Праздники

Наталья Гузева
                "…помни весь путь, которым вел тебя Господь" (из Библии)

        По-всякому празднуются семейные праздники. День рождения в этом списке стоит особо. От праздника этого – таится в душах каждого – ждём мы особенно душевной, удивительной, будто хрустальной, радости. И не просто долгожданных гостей с подарками, а вот самого этого дня, потому что дни эти остаются в памяти лучшими воспоминаниями.
         Ко мне мой день рождения является ранней весной. Когда-то он приходил с детскими радостями, потом уж с хлопотами.

        Прекрасно помню тот детский радостный день: яркое весеннее солнце; во двор с покупками входят мама с папой, они зовут меня домой. И хотя я сразу бегу и следом за ними вбегаю в дом, но родители уже успевают снять пальто и, смеясь, вытаскивают покупки. Вот вытащен тяжёлый фотоальбом, его обложка обтянута мягким голубым бархатом, который, при поглаживании, играет и искрится - каждый сразу понимает, что бархат - это роскошь, дорого и парадно.
       А папа уже протягивает его мне со словами:
- Это тебе, дочь, подарок на память. Мы с мамой поздравляем тебя с днём рождения. Храни! – И, вручив подарок, продолжил, - неси-ка сюда свою чернильницу с ручкой.
       Я раскрываю школьный портфель, вынимаю оттуда мешочек с чернильницей, ручку с пёрышком и папа своим каллиграфическим почерком пишет на внутренней альбомной стороне обложки размашистую, почти вполовину обложки подарочную надпись «Дорогой Наташеньке в День её рождения!», и ставит снизу свою залихватскую подпись.
        Тут уж и мама вытаскивает небольшой свёрток, разворачивает его и протягивает мне:
- Примерь, Наташенька. Это тебе.
- Ух, ты! Платье! Новое! Мне!
Платье немного длинновато, но это ничего. Мне разрешают его не снимать, поэтому я скорее надеваю пальто поверх нового платья и бегу на улицу хвастаться. Вдогонку несутся мамины слова: «Что сказать надо?»
- Спасибо! – кричу я.

         Всю мою жизнь хранится этот альбом в нашей семье. И каждый раз, когда я приезжаю к маме, мы вместе достаём его, чтобы ещё раз посмотреть давно знакомые семейные фотографии. Давно умер отец, но открывая обложку, я раз за разом прочитываю надпись «Дорогой Наташеньке в День Рождения!» и папа как живой встаёт перед моими глазами таким каким он был тогда.

         Через много лет как-то рассказала я старшему брату эту историю. Он, не раздумывая сказал: «Это же твой альбом, тебе подарили. Он у тебя должен быть. Забери его себе». Но я ответила:
- Что ты! Как я могу? В нём наши семейные фотографии. Мама всю жизнь их туда складывала. Это же и её память. Она же тоже помнит. Каждый раз вспоминает, как они мне его подарили. Не могу забрать её Память.
Брат ответил: «Ты просто сентиментальная».

         Помню моё восемнадцатилетие. Я уже студентка. За столом собралась родня, меня поздравляют и дарят первые в моей жизни наручные часики. Всё! Память закончилась.

         Новый праздник подобрался – моё сорокалетие. Снова день рождения. С утра вожусь на кухне, к обеду гости будут, уже совсем другие гости, другая родня.
         Гости сбросились и преподносят мне в подарок изящные часики в позолоченном корпусе на тоненьком и тоже позолоченном браслетике.
- С такими часиками ты уже не русская сударыня, а дама-мадама! - восхищаются гости.
         Муж тут же примеряет часики мне на руку, затем достаёт инструмент и умело укорачивает браслет на пару звеньев, и со словами «Вот теперь носи» застёгивает браслетик с часиками на моей руке. Все радостно поднимают бокалы, желая мне всего-всего...
         Всю жизнь я эти часики носила, до самой пенсии. Теперь лежат на полочке. Память! Скоро, слишком скоро меняются времена. В моём кармане вместо часов лежит мобильный телефон. Исправны мои любимые часики, исправно заводятся, исправно ходят, но невостребованны они сегодняшней жизнью. Они – моя Память!

        Умер муж. Очнулась я после похорон. Девять дней отвели, затем сорок. А за окном снег тает, весна. Очередной день рождения на пороге стоит.
- Траур у нас, – сказала я детям, – ничего я отмечать не хочу и не буду. Не до праздников. В себя бы прийти.– И заплакала.
К обеду звонок в дверь - подруга моя нарисовалась.
- Знаю, знаю! Всё понимаю. Поздравляю тебя, моя подруженька с днём рождения! Крепись. Ставь чайник, я к чаю принесла твоё любимое. – Она крепко стискивает меня в объятьях.
Что ж, накрываю чай. Кладёт подруга на стол пакет моего любимого зефира в шоколаде, затем дарит пакет с подарком. Тут же и дети мои выстраиваются, свои подарки вручают. В этот день я поняла, что жизнь продолжается. Спасибо подруге и детям моим, как-то внезапно и быстро повзрослевшим.
Просто мы все вместе сидели, пили чай с зефиром, вспоминали и даже улыбались. 

         Умер старший брат. Вернулась я с похорон. И снова весна на пороге – мой день рождения подоспел. Праздник не закатываю, но нехитрое угощение готовлю. Сын позвонил: «Мама, жди нас с Петей к обеду». Пришли. Пятилетний Петя протягивает мне тюльпаны.
- Бабушка, тебе букет!
- Вот спасибо, спасибо! Какой огромный букет! Красные тюльпаны. Красота!
- Бабушка, и беленький! -  Поправляет меня Петя.
Я ставлю тюльпаны в вазу, и вижу – действительно беленький тюльпан примостился с краешку. Бесхитростным Петиным замечанием «Бабушка, и беленький!» этот день рождения мне и запомнился.

         Сейчас принято всех подбадривать словами: "Живи настоящим". А как же прошлое, ведь это тоже наша жизнь! То, что было, не вычеркнешь. Все события где-то записываются и там-то и сохраняются. Думаю, что лучшие моменты своей жизни надо помнить. Ведь они когда-то случились с нами.