Зачем запонадобился Хюррем благотворительный вакф?

Элла Гор
Всем привет!

Сегодня хочу поговорить о благотворительной деятельности двух главных героев сериала «Великолепный век», двух главных врагов - Хюррем-Султан и Ибрагима-паши.

Если помните, впервые вопрос о благотворительности для Хюррем всплыл, когда она услышала, что Махидевран-султан собирается построить фонтаны с чистой питьевой водой на нескольких площадях Стамбула. Во время венгерского похода Повелителя Хюррем решила дать обет, что бы султан вернулся целым и невредимым. Нет, это не был обет молчания или обет ни с кем не ссориться и не интриговать – это было бы явно ей не по силам.

Хюррем пришла в покои Валиде и заявила, что тоже хочет заниматься благотворительностью. Не надо слишком хорошо знать Хюррем, чтобы догадаться, что уж если ей что-то втемяшилось в голову, то какими-то там фонтанами на площадях она не ограничится. И точно - Хюррем захотела, ни много ни мало, построить караван-сарай и не где-нибудь, а в самой Мекке возле Каабы, а в других святых местах - бани и фонтаны с чистой родниковой водой. От таких замашек и масштабов (и, конечно, затрат) Валиде чуть не поперхнулась щербетом, и решила, от греха подальше, в отсутствии сына спросить мнения шейх-уль-ислама.

Что из всего этого вышло, мы знаем – шейх-уль-ислам ответил, что рабыня не может жертвовать на святые для мусульман места, Хюррем попросила свободу у Сулеймана, а став свободной, потребовала на ней жениться. Вуаля! Поистине, Хюррем даже религиозную благотворительность использует по максимуму и на свое собственное благо.

Если в первый раз, Хюррем толкнуло на благотворительность суетливое желание переплюнуть Махидевран с ее фонтанами, то в следующий раз благотворительность была уже способом остаться у власти. Если помните, то это было то самое время, когда сердцем Сулеймана завладела очаровательная, наделенная даром целительства Фирузе. Оказалось, что путь к сердцу султана лежит не только через руины, отнятые жизни, склоки и скандалы, но и через тишину и милосердие – то, чего в Хюррем и в помине не было. В общем, не надо слишком хорошо знать Хюррем, чтобы понять зачем ей вдруг запонадобилось создавать благотворительный вакф. На этот раз Хюррем захотела показать неверному мужу, что в делах милосердия она ничуть не уступает его новой зазнобе. Но как с усмешкой сказала ей в лицо Хатидже, «Благотворительность? Хюррем, кому ты сделала в жизни хоть что-то хорошее?» Одним словом, где Хюррем и где добро людям?

Вместо очищающего душу милосердия и работы над собой, Хюррем пошла по проторенному бюрократическому пути - созданию многомиллионного благотворительного фонда имени себя. И хотя благие дела должны твориться молча, Хюррем раздула из обычного и обязательного для мусульман закята*** целое мероприятие! Настоящую пиар-компанию! Как это сделать в отсутствие телевидения, газет и интернета? А пригласить в попечительский совет жен все влиятельных людей Стамбула – читай, всех столичных кумушек-трещоток.

Кумушки пришли на фуршет нарядные, слегка настороженные, но как только медоточивая, вся в ямочках улыбок, Хюррем успокоила их, что денег у них ни на что не попросят, а лишь предлагают всему этому приятному обществу войти в попечительский совет нового вакфа, кумушки растаяли и замироточили. Оказывается, их позвали в султанский дворец только посветить лицами и известными фамилиями, да еще и высказали тонну уважения самым медовым образом. Как тут не полюбить славную Хюррем-султан, да не понести благую весть о ней по всему Стамбулу и за его пределы!

И Сулейману ей теперь есть что сказать при встрече, показать, что тоже не лишена милосердия (да, да, скажи это своим жертвам) и лишний повод к нему зайти, отвлечь от этой персидской мерзавки.

Но это еще не все! Не вся причина. Даже, возможно, и не главная. Есть кое-что поважнее.

Давайте послушаем ее диалог с главным кадием Стамбула Эбуссуудом-эфенди, которого она тоже вовлекла в свои дела и в свою грандиозную пиар-компанию, предварительно наговорив ему много ласковых слов. Итак, слушаем внимательно.

