Немного психологии

Мусаева Зарема
Сегодня коллега поделилась желанием стать психологом. Пока она изучала вузы и правила поступления, я задавалась вопросом, а не поздно ли думать об этом в 26 лет? Обсуждая с ней эту тему, мы плавно перешли к детям и их потребностям.
Затронули тему нехватки внимания в детстве. Нехватка внимания не в смысле дефицита еды или предметов быта/роскоши, не в смысле дефицита  общения (автоматического, того самого, которое встречается чаще всего в семьях), построенного на строгих запретах, шаблонной передаче знаний и холодных, непонятных «потому что я так сказал/а», а нехватку именно осознанного разговора между родителями и детьми. Проговорили много всего, тут и не уместить. (Кстати, коллеге моей и без корочки удаётся быть психологом. Слушая ее рассуждения на самые разные темы, я лишь думаю о том, как было бы интересно и другим девушкам услышать ее). Так вот, после роли родителей в жизни детей, перешли к роли учителей.
Мне вспомнился случай из школы. В 9-11 классах меня довольно-таки часто отправляли в начальные классы замещать учителей.
И вот в одну из таких замен я зашла во 2 класс и после переклички спросила, кто сделал домашнее задание. Весь класс поднял руки, кроме одного мальчика. Когда я задала вопрос, почему он не выполнил задание, он весь втянулся в самого себя, а вокруг начался гвалт «а он никогда не делает уроки!», «он двойшник!» (Как и в детстве, когда отличницей я дружила чаще всего с отстающими ребятами, во мне закипел гнев) Чуть ли не прикрикнув на класс, я обратилась к мальчику с вопросом, в чем проблема. Едва слышно он ответил, что ему некому помогать, а сам он не понимает задания. Я позвала его к доске и начала объяснять простейшие математические действия и порядок вычислений, когда в выражении стоят скобки (ужас при виде которых моментально отразился на его детском личике)). И вот спустя каких-то 10 минут он раскрасневшийся решал и решал диктуемые мной примеры.
Разобравшись с этим, я сказала ему обращаться с любыми вопросами ко мне, а классу пригрозила понаставить двоек, если ещё раз позволят себе смеяться над ним. (В глазах детей застыл ужас)))
После этого случая бывало часто, что по всему школьному коридору доносилось «Зареееееемаааа» и ко мне подлетал Адам и обхватывал мои колени в порыве дружеского приветствия))) Один раз Адам даже угостил меня чупа-чупсом (купил себе и мне одинаковые)))
И вот часто я задумывалась тогда, и думала об этом сегодня: ведь это вина учительницы, когда в классе появляется двоечник, когда в классе появляется одна мишень, по которой с 1 класса начинают бить другие дети целых одиннадцать лет. А быть может и всю оставшуюся жизнь. Быть может закрывая глаза на такие вещи, учителя вершат судьбы детей? Упускают великих ученых, успешных людей только лишь из-за того, что не хотят брать на себя больше ответственности, чем подразумевает их оклад.   
И возвращаясь к моей коллеге, от которой я ушла очень далеко. В 26 лет - в самый раз понять, кем ты себя видишь, осознанно получить образование, заниматься тем, что приносит пользу людям ровно в той мере, в какой оно любимо тобой. Быть может с такими специалистами дети, а потом и все общество станет немного счастливее.
P.S., в видео трейлер фильма «Опасные умы» с молодой Мишель Пфайфер. Фильм, не подвластный времени, об учительнице, попавшей в тяжелый класс. Много похожих фильмов снято после, но этот всегда будет в списке под номером 1. В особенном, меланхоличном настроении люблю  пересматривать его.