Иван Васильевич сменил профессию

Ал Ор
"Белка песенки поёт - да орешки всё грызёт. А орешки - не простые: в них скорлупки - золотые, ядра - чистый изумруд..."     А.С.Пушкин.

Скрытое пророчество произведения М.А. Булгакова - для гурманов: изумруды смыслов.

   Гениальный Михаил Булгаков родился в Киеве. И его произведения всегда содержат несколько  уровней смыслов. Учитывая это, можно прочесть по-новому пророческую пьесу «Иван Васильевич меняет профессию», написанную в октябре 1935, а 13.05.1936 пьеса имела премьеру - после которой её запретили аж до 1965...
   Экранизация Гайдая (1973)не менее гениальна, ибо ему удалось все эти уровни узреть и передать. Скрытый смысл раскрывается, если заменить имена действующих персонажей: это написанный в 1936г прогноз по отношениям России и Украины, это основная идея.  И это неудивительно, учитывая что судьбы двух народов слились в писателе воедино: это был внутренний конфликт, требующий разрешения. И это напряжение автора вылилось в пророчество на век вперёд.

   Необходимо отметить, что Булгаков был хорошо знаком с Ильфом и Петровым - уроженцами Одессы. Классики, пользуясь общим для некоего кружка весьма образованных посвящённых "культурным кодом", закладывали в свои произведения ни много ни мало прогноз на столетие вперёд и это было поистине соревнование титанов мысли, продолжающих пушкинскую традицию криптографии. Любопытно, что они (Ильф и Булгаков)не расходились в прогнозах, однако излагали их с разных точек зрения, буквально как левым и правым глазом предвидя одно и то же. (И неудивительно - ибо все описанные произведения написаны одним человеком - Михаилом Афанасиевичем  Булгаковым, который просто в силу обстоятельств был вынужден писать под чужими именами, ибо его принципиально не печатали как "антисоветчика". Об этом и Ирина Амлински написала книгу "12 стульев от Михаила Булгакова", и литературовед Владимир Козаровецкий провёл фразеологический скрупулёзный сравнительный анализ текстов, - однако публично признать это просто невозможно.)

    В 1928 был опубликован роман "12 стульев", прогнозирующий до 2028.  (Золотой телёнок - "те же яйца только в профиль - в 1931, где основное внимание сосредоточено на разделывании во 2й мировой войне Германии-"Корейко") . Потом была пьеса "Иван Васильевич", начинается с 1986 - ровно через 50 лет со дня опубликования - и описывает последующие после Чернобыля полвека. То есть до 2022, если быть точней. Ведь первоначально это было иное произведение под названием "Блаженство", в котором - после того что происходит в фильме - Шурик на отремонтированной машине времени попадает в 2222 и действо продолжается! Ну, можно почитать, если интересно. Там даже Игла Газпрома описана: "Вон, видите, там, где кончается район Блаженства ("Запада"), стеклянные башни. Это - Голубая Вертикаль. Теперь смотрите - поднялся рой огней..." и т.д. Район Блаженства - это "загнивающий Запад" - а Питер расположен на границе с Финляндией. В 2000-м человек из Питера встал (стал) президентом страны и ввёл выражение "вертикаль власти". Коротую скрепил экспортом энергоносителей (голубое топливо) и прочими интересными совместными делами.

   Излишне упоминать, что знание ключа культурного кода даёт читателю возможность всегда быть в нужное время в нужном месте, избегая страданий  невежества.


   Итак, персонажи: Изобретатель Тимофеев (Шурик) это творческая Россия, его жена Зина – Украина, режиссёр Якин – США, блондинка-конкурентка «кикимора» это Прибалтика, Бунша – это наш бюрократический чиновничий аппарат, Шпак – сами понимаете кто, с непосильным трудом выколачивающий ежедневный гешефт. (Дико извиняюсь, но в фильме Гайдая в "греческом зале" квартиры Антон Семёныча мы видим символическийй семисвечник, в который воткнуты ЧЕТЫРЕ свечи. Это намёк на весьма небольшую религиозность соседа Тимофеева по дому... просто разрушение Второго Храма!) Впрочем, речь не только об избранном народе - а вообще о полу- и нелегальном среднем бизнесе, "цеховиках". "Шпак" - до революции презрительно назывался человек гражданский.

   Шведский посол – Европа конечно, требует Крымску волость. А Жорж Милославский – это милый и славный парень Георгий (который поражает змея) т.е. имеющий отношение к силовым структурам. Царица – русский народ, а царь Иоанн Грозный это отсутствующий ныне «идеальный самодержец».

   Шурик рвется к техническому прогрессу (управляемой ядерной реакции и соответственно новым видам вооружений, которые могут отбросить Москву в средние века)и устраивает Чернобыль. Теряет сознание. Всё что происходит потом – ему снится, но очень реально. (В телевизоре - опера "Псковитянка", поют "Царь Борис" - читаем, значит уже "зреет" Ельцин. Отсыл к временнному отрезку). В цвете новой реальности (сон Шурика - цветной) жена Тимофеева охмурена Якиным (который "якает", международный  финансовый капитал), поет перед ним песни и собирается в Гагры (под пальмы). Зина при этом испытывает угрызения совести: как я могла уйти от такого святого человека со всеми удобствами?» (ну понятно что речь об инфраструктуре, единой энергосистеме и газопроводах).

