Пробуждая воспоминания 37

Борис Алтайский
   Второй случай, о котором хочу рассказать, случился летом, снова на моём дежурстве. Был жаркий солнечный день. В приёмное отделение был доставлен молодой мужчина в бессознательном состоянии. Документов при нём не было. Соседи рассказали работникам "скорой помощи", что мужчина весь день под палящим солнцем ремонтировал мотоцикл, упал и потерял сознание. Учитывая этот рассказ, я решил, что у больного солнечный удар.

   И тут в приёмное отделение зашёл доктор Чаксте. Мельком взглянув на мужчину и выслушав мой отчёт, он велел срочно определить у пациента уровень сахара в крови, который оказался резко пониженным. После внутривенного вливания глюкозы мужчина ожил и рассказал, что он - диабетик, утром сделал себе обычную инъекцию инсулина, но не поел, а стал чинить мотоцикл и увлёкся... Тогда всё стало ясно. Но Рингольд Янович заподозрил это, когда больной был без сознания и его состояние было так похоже на солнечный удар!

   В то время было много случаев заболевания дифтерией (затем, в период с 60-х до 90-х годов дифтериии в Латвии практически не было). В инфекционном отделении нашей больницы в тяжёлом состоянии находилась девочка двенадцати лет, которая была поздно доставлена в больницу. К нам с доктором Чаксте во дворе подошла врач-инфекционист и рассказала о девочке.
- На какой день болезни ввели сыворотку? - спросил шеф.
- На седьмой.
- Плохо! А рвота сколько раз была?
- Четыре!
- Совсем плохо, - покачал головой Рингольд Янович.
- Что же делать?! - в отчаянии спросила врач.
Здесь следует сказать, что тогда, в 50-е годы, кортикостероидов у нас ещё не было, но уже был АКТГ - адренокортикотропный гормон.
- Введите ей АКТГ!
- С какой целью?
- Для улучшения межуточной субстанции, - сделал шеф туманное заявление, после чего шепнул мне:"Ведь надо это как-то объяснить".
Но АКТГ помог, и девочка, к счастью, поправилась.

   Доктор Чаксте и вне работы был весёлым и остроумным человеком. Для концертов художественной самодеятельности он сочинял частушки, которые исполнял вместе с П.В.Лебедевой, играл в пьесе "Тётка Чарлея".

   Когда во времена Хрущёва в Латвии было плохо с продуктами питания, мы - Рингольд Янович, моя жена и я - отправились на машине в соседнюю Литву, в город Шяуляй. Посетив ряд магазинов, расположенных на главной пешеходной улице, я воскликнул:
- Шеф, смотрите, у них коммунизм! - на что он ответил:
- Нет, коммунизм уже у нас, в Латвии, а здесь, в Литве, ещё кое-что осталось!

   Тогда я был молод и утром любил поспать, вследствие чего иногда опаздывал на работу. Как-то раз, беседуя с одним их врачей-консультантов и похвалив меня за что-то, доктор Чаксте сказал:
- Я его кое-чему научил, но одому научить не смог - вовремя приходить на работу!

   Теперь, давно являясь заведующим отделением, я прихожу на работу вовремя, достаточно рано, но часто думаю: если можно было бы вернуть то время, когда я был ординатором, пусть и не всегда дисциплинированным, но молодым, и был счастлив, работая под руководством Рингольда Яновича...

Продолжение: http://proza.ru/2022/03/06/1116