В. В. Шульгин. Украинствующие и мы

Игорь Бабанов
В.В. Шульгин. Украинствующие и мы
Великую обиду нанес мне сей человек: предал своего брата, как Иуда, и лишил меня честного рода и потомства на земле - Гоголь, - Страшная месть
***
Три разряда украинствующих
Как и другие сектанты, украинствующие могут быть разделяемы на три категории:
1) Честные, но незнающие. Это те, которых обманывают.
2) Знающие, но бесчестные; призвание сих обманывать младшего брата.
3) Знающие и честные. Это маниаки раскола; они обманывают самих себя.
Первые две категории порой сливаются до неразличимости. Иногда никак не разберешь, почему человек юродствует: потому ли, что он ничего не знает, что он rusticus, как говорили римляне, и его обманывают другие; или же потому, что, очень хорошо все зная, он сам обманывает действительно незнающих.
Гораздо интереснее маниаки чистой воды. Они часто весьма образованы. Иногда по своему честны. Если и вскакивают изредка на Пегаса лжи, то из этого седла их легко выбить, апеллируя к их же собственным знаниям. Но маниакальная идея сидит в них глубоко и, так сказать, quand meme! Если взорвать их идеологию бомбами несомненных фактов, они восклицают - тем хуже для фактов - и сейчас же выдумывают в подкрепление своей мании новую аргументацию. Впрочем, всякие доказательства для них только линия второстепенных окопов. Цитадель же их в утверждении: хотим быть украинцами! Хотим и больше ничего. Пусть для этого нет никаких оснований вовне; основание - внутри нас.
- Желаем! Волим! Sic voleo, sic jubeo...
Им, в сущности, посвящена настоящая статья: образованным и честным маниакам раскола. Но предварительно, хотя бы вскользь, поговорим об обманываемых и обманщиках.
История у украинствующих
Главное поле деятельности, где подвизаются знающие, обманывая невежд, это история. В качестве историков иные украинствующие доказывают, что не только в настоящее время народ, живущий от Карпат до Кавказа, есть народ украинский, но что всегда, во все времена, он таковым был.
История обыкновенно разделяется на эпохи. В украинствующем ее пересказе, в зависимости от периодов, наблюдается кроме того различие метода.
В этом смысле можно различать:
эпоху стопроцентной брехни от эпохи вранья, не столь очевидного.
Киевская Русь
Стопроцентное сочинительство обычно практикуется в изложении Киевского периода Руси.
В 1917 году была выпущена украинствующая серия открыток. В числе их была и такая: под изображением князя Святослава и его дружины было подписано: Не посрамим земли украинской. Это было предназначено непосредственно для младшего брата, в расчет, что бедный rusticus и этому поверит...
Козацкий период
Второй период – литовско-польско-козацкий. Эта эпоха является благодарнейшей ареной для более тонкого фальсифицирования
...Козаки? Какой нации? Украинцы, конечно!
Поэтому утверждение, что и в козацкий период никаких украинцев не было, а Богдан Хмельницкий всю свою жизнь боролся за имя Русское, вызывает недоверчивые вопросы:
Да неужели? Вот, скажите! А я думал...
Что, собственно говоря, человек думал, остается неизвестным. В сущности он ровно ничего об этом не думал. Для среднего русского интеллигента южно-руссы, как люди и племя, проваливаются куда-то в день разрушения Киева Батыем, т.е. в 1240 году. С этого времени – tabula rasa. И так длится до того дня, как появляется на свет Николай свет Васильевич. Он пишет по русски, но вынырнул – неизвестно из какого народа. Во всяком случай Гоголь – не совсем русский, раз он хохол!..
Москали украли наше русское имя
Проклятые москали украли наше древнее русское имя! Потому то пришлось нам искать другого имени; и мы его, благодаря Господу, нашли: отныне будем украинцами.
...В старину украинский народ называл себя русью, русинами, русичами, но пост того, как эти названия были бесправно присвоены московским правительством, украинский народ для отличия себя от фальшивых русских из Москвы, усвоил себе другое свое, не менее древнее имя - Украина
...
Единство
С такой же определенностью, какая заставляет вас куда то бежать от остального русскаго народа, мы хотим соединить единой нашу семью. Мы хотим сберечь единство, как залог нашей национальной силы – во всех смыслах. Мы будем ратовать за все то, что облегчало бы южно-русскому населению преуспеяние на пути его материальной и умственной культуры, отдельной от северно-русской, поскольку таковая существует. В связи с этим мы будем, когда придет время, добиваться всяческих автономий, как административных, так и в форме широкого самоуправления. Но надо твердо запомнить одно: единство русскаго народа мы не уступим никогда и никому...
Не отдадим земли русской!