   Идут 90-е. Домом (страной) управляют семейка Бунша-Корецких, старые совковые бюрократы, смастырившие СНГ. Но в лице Жоржа в историю вмешивается Божественное управление. Волею случая этот комбинатор оказывается на краткий период во власти, чтобы изменить ход истории: вернуть Крым (изгнать Крымского хана с Изюмского шляху, т.е. с дороги в Крым из Москвы, Изюм - это Харьковская область...) и обокрасть Европу (что он неплохо умеет, натренировавшись на шпаках за годы правления чекистов). За это время Шурик чинит свою машину (достигает необходимого уровня научно-технической мысли) и отправляет царя туда, где ему и следует находиться.

   Кстати, когда царь (Высшее земное управление) попадает в новую Москву, он переодевается в форму киевского Динамо. Указан даже период военного похода: стрельцы едут на крымского хана "Студёною зимой" (может, февраль?) а возвращаются к Марусе "зелёною весной". Песня заканчивается бравурным тушем футбольного матча (вспоминаем динамовскую форму царя). Царь в городской квартире, выслушав Зину и Якина, даёт добро на их свадьбу и отъезд вроде бы состоялся - но... во сне Шурика.

   Каждая фраза в книге, каждая деталь в фильме содержит массу подтекста. Остаётся поразительно, как писатель предвидел события сквозь толщу века. Кто видит – тот видит. А кто захочет – пусть изольётся мыслью по древу. Главное, что – после просыпания Шурика - заканчивается пьеса диалогом:

- Зина! Признайся, ты любишь Якина?
- Да что ты, Шурик! Никакого режиссёра Якина у нас нет!
- Правда?..
- Правда!
- И Молчановского нет?  (блондин, молчит - немой - немец)
 - И молчановского никакого нет!
- Ура!

И герои обнимаются.
   Цветной мираж закончен - наступают мирные счастливые "серые" будни великих строек.

 Эта версия, всего лишь версия трактовки, приснившаяся автору данного текста.

Постскриптум: а что за орден рыцарский у шведского посла?
  1. Словосочетание "рыцарский орден" сразу напоминает о Тевтонском и потом Ливонском ордене, с которым  воевал Иоанн Грозный. Если рассмотреть орден на груди внимательно, он и напоминает символику этих организаций, занимающейся "зачисткой язычников": крест. То есть имеется в виду некая боевая экстремистская организация типа "СС", висящая на груди посла(в центре Европы). Её там больше не будет, как и флагов со всевозможными крестами.

   Президент Украины Владимир Зеленский с марта 2022 записывает свои видеообращения в футболке цвета хаки, на которой изображён железный крест, похожий на награду, которую вручали за боевые отличия в нацистской Германии.
  Разница состоит лишь в том, что у ордена нацистской Германии в центре была изображена свастика, а на кресте у украинского лидера – трезуб.
  Ну так и тянет посоветовать: "Батюшка, либо крестик снимите - либо трусы наденьте..."

 2. "Похищение Европы". (Как тут не вспомнить В. Пелевина и его картину "Путин похищает радугу у пидарасов" из романа "Ай-Фак"...)

Это тоже насчёт ордена шведского посла, посленовогодние события 2022.  Россия использовала интересную экономическую тактику, обвела всех вокруг пальца и за пару дней заработала тогда более 20 млрд долларов. Плюс вернула около 30% акций собственных монополий. Жорж одурачил и ЕС и Америку, и как красиво! На глазах у всего мира разыграл все, как по нотам. Раньше часть акций энергетических компаний принадлежала зарубежным инвесторам, американцам и европейцам - это значит, что почти половина доходов от нефтяной и газовой промышленности уходила не в казну России, а на счета "финансовых акул " Европы. В связи с ситуацией в Крыму рубль стал резко падать , но Центральный банк ничего не делал, чтобы поддержать курс рубля. Даже появлялись слухи о том, что у России просто нет запаса валют на поддержание курса рубля. Эти слухи и заявления Президента, что он готов и будет защищать русскоговорящее население Украины, привело к большому падению цены на акции энергетических компаний России, и "финансовые акулы" стали выставлять акции на продажу, пока они совсем не обесценились. Жорж ждал всю неделю и только улыбался на пресс-конференциях - а когда цена упала ниже плинтуса, он дал команду резко скупать акции одновременно у всех европейцев и американцев. Пока эти "финансовые акулы" поняли, что их обвели вокруг пальца, было уже поздно: акции были в руках России. Мало того, что Россия за эти дни заработала более 20 млрд долларов, так она еще и вернула акции своих компаний в Россию. Теперь доход от нефти и газа не будет уходить за границу, а будет оставаться в России, рубль поднимается сам собой, и на его поддержку не нужно тратить золотовалютные запасы России, а "финансовые акулы" Европы остались с носом, их обвели вокруг пальца. У них в считанные минуты за копейки скупили акции, которые приносят миллиарды долларов, и оставили без доходов от нефти и газа... . Такой блестящей операции еще не было в истории фондового рынка.
------------------------------------------------------

  Михаил Булгаков раскрыл секрет своего путешествия во времени на столетие вперёд в пьесе "Блаженство":  "Да, впрочем, как я вам объясню, что время есть фикция, что не существует ... Извиняюсь, это что же, золотой ключик?.."

 «Правда, что зело крепок сей орех был, однако ж, слава Богу, счастливо разгрызен…» Петр Великий.