Коста-риканская литература 20 век Латинская Америк

Валерий Орлов-Корф
Коста-риканская литература (20 век) – Латинская Америка.

Прежде чем познакомиться с коста-риканской литературой 20 века, обратим свое внимание на произведения 16-18 веков, которые были написаны на испанском языке (владычество испанцев). История оставила немногие труды этого периода: любовные стихи «Строфы» (1574) Д. Хименеса; произведения просветителей Х.А. де Льендо-Гойкоэчеа и Ф. Дель Кастидьо. Развитие коста-риканской литературы было заметно после 1821 года (завоевание независимости) – просветительская деятельность Р.Ф. Осехо и поэтическое творчество П. Викеса. В начале 20 века коста-риканские писатели обратились к реалистическому изображению народного быта (литературное течение «костумбризм»). Писатели этого течения, используя реалистические и натуралистические моменты, тщательно выписывали все то, что видели в окружающем мире – природу, быт жителей, иногда затрагивали социальные вопросы. Предшественником писателей-костумбристов считают М. Аргуэльо Мора (1845-1902), который известен сборником рассказов и народных преданий «Живописная Коста-Рика». Писатели-костумбристы – Х. Гарсиа Монхе (1881-1958), автор романов «Сиротка», «Дочери полей»; М. Гонсалес Селедон (1864-1936), его рассказы из сельской жизни пользовались успехом. В 1890 году появился коллективный сборник поэзии «Костариканская лира», в котором ясно чувствовался реалистический  подход к творчеству А. Х. Эчеверриа (1866-1909), сборник «Романсы» (1903), сборник «Крестьянские мотивы» (1905); Л. Чаварриа (1878-1913), сборники «Орхидеи» (1904), «С Анд» (1907). Были писатели, которые затрагивали в своем творчестве социальные и политические темы – К. Гахини (1865- 1925), романы «Больное дерево» (1918), «Падение орла» (1920); Х. Кардона (1863-1930), романы «Кузен» (1905), «Сфинкс на тропе» (1914). К середине 20 века в коста-риканской литературе  историки отмечают некоторое разделение – с одной стороны в творчестве писателей видны декадентские черты, с другой – реалистические взгляды на существующую жизнь. Писатели-декаденты, основное внимание обращали на европейское понимание творчества, с его богатым психологическим взглядом на жизнь человека, на новые литературные приемы, которые можно применить в их стране (М. Хименес (1900-1947), Р. Бренес Месен (1874-1947), Р. Кардова (1892-). Писатели-реалисты этого времени почти всегда в своем творчестве рассматривали две темы – борьба за независимость и тяжелая жизнь беднейшего населения (К. Л. Фальяс (1914-), Х. Марина Каньяс (1904-), Ф. Доблес (1918-), Х. М. Селедон (1877-1949).
 Рассмотрим творчество некоторых известных коста-риканских писателей.
Хоакин Гутьеррес Мангель (1918-2000) – испаноязычный писатель Коста-Рики, видный политический деятель. Он много путешествовал, что и отразил в своих книгах. Его основные произведения: «Пуэрто-Лимон», «Ты, помнишь брат» 1978, «Умрем, Фредерико?» 1973, «Листок на ветру». Гутьеррес известен испанскими переводами произведений Шекспира: «Король Лир». «Гамлет», «Макбет», «Юлий Цезарь».
Карлос Луис Фальяс Сибаха (1909-1966) – писатель, политический деятель. В своих произведениях показывал тяжелую жизнь бедного населения Коста-Рики. Известность получил своим романом «Мамита Юнаи»,1940 (там он осудил тяжелые условия жизни и труда рабочих). Критики отмечают и другие произведения писателя – «Маркос Рамирес» 1952, «Люди и маленькие люди» 1947, «Моя крестная» 1954.
Отрывок из повести К.Л. Фальяса «Маркос Рамирес»:
«…В действительности же мой дед из простыни, выдолбленной тыквы и свечи смастерил «призрак» и с наступлением ночи подвешивал его к ветви старого дерева поро, что росло у развилки оросительных каналов. Обезопасив себя от нескромных взглядов, дед ставил щит, чтобы отвести воду из своего канала в другой, зажигал фонарь и преспокойно принимался с помощью брата за углубление русла на своем участке. Перед рассветом он убирал щит, снимал и уносил с собой «призрак», а на следующую ночь возобновлял работу…»

