Лука и лукум. Почему художник был обречен?

Элла Гор
Одной из самых непонятных историй в сериале «Великолепный век» является странное происшествие во дворце Ибрагима-паши, когда он поставил Хюррем-султан перед страшным выбором: принять яд ей самой или предложить принять яд её бывшему возлюбленному Луке. Эта статья является органическим продолжением других моих публикаций «Хюррем & Лука. Чего на самом деле так испугалась Хюррем?» и "Соломоново решение. История с лукумом глазами Ибрагима", где представлен мой собственный взгляд на то, почему вроде бы невинная встреча с художником-земляком и первой любовью, вдруг превратилась в самую настоящую трагедию.

Итак, три года прошло с тех пор, как Хюррем появилась во дворце. У нее уже двое детей и на подходе третий. А тут появляется её бывший и подвергает опасности её жизнь и всё, чего она с таким трудом достигла, и одним своим присутствием в Стамбуле ставит под сомнение её верность Повелителю. Лука – персонаж странный. С одной стороны, это романтический герой, который едва оправившись от ран, отправился на поиск своей похищенной возлюбленной и искал ее все эти годы.

Вероятно, он полагал, что если она жива, то находится в большой беде, и он непременно спасет ее. Надо иметь огромную целеустремленность, чтобы не бросить эти бесплодные на протяжении многих лет поиски. Но, как говорится, кто ищет – тот всегда найдет. В том числе и беду на свою голову.

Благодаря стечению удивительных случайных обстоятельств, Лука-художник, в конце концов, находит свою возлюбленную. И где? Не в публичном доме, не рабыней у какого-нибудь замшелого и жестокого турка, не в услужении у какой-нибудь усатой сумасбродной старухи, не в нищете и, прямо скажем, не в беде. Напротив - его сельская возлюбленная в стольном граде вытащила счастливый билет и пробралась на самый верх, в самый истеблишмент, откуда любой односельчанин в лаптях видится досадной мошкой, напоминанием о ее низком происхождении и любовных забавах в ближайшем лесу. Вот уж компроментаж для любимой наложницы великого османского султана Сулеймана и матери двоих его детей! Воистину, кому рабство, а кому мать родная...

И вот, поняв и увидев, что у любви всей его жизни не просто все хорошо, а в тысячи раз лучше, чем она могла бы иметь в родной деревне, меся лаптями грязь, доя коз и крутя быкам хвосты, он не верит увиденному собственными глазами и решается заявить о себе.

Он, конечно, иностранец и, наверное, толком и не понимает, чем все может кончиться и для него и для его возлюбленной, но не до такой же степени! Спасать «девушку в беде» явно не требуется. Его женщина теперь принадлежит другому мужчине, беременна уже третьим ребенком от него, давно и прочно забыла и деревенского художника, и их любовь, и свое прошлое, а при встрече в его лице со всем этим "прочно забытым" вовсе не обрадовалась. Наоборот, впала в жуткую панику.

При разговоре Александра ясно и четко сказала, что теперь любит другого, счастлива с ним и вообще давно уже не Александра, а Хюррем-султан. Кстати, именно этого преображения шаловливой юной возлюбленной в грозную султаншу Лука не имел «счастья» оценить. И не понимал, что томясь по фантому из прошлого, в настоящем ходит по краю бездны.

Его бывшая возлюбленная настоятельно просит уехать и не мешать жить. И тут Лука меня удивляет, проявляясь совсем с другой стороны. Он не только продолжает работу в доме Ибрагима-паши, но и соглашается писать портрет падишаха, в то время когда отказаться от такой затеи легче легкого – просто скажи, что ты никогда не писал портреты и всё. Не будет же султан Османской империи служить тебе первым натурщиком для оттачивания твоего мастерства начинающего портретиста. Далеко не все художники умеют писать портреты людей. Так что отказ был бы вполне обоснован и ни у кого не вызвал бы гнева.

И вообще … какой-то безвестный местечковый малевальщик из Крыма будет писать портреты самого Повелителя мира, которому почтет за честь писать портрет, пожалуй, сам Тициан! Лука – свободный человек, а потому спокойно может сесть на корабль и уехать на все четыре стороны. Но он соглашается писать портрет. Почему? Потому, что это открывает ему доступ во дворец, где живет его зазноба.

По-человечески вполне понятно – столько лет искал и вот нашел, увидел, чувства обострились, нахлынули сладкие воспоминания. Но когда тебе уже дали прямой отворот-поворот, когда уже русским языком ясно написали «меня, нашу прожитую любовь забудь», когда ты видишь, что твоя возлюбленная счастлива с другим (не говоря уж о том, кто этот другой) и вообще она в полном шоколаде, и ты только зазря тревожишь её и подвергаешь опасности, назойливо продолжать лезть к ней со своими чувствами - это или верх эгоизма или безумие.

