Сулейман и муравьи

Элла Гор
Однажды султан Сулейман прогуливался по дворцовому саду. Вдруг он увидел большое дерево, по которому ползают муравьи. Он подозвал слугу и сказал:
- Здесь много муравьев, они точат дерево. Если ничего не предпринять, дерево скоро засохнет.

Слуга поклонился и ответил Сулейману:
- Я скажу садовнику, Повелитель. Он обмажет дерево известью.
- Но это уничтожит всех муравьев.
- Вы правы, повелитель, но иначе это дерево не выстоит. С Вашего позволения, я сейчас же этим займусь.
Но Падишах  поднял руку и остановил слугу со словами:
- Я не хочу брать на свою совесть жизни стольких невинных. Я обращусь к Эбуссууду-эфенди. Может, он подскажет, как надо поступить.

В тот же день Повелитель написал мудрецу письмо.
«Ходжа-эфенди, нет сомнений в твоей бесконечной мудрости и широких знаниях. Когда я попадал в трудную ситуацию и не знал, как поступить, ты своими знаниями и опытом всегда освещал мой путь. Теперь же я снова прошу найти такой выход, чтобы решение было мне по сердцу.  Сегодня утром, когда я гулял по дворцовому парку, меня сильно огорчило состояние одного из деревьев.  Я посадил его много лет назад своими собственными руками, но, к сожалению, на него напали муравьи. Тайно подтачивая его изнутри, они причиняют ему большой вред. Мои слуги хотят уничтожить этих муравьев, обмазав его ствол известью. Однако, когда выяснилось, что могут пострадать невинные души, я решил узнать твое мнение. Что скажешь, Ходжа-эфенди, если дерево погибает, можно ли причинить вред муравьям?»

Через некоторое время Повелитель получил ответ от мудреца.
«О, благородный Падишах, который опасается обидеть даже муравья. Своим вопросом вы еще раз доказали, что в Вашем сердце нет места надменности. На самом деле я хотел написать развернутый ответ, обстоятельно разъяснив все стороны проблемы, однако правильнее всего будет сразу перейти к делу. Вопрос был такой: если дерево погибает, можно ли причинить вред муравьям? А теперь ответ. Представьте,  завтра на Суде перед Создателем, падишаху придется отвечать за жизнь каждого муравья».

На следующий день Повелитель приказал обмазать старое дерево известью.

А после казнил своего сына...

Узнали сцену из 4 сезона "Великолепного века"? Как думаете, что она значит? Ведь неспроста же нам показали эту метафору. Давайте разбираться вместе.

По-моему, дерево - это Сулейман. Но не исключено, что это аллегория государства, тем более, что по логике всех "повелителей мира" тех времен "государство - это я". Муравьи, напавшие на дерево - это, очевидно, естественные враги дерева-Сулеймана. Но врагам ведь тоже нужно жить, они не плохие и не хорошие, они такие же божьи создания и также имеют право на место под солнцем, как и старое, отживающее свой век дерево.

Кто же являлся для Повелителя естественным врагом? Да дети же... его собственные наследники. Вырастая, набирая силу, обзаводясь семьями, армиями и санджаками, они постепенно подтачивают его власть самим своим существованием. Прекрасные сыновья, зрелые мужчины, как застоявшиеся в стойле жеребцы, терпеливо ждут, когда с них снимут узду и каждый сможет себя проявить в роли Повелителя. Настоящий, полнокровный расцвет жизни для них начнется, увы, только с его смертью.

Во всяком случае для одного из них. Кто же он - тот, кем заняты последние годы все мысли Повелителя? Тот, кто наступает ему на пятки своей популярностью уже сейчас. Тот, за кем готовы пойти элиты, армия и народ. Тот, кто естественным образом готов сменить султана хоть сейчас - его собственный сын. Шахзаде Мустафа.


И несмотря на то, что Эбуссууд-эфенди четко и внятно ответил, что Сулейману придется держать ответ за жизнь каждого муравья, султан решился на убийство родного сына. Почему? Да потому что всех этих повелителей из тронного зала можно вынести только вперед ногами. Последними зубами будут они цепляться за свой железный трон. И кажется им, что и для других нет ничего желаннее на свете, чем эта их жесткая табуретка.

А знаете, что самое ужасное? То, что в природе дерево прекрасно сосуществует с муравьями, они вовсе не враги друг другу. Но султану Сулейману, живущему невнятными параноидальными страхами потери власти, врагами кажутся даже муравьи...

P/S Иллюстрация - кадр из сериала "Великолепный век"

_______________________

Данная статья впервые была опубликована на моем канале "Элла Гор. Особое мнение" в Дзене 04.09.2020г.


При желании вы можете увидеть ее в полноценном формате с иллюстрациями и сейчас. И присоединится к обсуждению этой и других моих  статей и видеороликов, посвященных османской истории и сериалу "Великолепный век" на моем канале "Элла Гор. Особое мнение" https://zen.yandex.ru/id/5abaa2d04bf1615fe4a19c6b

Также вы можете увидеть видеоролики на эту тематику на Youtube: https://www.youtube.com/channel/UCLGxFUj7gYMO5_mKCPSpRBg