...Ни при каких случаях, ни по каким важным или мелочным соображениям не называйте себя украинцами. Читайте яростно-украинствующаго Чигирина, из его слов вы убедитесь, что более настояших, подлинных, исконных русских, чем вы, южане, не существует на свете! Вы имеете и неоспоримое право, и святую обязанность ваше русское имя не только сохранять и беречь, но ярко, сочно, красочно, выявлять и утверждать во внешнем мире, – именно сейчас, в мутную эпоху, когда украинствующие воры обкрадывают вас на каждом международном перекрестке. Дайте им отпор! Поднимите перчатку! На всякое украинствующее на вас покушение с темпераментом, соответствующим и вашей молодости и важности предмета, отвечайте модернизированными словами Святослава: не отдадим земли русской!
Мы
...Мы – это те, что окружали вещаго хранителя Рюрикова дома, в 882-м году, когда он прорицал, глядя на Киев: это будет мать городов русских!
Мы – это те, что восемь столетий спустя, вместе с Богданом Хмельницким, не позволили, чтобы - на Руси не стало Руси -, как этого тогда и теперь от нас добивались и добиваются.
Мы – это те, что в 1654 году позвали на осиротелый престол Южной Руси царя Руси Северной, из дома Романовых.
Мы – это те, что теперь в 1938 году, стремятся объединиться вокруг наследника Рюриковичей и Романовых.
Мы – это также и те отвердевшие в своих воззрениях республиканцы, которые не связывая своих надежд с воскрешением Династии, все же жаждут увидеть - народ освобожденным - от рабства Украинствующаго сепаратизма.
Мы – это те, что имеют в сердце твердую веру: придет пора, когда вместо лжи и человеконенавистничества украинствующих раскольников восторжествует правда, согласие и любовь под высокой рукой Единой Неразделимой России!
Прикарпатская Русь
И есть еще одни мы, о которых хочется сказать в последнем слове.
Племя, окруженное со всех сторон грозно направленными на них штыками: чешскими, польскими, мадьярскими, немецкими...И с каждаго стального острия, безжалостно, как та капля, что точит камень, падает:
- Предайте свое русское имя. Отрекитесь. Назовитесь украинцами. И хорошо вам будет, и все блага земли посыпятся на вас.
Но малый этот народ, прошедший суровую школу длинного ряда веков, закалившийся в своей малости, оставленности и одиночестве, стоит твердо у подножия Карпатских гор. Он старается удержать русское знамя на самом западном клочке русской земли. Пусть же там, где ежедневно заходит дневное светило, совершится чудо: русское солнце да взойдет на закате! Ex occidente - lux!
В этот день в совершенно неожиданном аспекте сбудутся вещiя слова Столыпина:
Твердо верю, что загоревшийся на Западе свет Русской Национальной Идеи не погаснет, но озарит всю Россию!
Но если чудо не случится, если Прикарпатская Русь рухнет под невыносимым давлением украинствующего круга, ее обступившего, не бросайте в нее камнем. Наоборот, поставьте ей памятник в сердце своем. И пусть в нем будут вырезаны слова, столь уместно прозвучавшие из уст мужественного представителя Галицкой русской молодежи на Талергофских могилах:
Не нужно ни пЪсен, ни слез мертвецам,
Отдайте им лучший почет:
Шагайте без страха по мертвым тЪлам,
Несите их знамя вперед...
В.В. Шульгин. Украинствующие и мы (Издательство Russia Minor, Белград, 1939).
В.В. Шульгин. Что нам в них не нравится. Из-во Национально-республиканской партии России - Хорс (издается в стране впервые), С. Петербург, 1992г. 286с.
http://lindex-ru.org/Shire/142.htm
Шульгин Василий Витальевич (1878-1976) - видный политический деятель царской России и белой эмиграции. В 28 лет был избран членом последней при царе Государственной Думы. После февраля 1917г - член Временного комитета Госдумы. Принимал отречение царя. Один из идеологов белого движения. Под негласным наблюдением ОГПУ в рамках известной операции Трест посещал СССР, дал свою оценку происходящего в СССР как воскресение народа. В 1931г. отошел от политической жизни, поселился в Югославии. В 1945г. арестован, препровожден в Москву, приговорен к 25 годам. В 1956г. досрочно освобожден, остался жить в г. Владимире. Умер на 99 году жизни
Шульгинъ В. Украинствующіе и мы // Русский общевоинский союз. Русскій голосъ : газета. — Белградъ, 1939, 12 марта. — Вып. 414.
Шульгинъ В. Украинствующіе и мы!. — Изданіе Н. Рыбинскаго. — Белград, 1939. — 32 с. — 500 экз.
Шульгин В.В. Украинствующие и мы // Свободное слово Карпатской Руси. — Нью-Йорк, 1986. — № 9—10
https://vk.com/doc399489626_630500457
Украина - это Русь. Литературно-публицистический сборник под редакцией М.И. Туряницы. СПб., 2000г. Шульгин В.В. Украинствующие и мы. с.54-82