Эгоистом Луку как-то даже язык не повернется назвать. Особенно после того, как он, рискуя жизнью, защищал женщин во время восстания янычар. Нет, он хороший, бескорыстный и добрый человек. Я бы скорее посчитала, что он немного не в себе. Блаженный. Может, это все случилось с ним из-за тех тяжелых ранений, когда разбойники жгли и грабили его деревню, а может быть, болезненная фиксация на потерянной или даже погибшей возлюбленной. А скорее всего и то и другое. А может, он всегда таким был... потерянный сельский интеллигент в жестоком и циничном мире...

Так или иначе, но он явно не может адекватно оценивать реальность и продолжает говорить и писать о любви той, кому его любовь не только не нужна, но уже стала ночным кошмаром и запросто может стать приговором. Всё - отцвели его хризантемы!

А что еще, кроме своего чувства, Лука может предложить ей? Увы, ничего.. А потому се ля ви… «…твой покой я страстью не нарушу…» Любящий, но адекватный человек при таком раскладе просто уйдет в сторону и тихо сойдет со сцены. Ключевые слова здесь – адекватный и тихо. Но вместо отъезда Лука договаривается с Матракчи о том, что вечером они пойдут в веселый дом к балканским девушкам, а под утро грубо и ревниво вырезает портрет Хюррем из общего портрета с Повелителем и после этого идет на свидание к Хюррем в дворцовый сад. Надо ли говорить, что поутру, придя в мастерскую, художники, увидев изуродованный портрет августейших особ, тут же доложат об этом страже, и Луку будут искать с собаками по всему Стамбулу. Понимает ли он это? Отдает ли отчет своим действиям?

К тому моменту, когда Хюррем была изобличена Ибрагимом, Лука уже во всем ему признался. У Ибрагима на руках были все доказательства, подробности их с Лукой прошлого и совершенно иной взгляд со стороны на всю эту амурную историю. Ибрагим откровенно не верит во все эти «сказки». И он прямо сказал об этом Хюррем, которая в свою очередь тоже поняла, откуда у её злейшего врага такие подробности. Только от Луки. И неизвестно что еще можно ждать от неадекватного возлюбленного, которого к тому же так легко расколоть или обвести вокруг пальца. Золото он не берет, слов не понимает, уехать так и не уехал, домогался встреч, наконец, попался и на первом же допросе раскололся. Словом, живой Лука для Хюррем – одна большая ходячая проблема и серьезная головная боль! А разоблаченный Лука – фатальная угроза жизни ей и даже её детям.

Уже хорошо зная натуру Хюррем, зная, на что она способна ради благополучия своей семьи, своего статуса и сохранения любви Повелителя, понятно, что дни Луки сочтены, даже если бы в тот день во дворце паши и не появилось бы то зловещее блюдо с лукумом, а бедный художник вернулся бы в камеру. По большому счету, Лука был обречен с той минуты, как открыто показался Хюррем.

По моему мнению, эта ситуация никак иначе уже не могла разрешиться. Для меня исход этой истории очевиден. Лука после вырезанного портрета, даже уехав, был теперь опасен для Хюррем. И то, что сделал Ибрагим, было лишь ускоренным и откровенным вариантом решения этой проблемы самой Хюррем. Только честнее, ибо ей пришлось решать проблему собственными руками, а не руками какого-нибудь наемного убийцы.

Как думаете, не будь того блюда с лукумом, долго ли бы прожил Лука в арестантом в темнице у Ибрагима? И каким вы видите иной выход для всех участников драмы – Хюррем, Луки, Ибрагима и косвенно Повелителя - из этой ситуации?

__________________________

Читайте про загадочную историю с лукумом другие мои статьи:

"Соломоново решение. История с лукумом глазами Ибрагима. Особое мнение"

"Хюррем & Лука. Чего на самом деле испугалась Хюррем? Особое мнение"


P/S Иллюстрация - кадр из сериала "Великолепный век"
__________________________

Данная статья впервые была опубликована на моем канале "Элла Гор. Особое мнение" в Дзене 19.11.2020г.

При желании вы можете увидеть ее в полноценном формате с иллюстрациями и присоединится к обсуждению этой и других моих  статей и видеороликов, посвященных османской истории и сериалу "Великолепный век" на моем канале "Элла Гор. Особое мнение" https://zen.yandex.ru/id/5abaa2d04bf1615fe4a19c6b

Также вы можете увидеть видеоролики на эту тематику на Youtube: https://www.youtube.com/channel/UCLGxFUj7gYMO5_mKCPSpRBg