Иваны непомнящие

Ольга Шох
 И вы думаете,я вспомнила автора? Выражение-то помню,четыре года в аудитории оно нас встречало. Википедия Салтыкова-Щедрина дала:"Без идеи, без убеждения, без всякого понятия о добре и зле, Иваны Непомнящие…щеголяют отсутствием убеждений и во всеуслышание объявляют, что ни завтра, ни послезавтра не намерены стесняться никакими "узами"...
  Сегодня вот вопрос задали: А вы знаете,когда США СССР признали?
Э-э-э...Забыла...
 В 1933 году,когда Советский Союз одиннадцать лет просуществовал уже,а Чехия,между прочим,вообще в сороковом его признала.
 Так-то вот.
 Город у нас теперь трудовой доблести и славы,стало быть,нужно в семьях подтверждение поискать,устные,письменные,как в войну трудились.
  Вспомнила,был у бабули пакет,тряпицей перевязанный,с бумажками какими-то.
Раз,помнится,заглянула: квитанции. Чего интересного?
 Спасибо,не "забельшила",как бабуля выражалась,прибрала.
 Время,стал быть, подошло,давай разбирать.
 Год назад нашла я прадеда в списках репрессированных,нашла,и потеряла,потому как прибыв в Балтлаг в 37 -м,он выбыл оттуда в 39.Куда - не указано.
  Перебираю я,значит,квитанции,и натыкаюсь на штраф в сто рублей,уплаченный в 1940 году прадедом за то,что жил без прописки по своему прежнему месту жительства.
 Сказать,что я обомлела или в ступор вошла - ничего не сказать.
 Потому что дальше нашлась справка о составе семьи,выданная сельским советом в 1943 году.Перечислялись Евдокия Васильевна 1885 г.рождения,Василий Никитич 1881 г.рождения, "взятый органами НКВД в 1940 году",Сергей Васильевич,15 года рождения, находящий в РККА,Клавдия Васильевна - 1911 и внучка 31 года рождения.
   Оправданный и отпущенный в 39 году прадед далее снова сгинул,теперь уже вообще бесследно,потому как была там еще квитанция о приеме посылки,отправленной в Медвежью Гору,Балтлаг,в 39 году. А после - ничего,кроме обрывка бумаги,где бабулиной рукой было написано "Вышинский,прокурор".
  Вот тебе и жизнь прадеда,и судьба...
  А документы, сбереженные скорее по причине - есть чем оправдаться,раскрасили для меня то время,о котором знала только вскользь.
  Каждый двор с тридцатых годов,раньше квитанций нету,имел книжечки по названием "Обязательства",в коих писалось,сколько хозяйство обязано сдать продуктов за год,с предупреждением,что государство имеет право наказать за несдачу.Яиц в год сдавалось семьей 50 штук,не сразу,по месяцам,за шесть раз,яйца не отбирались,а покупались,в 43 году - 20 копеек выплачивалось за сданное яйцо.Мяса - 40 кг,по четыре захода в год.Цен там не было.Еще была квитанция за шерсть,и много квитанций за сданную картошку.
  Бабуля работала с 32 года на заводе токарем,а в 43 году ее мать слегла,поэтому с завода Клавдия Васильевна перешла в колхоз имени Ворошилова,а позже ей пришлось стать и главой семьи - мать умерла,мужа не было,брат погиб,отец пропал.
  Среди бумаг,зачастую написанных "химическим" карандашом, нашелся яркий лист: Областная Грамота звеньевой колхоза им. Ворошилова,добившейся рекордного урожая картофеля в 1944 году.
  И одно фото чуть более позднего периода.Стоят веселые бабы числом семь, в телогрейках и шалях,да пара мужиков,и смеются все,глядя в объектив.
  И вот думается. Мы так часто ноем,да стонем,это не так,другое не этак,тут нас "прижали",тут воли не дают...
  Ага,точно,точно.
 Но живешь здесь и сейчас,и никто,честно говоря, не воспринимал тогдашнюю жизнь как нечто из рук вон:жили,детей растили,песни пели,смеялись,хотя времени на веселье вроде как совсем не было.
Было.
 И я,родившись через десять лет после Победы,видела это,хотя "обязательства" и тогда никуда не делись, и трудностей было,хоть отбавляй.
Они выдюжили, смогли,и нам надо. Здесь и сейчас.