Кармен Наранхо (1928-2012) – известная коста-риканская писательница и общественный деятель. Ее стихи, рассказы и очерки пользовались большим успехом у читателей. Особенно критики отмечают ее первый роман «Собаки не лают» (1966). Поэтические сборники – «Песня о нежности» (1964) и «К твоему острову», по мнению критиков, отличались чарующей нежностью и большим духовным смыслом. Всего известно ее десять литературных трудов.
Карлос Андрес Альварадо Кесанда (1980-) – писатель и общественный деятель. Его творческая деятельность началась с 2006 года (сборник рассказов). Немного позже (2007, 2012), читатели познакомились с его романами, в которых рассказывалось о прошлом и настоящем страны.
 Познакомимся с некоторыми поэтическими произведениями писателей Коста-Рики.
Рафаэль Кардона (1893-) – поэт-постмодернист. Поэтическая книга – «Золото завтрашнего дня» поражает читателя своим непосредственным пониманием мира.
Отрывок из стихотворения «Старушкам»:
«Кроткие монашки, тихие старушки,
Вы сродни отшельницам, божии игрушки.
Правда, ваши лица сморщенны и жалки, -
Вы как те пригорки, где растут фиалки.
Вы по жизни бродите, - мощи, а не люди,
Скорбная пародия умерших иллюзий.
Ходите, неслышные, легкими шагами,
Белые вы матушки, убраны снегами!
Тихие старушки, кроткие монашки –
Сколько раздарили вы радостей, бедняжки!..»

Артуро Монтеро Вега (1915-) – видный представитель поэзии с яркой политической направленностью. Его стихи с социальной тематикой отражали жизнь беднейшего населения Коста-Рики.
Отрывок из стихотворения «Хочу обнять твои, отчизна, розы»:
«Пусть ненависть вокруг, и стон, и горе,
Пусть стынет в очагах твоих молчанье,
Пусть нашу кровь уносят реки в море,
Пусть в ужасе дрожат цветы ночами,
Пусть сумерки гоьки в просторах пашен,
Пусть осыпается пыльца соцветий,
Пусть пламень солнц твоих пока погашен,
Пусть злоба хмурит брови на рассвете…
Пусть скорбь и горе сильно сердце сжали,
Хочу обнять твои, отчизна, розы
Назло любому злу, любой печали…»

Альфредо Кардона Пенья (1917-) – поэт, который в своих стихах соединил тонкий лиризм и философский взгляд на жизнь. Его лучшие поэтические сборники: «Ты – это мир», «Мексиканская долина», «Бракосочетание моря с сушей» (1950). Отрывок из стихотворения «Отчизна поэзии»:
« …Отчизна поэзии – ветер, летящий
Дыханием зыбким над шпилем и крышей,
Над садом и пашней, над током и чащей,
Он будет цветы и флаги колышет;
В веселых порывах бездонного ветра –
Грядущие весны и гимны рассвета.
Как звонок воздух, бурю сулящий!
Отчизна поэзии – ветер летящий…
Отчизна поэзии рухнет, если
Кольцо сопричастности потеряем…
Порвав навеки с бесплотным раем,
Для человечности мы воскресли…»

Литература:
1. Поэзия Латинской Америки. М. 1975 г.
2. Латинская Америка – литературный альманах. М. 1980- 1990 гг.
3. Журналы «Иностранная литература». М. 1980-1990 гг.
4. Краткая литературная энциклопедия. М. 1966.