Незабытая быль. Глава первая

Ирина Полонская
 

Теплым октябрьским днем 197...года  в деревню  Михайловка, что  широко раскинулась на холмах вдоль резвой горной речки, вошел молодой человек в военной форме.  Андрей  возвращался в родные места после долгого отсутствия.  Сначала четыре года  учился в техникуме в небольшом городке, а потом два года служил в Армии.

  Парня  переполняла радость и оттого, что наконец он дождался заветного дембеля, и оттого, что все удачно сложилось в дороге. И погода не подкачала - день был ясным и солнечным.  Думал, как сойдет с поезда на станции, придется  пять километров до деревни пешком шагать по проселочной дороге. Хвать  -  и тут повезло: попутка почти  до самой деревни подбросила. Осталось только  дойти  до  конца  длинной улицы  - и дома. Андрей  поправил начищенную до блеска пряжку ремня, сдвинул шапку на затылок и пошел бравой походкой  вдоль длинного забора.

 - Это  кто ж  такой будет? - раздался из-за забора старческий голос. - Вроде,  ненашенский. 
 Андрей остановился и увидел деда Прокопа, который подслеповато щурился, закрывая ладонью глаза от солнца.

-  Что, дед Прокоп, не узнал меня? - подмигнул старику  солдат. - Это же я, Степана Калинина сын.
- Батюшки, дак ты Андрюшка, Егорыча сын? - удивился старик.
- Я самый и есть! - ответил Андрей, с удовольствием  глядя на старика. - Вот,  из Армии вернулся.
- Ну-ну...Давай, паря, шагай. Вот мать-то обрадуется! Замудохались  они совсем без мужика-то!
Эти слова слегка  удивили Андрея, но расспрашивать деда Прокопа о подробностях он  не стал. Сейчас домой придет,  все сам узнает.

***
 Несколько минут спустя он подошел к калитке отчего дома и, открыв ее, сразу увидел мать во дворе.

- Андрюшенька! Сыночек мой! Пришел! -  кинулась Галина  обнимать сына со слезами на глазах. - Ой! Совсем взрослый стал! - причитала  мать, с любовью оглядывая сына.
- Отец! Слышь, Андрюшенька  наш приехал! - крикнула она, обернувшись к окну. Отец закашлялся за стеной.
- Сынок, ты лучше сам к нему пройди, - сказала мать, потупившись.
  Войдя  в горницу, Андрей  сразу наткнулся взглядом на отца, сидящего на диване. Штанина на левой  ноге у него была подвернута  до колена, и оттуда  виднелась  забинтованная культя.

- Бать, что это с тобой? - растерялся сын.
- Вот...так получилось... На лесопилке я... зазевался маленько - ногу  мне и оттяпало, - вздохнул Степан Егорович.
- Вы мне ничего не писали об этом, -  произнес Андрей, с болью глядя на отца.
- А что писать! Решили тебя до поры не беспокоить. Придешь - сам все увидишь, - хмуро добавил отец.
- Эх, бать, как же это!  Когда случилось-то?
- Да уж с полгода как. В больнице долго лежал. Потом  домой вернулся. Толку с меня теперь , как с козла молока. Мать с ног валится...Мало того, что все хозяйство на ней теперь висит, так еще и меня нянчить приходится.   Вот тебя дожидались. Теперь, сын, на тебя вся надежда.

***

  Наговорившись с родными  и  отдохнув с дороги, Андрей пошел прогуляться по родным местам да навестить школьных приятелей.  Тут-то и  обнаружилось, что многие  его друзья  разъехались кто куда. Кто-то уехал в город  жить и работать, а кто-то еще из Армии не вернулся. Обойдя полдеревни, он завернул  к Архиповым, туда, где  жил его старый школьный приятель Серега.

  Когда-то, в седьмом классе, они сначала не ладили, несколько раз дрались, а потом помирились и даже подружились. Весь восьмой класс они были неразлучными друзьями.  После окончания восьмилетки  Андрей уехал в соседнюю область поступать в техникум. И закрутилась у него новая жизнь. В деревню он приезжал только на каникулы пару раз в году  и со старыми школьными друзьями виделся редко.

