Каково оно, быть украинским беженцем? Март 2022 г

Николай Кокош
    О беженцах я слышал, читал, видел их с экрана телевизора, даже встречался  и подолгу беседовал с одним из них, приехавшим на Украину из Абхазии в 90 - е годы. Но самому оказаться в этом статусе до вчерашнего дня ещё не приходилось. Украина в огне! Пылают Киев и Харьков, Херсон и Николаев, Чернигов и Гостомель...

    Пережив тяжёлую утрату: смерть жены от ковида в конце ноября прошлого года и пытаясь  найти хоть какое - нибудь успокоение и поддержку от близких людей, я переехал на новое место жительства в Запорожье, где проживала моя старшая дочь с семьёй. Только на четвертый месяц начал медленно, но все же выходить из состояния тяжелейшего стресса, безнадеги, а тут война. В считанные дни, с началом военных действий, недалеко  от нас был обстрелян Энергодар, шли бои в Мелитополе и Васильевке. Колонны российских войск, преодолевая  отчаянное сопротивление разрозненных сил украинских военных, медленно, но уверенно продвигались в глубь Украины. Несмотря на призывы националистов: "Умремо, але рідну Неньку не здамо", люди зашевелились, заволновались, сотни тысяч украинцев, в большинстве это женщины с детьми, всеми видами транспорта потянулись на Западную Украину, а оттуда в Польшу, Венгрию, Словакию...

   Что делать, как поступить? На этот животрепещущий вопрос должен был ответить и я, и мое окружение. Подоспевшие  Указы Президента Зеленского": О введении военного положения"  и "О всеобщей мобилизации," поставили крест на возможности выехать моему зятю и дочери, так как они оба  врачи, офицеры - запаса. Попрощались, увидимся ли? Мне пошел 75- й год и надежды, что мы ещё когда - нибудь встретимся не остаётся.

    3 марта в потоке беженцев, в сутолоке и неразберихе, каким - то чудом попадаю на эвакуационный поезд, который следовал из Запорожья во Львов. В купе нас 15 человек, в остальных картина такая же, если не хуже. К моему большому удивлению, мои родные украинцы ведут себя чинно: не ругаются, не злословят, добрососедски,  сочувственно обращаются друг к другу, делятся  едой, поддерживают морально, упавших духом. Даже дети, маленькие дети приумолкли, не плачут, не кричат. Дух тревоги, неизвестности, ожидания новых испытаний давлеет над всеми нами.

  На другой день, к полудню, мы добрались до Львова. То, что я увидел потрясло меня масштабами человеческих страданий, когда тысячи людей оставались один на один со своими неразрешенными проблемами: многие без денег, без еды, легко одетые, не защищённые от холода...  Вся привокзальная площадь была плотно запружена народом. В этой толпе нельзя было различить какого - то отдельного человека или группу людей, передо мной была сплошная человеческая масса, похожая на лаву, извергающегося  вулкана. Людская масса все увеличивалась и увеличивалась. Проехать, пройти не представлялось возможным. Но вскоре я выделил для себя два основных потока: один  был направлен к платформам вокзала, где ожидалось прибытие поездов в сторону Польши и второй - на стоянку автобусов, бусиков, таксистов и приватного транспорта. Поняв, что попасть в поезд до Польши мне не удастся,
уж слишком был великим  и угрожающим людской поток, я поспешил в сторону автовокзала.


    Как показали дальнейшие события, это было единственно  правильное решение.  На привокзальной площади десятки автобусов разного класса. С большим  трудом, проталкиваясь через толпу, поднимаюсь и располагаюсь в одном из них. Радость от того, что мне удалось попасть в автобус сменяется на тревогу, когда мне  зашептали на ухо: " С вас полторы тысячи гривен." Это по курсу 50 евро. Проходит минут  двадцать и с меня уже требуют  две тысячи. Нет, не буду переплачивать. Выхожу из автобуса, ищу другой, а вдруг там по -  дешевле? Сделав несколько неудачных попыток найти что - то поприличнее, усаживаюсь в новый, современный бусик, с вежливым и аккуратно одетым водителем. Улыбаясь он требует с меня 100 долларов, по обменному курсу - 2700 гривен. Вот так сэкономил! Деваться некуда, время идёт,  скоро начнёт темнеть. Во Львове холодно, идёт снег, а я в лёгкой безрукавке. В Запорожье вчера было плюс 12.

  В последний момент перед нашим выездом в салоне бусика разыгрывается одноактовая пьеса в жанре драмы. В одной из пассажирок не хватило тысячи гривен, чтобы оплатить проезд.  Водитель непреклонен: ,,Шукай грошi, або виходь;,, Сердешная с мольбой смотрит по сторонам,  на лице застыла просьба: ,, Помогите!,, Тщетно, каждый в мыслях уже далеко от Львова, многие и не слышали то, о чем спорят женщина и водитель. Неожиданно,  неудачница берет смартфон и звонит сыну в Тюмень, где тот работает. Через короткое время сын отправляет 100 долларов на карточку водителя. Но вот незадача: все платежи для россиян заблокированы, деньги не приходят, моя попутчица в отчаянии. Вспоминаю о своей заначке, протягиваю бедолаге пять купюр по 200 гривен. Она благодарно кивает головой,  сказать спасибо просто не остается сил.


