Генерал Ермолов на Кавказе. 1

Игорь Тычинин
 После успешного окончания посольской миссии в Персии Ермолов приступил к бурной военной и хозяйственной деятельности на Кавказе. Эти виды деятельности в его исполнении трудно разделить. Здесь я сосредоточусь не на сражениях, которые непрерывно велись против непокорных горских народах, а на той памяти, которую он оставил о себе на Кавказе, как преобразователь огромного, сложного региона. Ермолов вступил в управление Кавказом в тот период, когда Россия была истощена войнами с Наполеоном. Большинство русских войск оставалось в Польше. Военных сил в его распоряжении  было мало. И первое что он сделал, это тех жителей Кавказа, которые более менее владели строем и оружием, записал в казаки. Они были освобождены от подушной повинности. И их руками, и руками солдат, началось строительство крепостей. Среди них знаменитая крепость Грозная. Сейчас столица Чечни. У самых минеральных вод началось строительство Пятигорска. Одновременно было организовано лечение для приезжающих на воды. Место их пребывания было определено у Константиногорской крепости и в ней самой. Дважды в день их организованно под конвоем привозили к источникам. Самих же людей, живших в районе  крепости стали переселять в строящиеся дома у источников. Так, собственно, и возник Пятигорск. Губернским городом Ермолов определил Ставрополь. Статус Георгиевска, бывшего до этого губернским городом, был снижен до уездного. Дальше он обратил внимание на бурную деятельность шотландских миссионеров, на самом деле ведущих разведку среди местных народов. Они были вынуждены покинуть Кавказ. Ну а Пятигорск рос как на дрожжах. Были построены Елизаветинские ванны, проложен широкий бульвар для гуляния отдыхающих. Взрывались скалы, прокладывались дороги. Был выстроен дом для посещения царской фамилии. Все это делалось без привлечения дополнительных средств из метрополии. В Пятигорске была организована ярмарка. На ней удавалось закупать у местных народов горских лошадей и пересаживать на них казаков.
 Этот период характеризовался не доброй памятью военных поселений Аракчеева. Ермолов делал у себя всё совсем по другому. Он всех женатых солдат из своего корпуса перевёл в Кисловодск и наделил их землёй. Все были в высшей степени довольны. И Кисловодск до Ермолова и после него, это были небо и земля.
 Военная Грузинская дорога была расширена. Сделаны обходные пути на случай завалов. Окрестные горцы были замирены и переселены. Ну и Тифлис. До Ермолова все дома были построены беспорядочно, теснясь вокруг крепости. Ермолов начинает постройку нового города. Он строит Главный штаб, казармы своего корпуса, арсенал.
И местные жители тут же начали строить свои дома невдалеке. Был разбит широкий Ермоловский проспект. На этом пока поставлю точку, чтобы собраться с мыслями перед следующей публикацией.