(Здесь должно быть видео разговора с Эбуссуудом-эфенди)

Ну, вы поняли, да? Вакф нужен именно в Стамбуле! И строительство огромного комплекса, на который султан Сулейман накануне отслюнявил из государственной казны, на минуточку, аж два миллиона акче, тоже нужно организовать именно в Стамбуле, а не в каких не в санджаках. Почему? Да потому что весь двор только и говорит о том, что Хюррем-султан пора собираться в санджак вместе с ее старшим сыном Мехметом, который итак уже засиделся во дворце, каждый день бьет копытом и дергает отца с просьбами отправить его в свой санджак. Но как же Хюрем уедет из дворца, когда тут Фирузе и много других желающих пробраться в покои Повелителя? А тут вот они - дела вакфа, который так распиарили, что назад пути нет. А, главное - огромное строительство в Стамбуле! Она бы, понимаете, и рада в санджак уехать, но «дела благотворительные» вынуждают остаться в столице. Забегая вперед скажу, что вот это предпочтение «дел» и стало причиной гибели Мехмета – охранять член Сулеймана для Хюррем оказалось важнее, чем охранять жизнь сына.

А теперь пару слов про Ибрагима – высокомерного, возгордившегося, обожающего роскошь и наслаждения, по мнению все того же «проницательного» Эбуссууда-эфенди. К слову, это их последний диалог после Совета, на котором Эбуссууд–эфенди с восхищением и уважением докладывал о благотворительном вакфе Хюррем-султан. Последний, ибо кадий-эфенди уже нашел ту самую лазейку, чтоб развязать султану руки с неприкосновенностью паши, и уже рассказал об этой лазейке Повелителю.

Ибрагим: «Кадий-эфенди, как тебе, имеющему столько дел, хватает времени и на обсуждение благотворительности Хюррем-султан?»

Эбуссууд: «Паша, человеку свойственно не видеть правды, даже если она перед его глазами. Глаза закрывает пелена, но благие дела снимают пелену с глаз человека».

Ибрагим: «Обязательно. Благие дела, это, конечно, хорошо. Однако, также человек должен понимать, кому и чему он служит. Кроме того, эти благие дела должны совершаться негласно, невидимо. Ты и подобные тебе думают, что я далёк от совершения благих дел, не так ли? Ты, например, знаешь, сколько благих дел в жизни я совершил?»

Эбуссууд: «Мне это не известно, паша».

Ибрагим (весело): «Давай-ка тогда посмотрим по списку, кадий-эфенди. Посмотрим, кто сколько чего сделал (берет у помощника книгу, листает и дает кадию). Мечеть и обитель у Песчаных ворот. В Галате мечеть на Масляном базаре. В Мекке, в Салониках, в Разграде и Кавале – мечети, медресе, обители, школы, больницы, бани… А также мечети и обители во многих других поселениях… Если хочешь, можем продолжить…»

Эбуссууд эфенди меняется в лице. Эта его фирменная ироническая усмешка исчезает, и он с самым серьезным выражением лица пристально смотрит в глаза паше. Где твоя, проницательность, Эбуссууд? Выходит, ты видел лишь наружную оболочку, то, что хотел видеть... То, что в результате слишком большой уверенности в собственной справедливости и правоте посчитал в Великом Визире его сутью и назвал высокомерием, гордыней... Ты, седобородый кадий, судья, которому должно разбираться в людях, не смог разобраться в Ибрагиме и уже вынес ему смертный приговор… Что ты скажешь на Страшном суде перед Всевышним, как оправдаешься за своё решение?...

Иисус, который также важен для мусульман, говорил: «Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая. Чтобы милостыня твоя была втайне».

Вот такие они – дела благотворительные. Одни громко кричат о них на всех углах, используют для укрепления собственных позиций, приобретения всяческих сопутствующих благ для себя, даже если благотворительность эта делается за государственный счет. И этих людей хвалят на всех углах, о них возносят молитвы.

А другие творят благие дела молча, и знает о них лишь Всевышний...

И порой у этих людей даже могилы нет....

______________________

*** Благотворительность является одним из пяти столпов ислама. Мало молиться пять раз в день и поститься в Рамадан. На тех, кто могут себе позволить, ложатся еще и материальные обязательства, причем весьма конкретные – закят. Закят – это ежегодная плата 2,5% от чистых сбереженией человека и его коммерческих актив за год. Эта плата является религиозной обязанностью человека и очищает его богатство. Сумма должна быть прямо передана бедным слоям населения. Ради искоренения неравенства мусульмане должны помогать бедным, сиротам и нуждающимся. Ислам побуждает мусульман к тому, чтобы делиться своими достатком с теми, кто менее удачлив. Минимальной суммой для этого является закят.


P/S Иллюстрация - кадр из сериала "Великолепный век"
______________________

Данная статья впервые была опубликована на моем канале "Элла Гор. Особое мнение" в Дзене 24.09.2020г.

При желании вы можете увидеть ее в полноценном формате с иллюстрациями и присоединится к обсуждению этой и других моих  статей и видеороликов, посвященных османской истории и сериалу "Великолепный век" на моем канале "Элла Гор. Особое мнение" https://zen.yandex.ru/id/5abaa2d04bf1615fe4a19c6b

Также вы можете увидеть видеоролики на эту тематику на Youtube: https://www.youtube.com/channel/UCLGxFUj7gYMO5_mKCPSpRBg