех, что уже были написаны. И этот портрет был создан по заказу лично Третьяковым. Удивительно похожий. Он покорил собирателя своей достоверностью, точностью передачи облика и внутреннего мира портретируемого.

                *****
     В 1882 году Похитонову было предложено представлять русскую живопись на Международной выставке, устроенной в галерее Елисейских полей. В выставке приняли участие самые известные художники Европы. Виднейшие критики того времени особо отметили картины Похитонова. Некоторые газеты писали, что Мейссонье, находившийся тогда в зените славы, восхищался талантом Похитонова, которого не раз называли впоследствии «русским Мейссонье» или «Мейссонье пейзажа».

     После этой выставки заказы посыпались со всех сторон. Многие пытались заключить с ним долгосрочные контракты. Очень интересные контракты. Хотя и без них Похитонов был человеком совсем не бедным. Не забудем, что он был ещё и помещиком.

     Начинающий журналист Корней Чуковский  тот самый, что подарил нам Мойдодыра, однажды посетил выставку в России. Восхитился и написал: «Если вы хотите освежиться и отдохнуть, обратитесь к миниатюрам г. Похитонова. Лучшего и сыскать нельзя. Как изящны, как поэтичны они, как легка и воздушна мастерская кисть славного художника!  Разве можно передать все неземное, нечеловеческое спокойствие этого прозрачного воздуха, очарованных бархатных кустов, теплого, томного света, который буквально потоком льется на вас со всех сторон, успокаивая взор своей перламутровой ровной синевой, та нежная, жемчужная безмятежность колорита (tеndеr реаrl quietness),  досталась только ему одному из всех современных художников».

                *****
    Похитонов познакомился с  Иваном Тургеневым, который очень ценил его талант. Но ему очень хотелось познакомиться с Толстым. Очень хотелось. Для него Толстой был и гениальным художником слова и глубоким мыслителем. И вот случилось. Толстой ведь тоже знал Похитонова и пригасил его однажды в свое уже всемирно имение Ясная Поляна.
 
   Он въезжает  в имение через въездные ворота. Такие большие толстые башни, описанные Толстым в романе «Война и мир». Художник тут же вспоминает это описание и сердце его начинает биться учащённо. У него такое ощущение, что сейчас он физически соприкоснётся с чем грандиозным, что навсегда врежется в его память.
 
    И мне знакомо это чувство.  Однажды и я приехал в Ясную Поляну. Не один, а с группой канадцев. Я работал при них переводчиком. Видел я эти ворота. Видел и сам дом давно ушедшего хозяина. Был я и в известной комнате со сводами, в которой писались страницы знаменитого романа. Видел я и могилу Л.Н. Толстого – длинный, узкий холмик без креста. Писатель, как известно. был отлучён от церкви. И помню чувство волнения при виде и соприкосновении с жизнью человека, который формировал и мою душу.
 
   Вот как Похитонов описывает эту первую встречу с Толстым: «Лев Николаевич молодым бодрым движением поднялся мне навстречу. «Я вас давно знаю, - начал он после обычного приветствия. - Мне много говорил о вас покойный Тургенев. Вы охотник? Он все восхищался вашим вальдшнепом. Ведь у вас была такая картина?» Не прошло и минуты, как от моей давешней натянутости не осталось и следов. Точно моим собеседником был не Лев Николаевич, не Толстой - гений, этот орел, парящий «легко и вольно над землею», а мой давнишний простой, заурядный знакомый".

   А потом он пишет своей жене: «Я не помню в своей жизни случая, когда бы я, встретившись в первый раз с человеком, почему-нибудь для меня интересным, думал бы так мало о том впечатлении, какое я на него произведу, как в данном случае. Толстой был так прост, так обыден, так зауряден, сказал бы я, если бы речь шла о чем-нибудь другом, и если бы в нем не было неожиданных проблесков покойного Тургенева - определенного ума, которому ты подчиняешься, как подчинилась бы резюме своей собственной логики после долгой и упорной работы мысли. По наружности это русский мужичок, какого ты можешь встретить на каждом шагу; блуза и легкая с большими полями шляпа мешают[этому полному сходству, и глядя на него в этом костюме, мне кажется, что таковы должны быть квакеры в Америке или буры в Африке; особенно когда он легко и как-то бочком сидит на сухой огнистой лошади».

    Похитонов должен был провести в имении три дня. А на самом деле провёл три недели. Он совершенно очаровал домочадцев своими разговорами и воспоминаниями. Он написал несколько миниатюр, которые всем понравились.  Софье Андреевне подарил один пейзаж, довел ее до восхищения изображением части леса, где зарыта зеленая палочка. Зелёная палочка – это такой предмет, который символизировал счастье человеческое для всех. Палочка, которую маленький Лева искал со своими братьями.
    Позже уже оказавшись в Бельгии, Похитонов будет часто вспоминать дни, проведенные в Ясной Поляне. Свидетельством тому эскиз к картине «Въезд в Ясную Поляну. Толстой верхом».
                *****
     В 1919 он навсегда покидает Россию.  Он уезжает в Бельгию
и поселяется с семьей в Брюсселе.

    Он работал до самой смерти. В последние годы прошло несколько его персональных выставок в Льеже, Антверпене.  Он  умер в Брюсселе в 1923 году, то есть через четыре года. Был похоронен в Брессу  рядом с могилой его матери.
 
    Да, провёл много лет на чужбине. И похоронен был в чужой земле. Но однажды он написал Третьякову: «А я всё-таки русский художник.»

     А И.Репин так написал Похитонову: «Я всегда восхищаюсь Вашими прекрасными созданиями, они навеки останутся на скрижалях нашего искусства. Мне кажется, в них ясно отражается Ваша чистая, добрая душа».

    Пусть имя Похитонова не так уж очень известно сегодня  в отличие  от некоторый современных художниках-концептуалистов. Не буду называть их имен. По мне так это просто шарлатаны от живописи. А по-настоящему имя Похитонова должно стоять в первом ряду наших великих художников. И это надо знать!

      А теперь откройте Интернет и сами посмотрите картины Похитонова. И все мои слова будут напрасны для их описания.