  Выезжаем, впереди шлагбаум, останавливаемся. Водитель выходит, достает сумку с деньгами и увесистую пачку отдает контроллеру. Так вот в чем дело : коррупционная схема работает безупречно. Где же администрация автовокзала, куда смотрит полиция? Вопрос звучит риторически. Все в сговоре. И овцы целы и волки сыты. Но если пассажиры - овцы, то нас изрядно обобрали, наши же братья - украинцы.

  Но не все же, извините, гады и стяжатели. Среди хаоса и  предпанического настроения, мне попались  люди с обостренным чувством долга, бескорыстия, готовности на самопожертвование...   
 Так, недалеко от вокзала, я увидел колонну бусиков. Это волонтеры перевозили женщин с детьми до Польской границы. На мой вопрос : ,,А как же им быть дальше?,, - получил ответ: ,,Там их заберут поляки.,, К большому сожалению, многие отказывались от такого заманчивого предложения, так как не хотели разрывать семьи. Мужчин не брали, а оставлять их одних, в чужом городе, женщины  не хотели.

 Была бы честь предложена.

   На этом мои приключения не закончились, а только начинались. Пять долгих часов прохождения таможенного контроля на Рава- Русской, превратились в настоящую пытку. Таможенники, пограничники действовали вяло, без всякой заинтересованности. Никакого сочувствия к уставшим, измученным дорогой людям, а ведь перед ними были женщины с детьми! Чтоб вам! Наконец - то мы в Польше. Чудесные дороги, освещение, потрясли своей белизной и чистотой туалеты. По дороге сделали несколько остановок на автозаправочных станциях. Всюду пункты встречи наших беженцев.

 Поляки по - родственному встречают украинцев. Предлагают пакеты с едой, питьевую воду, одежду и обувь, игрушки для детей. Ведь многие уезжали в спешке: раздетые и разутые,  чуть ли не в комнатных тапочках.  Тем, кто определился с местом своего дальнейшего пребывания  на территории Польши,  предлагают жилье и весь перечень положенных преференций.
 Так и хочется сказать: " Нет,  не Слава Украине, Слава Польше, ее народу, отдающего частичку своего сердца моим землякам - украинцам.

    Часть пассажиров водитель отвёз на железнодорожный вокзал, а меня и несколько других - в аэропорт. Признаюсь, ещё дома я определился с местом своего дальнейшего пребывания - это Франция. Там, в одном из пригородов Парижа живёт с семьёй моя младшая дочь, умница и красавица. Проявив необыкновенную настойчивость и силу воли, она изучила французский язык и обучаясь дистанционно, получила высшее французское образование. Работает программистом  в крупной финансовой компании в Париже.


  Ну а то, что творилось в аэропорту, носящего имя  славного сына Польши  Фредерика Шопена, расскажу более подробно. 5 часов утра, на календаре 5 марта. В огромных залах главного " космодрома" Польши - столпотворение. Несколько десятков человек штурмуют кассы, работающих всего две. Возле них крутится посредник," помогающий" соотечественникам, как он выражается, бесплатно улететь в страны Евросоюза. Ему лет сорок, плотного телосложения, свободно говорит по - польски, сразу видно : тут он человек свой. Поразительно похож на Леонида Утесова. А когда он заговорил, ошибки не могло быть - типичный одессит. Он так и представлялся:
" Саша из Одессы". Видя в нем свое спасение, каждый считал своим долгом обратится к нему лично: " Саша, помогите, мы вам заплатим!" На что Саша отвечал:" Что вы, что вы, я это делаю из добрых побуждений, меня деньги не интересуют, я человек богатый. У меня в Варшаве процветающий бизнес." Очередной клиент просит билет до Мадрида, Саша тут же быстро, что - то говорит кассиру. Получив информацию от него, называет сумму - 800 евро, хотя билет стоит 320. С моего попутчика до Афин он взял 1000 долларов. Дураку было понятно, что Саша ещё тот шулер и пройдоха, но люди, просидевшие в аэропорту по несколько дней в надежде улететь бесплатными рейсами и не улетевшие, так как много желающих, вынуждены были сотрудничать с Сашей.

  Сколько денег   пришлось заплатить мне за вожделенный билет до Парижа, нетрудно догадаться. И вот я в аэробусе  320 авиакомпании Air France. Через полтора  часа  Парижский   аэропорт имени Шарля де  Голля встречал очередную группу беженцев из Украины. Здравствуй, Франция!