  Андрей открыл знакомую калитку и прошел к крыльцу. Поднялся на ступеньки и вошел через незакрытую дверь в сени.  Там было темно и тихо, пахло сушеными грибами и яблоками. Осторожно пройдя через сени, он остановился у двери в кухню и постучал. Дверь открылась сразу, будто его ждали.
- Привет, Серега! - сказал Андрей, улыбаясь и протягивая руку старому приятелю.
- Андрюха, ты что ли?! -  радостно загудел Сергей, обнимая друга и похлопывая его по плечу. - Ну ты и бугай стал! Банки накачал - будь здоров!
- Так последние полгода перед  дембелем только и делал что качался, - улыбался  Андрей. - Ты-то как, служил?
- Да. Я в мае вернулся.
- Ну, тогда расскажи, как тут у вас, что интересного.

- Да ты что в дверях-то встал? Проходи давай! Садись к столу, - засуетился Сергей. - Может, выпьем за встречу? Ты побудь тут, а я пока до магазина метнусь.
- Нет, Серег, я пришел тебя пригласить к нам. Мать стол собирает. Отметим мое возвращение. Приходи часа через два, лады?
- Спрашиваешь! Конечно приду! Такое дело - друг из Армии вернулся! - обрадовался Сергей.
- Ну, вот и хорошо. А ты сам-то как? Работаешь?
- А как же! Трактористом устроился.
- Ну, это здорово! Молодец! - похвалил Андрей.
- Ничего, нормально. Только мать ворчит, что я весь дом соляркой провонял.
- Зато заработки хорошие, - заметил Андрей.
- Это да. Что есть то  есть! - согласился Серега. - Я себе недавно транзитор  взял. Вот гляди, - он достал с полки приемник и с гордостью предъявил приятелю. - Теперь не с гармонью,  с транзистором гулять хожу!
Андрей повертел в руках приемник, понажимал на блестящие кнопки, решив про себя, что при первом удобном случае купит  себе такой же.

- Я слышал, отец твой на лесопилке покалечился, - осторожно начал  Сергей.
- Да, есть такое дело. Только сегодня узнал. Они мне об этом не писали, - посуровел Андрей.
- Жалко его. Батя твой - мужик  дельный всегда был. Не то, что мой, - вздохнул Серега.
Помолчали.
.
- Ну а как тут дела по женской части? Девчонки хорошие есть? - спросил Андрей, желая перевести разговор в другое русло. Он не любил, когда его жалели.
- Девчонки? - ухмыльнулся Серега. - Ну, как... Наши почти все разъехались. Кто в райцентр, кто в город. Одна Люська тут осталась, помнишь, рыженькая такая,  она замуж вышла, пацана недавно родила.  Но...Не все так плохо. Тут недавно две крали появились. Ничего так,  симпатичные. Их  учительницами прислали.

- Хм...Ты с ними  познакомился? - заинтересовался Андрей.
- Ну...Первая, Элька, Эльвира Ренатовна, в прошлом году приехала. Я, как из Армии вернулся,   попытался было к ней подкатить...Так она на меня так зыркнула... как солдат на вошь...В общем, я решил: ну ее! Мать говорила, что эта Элька из башкирского села, у них религия какая-то другая, им нельзя с русскими парнями гулять...
- А вторая что?
- Ну... Она недавно приехала, в конце лета. Ничего так. Справная, все при ней. Ее Аней зовут. Вроде, хорошая девчонка. Только...В общем,  запросто к ней не подойдешь.
- Что, важная такая? - хмыкнул  Андрей.
- Не то чтобы важная...Хрен его знает...Как-то не решился я к ней подкатить.
- Почему?
- Хм...Да, Андрюх,  она образованная, городская... А я кто? Для нее я деревенский  валенок. Кому охота  рядом с такой в дураках ходить!

- Ясно, Серег, я понял.  Ладно, тогда я ими  займусь. Только попозже маленько. Сначала кое-какие дела надо сделать.
- Ну, гляди, Андрюха, ты хоть и учился в городе, но все равно парень деревенский. А они, городские девки, таких, как мы, не уважают!
- Ну, это мы еще посмотрим! - горячо возразил Андрей. - Спорим, через пару месяцев одна из них моей  будет?
- Заметано! -  усмехнулся Сергей.
 Парни ударили по рукам.

- А где они  живут? - поинтересовался Андрей.
- К бабе Гане  их   на постой определили. Помнишь, она в нашей школе уборщицей работала?
- А-а, знаю... Ладно, посмотрим, что за крали такие. Ну, так ты придешь?
- Приду, куда я денусь,- улыбнулся Сергей.
- Давай. Жду!

 Продолжение здесь:http://proza.ru/2022/03/07/1903.

  Фотографии, иллюстрирующие каждую главу, взяты из интернета.