Малоизвестные портреты графа Ф. П. Толстого

Владимир Варнек
1. Михайлов Павел Николаевич. Портрет графа Федора Петровича Толстого (1783 – 1873). Х.м. 69х58.  1809.  НИМ РАХ. Портрет был растиражирован  на почтовой открытке, изданной  в 1983 году в Москве [1].  За выполненный спустя шесть лет портрет-миниатюру графа Ф.П. Толстого П.Н. Михайлов был  удостоен в 1815 году звания академика [2]. Местонахождение портрета-миниатюры неизвестно.
2. А.Г. Варнек. Графический портрет (рисунок) графа Ф.П. Толстого. 1830.  Одиннадцать «картинок» с данным изображением можно увидеть в настоящее время в интернете. Можно думать, что этот рисунок явился подготовительным для третьего портрета, приложенного к миниатюре.
3. А.Г. Варнек. Портрет графа Ф.П. Толстого. Бумага, цв. кар. 52,8х39,6. В монографии В.С. Турчина [3], изданной в 1985 году,  сообщается, что местонахождение  портрета неизвестно. О том, что портрет этот не утерян, а  его местонахождение стало известным, будет сказано ниже.
Но начну миниатюру не с портретов, а с  элементов биографии Ф.П. Толстого, содержащихся в «Воспоминаниях» его дочери Марии Каменской [4] и в других первоисточниках.

Родился он в многодетной семье графа Петра Андреевича Толстого и с рождения был записан сержантом в  Преображенский полк. Учился в Полоцком иезуитском коллегиуме, в Белоруссии, затем в Морском кадетском корпусе. Рано проявил талант к изобразительному искусству. В 1802 году, будучи  кадетом, Толстой стал посещать  Петербургскую академию художеств в качестве вольнослушателя, а в 1804 году подал в отставку и начал карьеру художника. Выполнил в этом году свой акварельный автопортрет, находящийся ныне в собрании Государственного Русского музея [5].Здесь же находится выполненный Ф.П. Толстым в 1800-е гг. эффектный портрет императрицы Елизаветы Алексеевны [8].

В Академии художеств Толстой обучался  у Ивана Прокофьевича Прокофьева (1758 -1828), скульптора мировой известности [6, 7] и в 1809 году создал свою первую медаль «В память просветительской деятельности Чацкого». В этом же году за восковой барельеф «Триумфальный въезд Ромула в Рим» он был избран почётным членом Академии художеств [5].

Эта важная веха биографии скульптора  стала, на мой взгляд, основанием для  создания его репрезентативного портрета, того самого, который  и был выполнен в 1809 году выпускником Академии Павлом Михайловым (1-й портрет слева среди портретов, приложенных к миниатюре). Думаю, что решение о создании данного портрета принял сам президент Академии художеств А.С. Строганов, отвечающий за организацию учебного процесса в Академии.  То, что портрет этот сохранялся с 1809 по 1983 гг. в запасниках Академии художеств и был востребован однажды для создания почтовой открытки, подтверждает сделанное предположение.

Но у меня имеется и другое предположение, согласно которому  П.Н. Михайлов, соученик А.Г. Варнека в классе С.С. Щукина, выполнил портрет Ф.П. Толстого в 1809 году с  помощью старшего товарища. Об этом явно свидетельствуют признаки стиля Варнека в изображении левой руки на груди модели и шейного платка. Нужно сказать и то, что оба выпускника Академии художеств (Варнек и Михайлов) проживали примерно с 1812 г. в стенах казенного розового дома по соседству с корпусом самой Академии. Примерно через десять лет их соседом станет и Ф.П. Толстой, который со своим семейством поселится в еще одном казенном розовом доме, находящемся на этой же территории. 

Но до этого пройдет еще десять лет.

Тем временем, в 1810 году Федор Петрович получил назначение в Петербургский монетный двор, а в 1811 году женился на дочери коммерции советника, красавице Дудиной Анне Федоровне (1792 – 1835), которую он, сравнительно бедный молодой человек, привел в свою квартирку у Цепного моста [4,5]. В этом же году в молодой семье родилась первая дочь Толстая Елизавета Федоровна (1811 – 1836).  А поскольку квартирка у графа была непригодна для семейной жизни, отец семейства вскоре снял квартиру на Большом проспекте Петербургской стороны, в доме Слатвинского [4].

Во время проживания в этом доме, в семье графа Ф.П. Толстого в 1817 году родилась вторая дочь Мария, ставшая впоследствии автором тех «Воспоминаний», на которые я и ссылаюсь в своей миниатюре. Нужно сказать, что иногда в них она весьма  подробно описывает те времена и жизнь своей семьи, а иногда ее воспоминания довольно поверхностные. Это относится и к периоду проживания семьи в доме Слатвинского -- приходится лишь догадываться, что въехала семья в этот дом примерно в 1811, 1812 гг., а выехала вскоре после 1822 года.  Но еще в 1820 году Толстой Ф.П. был принят на должность преподавателя медальерного класса Академии художеств, на которой он находился до 1828 года.

Ну а о том, что в конце 1812 года семья уже проживала в доме Слатвинского, свидетельствует, по моему мнению, барельеф «Автопортрет с семьей» (ГТГ), на котором скульптор запечатлел у большого окна себя, жену и годовалую старшую дочь. Доказательством того, что в 1822 году семья еще проживала в этом доме,  может являться картина «У окна в лунную ночь» (ГТГ), выполненная в этом году [5].  На ней художник запечатлел сидящую на подоконнике, в белом платье и с гитарой в руках  младшую сестру своей жены, Александру. Предполагаю, что это открытое окно, за которым изображен застывший в ночи торжественный город,  находилось в комнате дома Слатвинского. 

Нужно сказать, что за период проживания в доме  Слатвинского  Толстой Ф.П. выпустил большую серию медальонов, посвященных героическим событиям Отечественной войны 1812 года и пользовавшихся широкой известностью. В целом же работа Толстого-скульптора над созданием 21-го медальона, продолжавшаяся  в последующие годы, заняла почти двадцать лет [5].   

Наряду с этим, Толстой  в указанные годы очень плодотворно трудился и как живописец. В результате в истории живописи он остался знаменитым автором рисунков-натюрмортов – «Ягоды красной и белой смородины», «Букет цветов, бабочка и птичка», и др. Изображения цветов фруктов в творчестве Толстого были настолько притягательны в своем мастерстве и натурализме, что они стали наиболее известными его рисунками. Хотя сам художник говорил, что занимался ими в свободное от работы время и серьезными работами не считал. 

В то же время, эти работы-натюрморты  приносили  ощутимый доход  семье художника, особенно  натюрморт «Ягоды красной и белой смородины». Так, по воспоминаниям дочери Федора Петровича, Марии Федоровны Каменской (1817 – 1898), «Целая семья питалась одной смородиной». Та же «смородина» приносила художнику и почет – рисунок этот неоднократно преподносился в подарок императрице Елизавете Алексеевне, супруге Александра I.

Тем временем, Ф.П. Толстой стал преподавать в 1820 году медальерное искусство в  классах Академии художеств [5], а вскоре после 1822 года, как я предполагаю, выехал с  семьей из дома Слатвинского. Поселился он в одном из трех розовых домов позади корпуса Академии художеств, став соседом  своих знакомых художников Александра Варнека и Павла Михайлова. Первый из них к этому времени уже лет десять преподавал в Академии, а второй находился в качестве художника-миниатюриста в кругосветном плавании  к Южному полюсу в экспедиции, возглавляемой  капитаном 2-го ранга Ф.Ф.Беллинсгаузеном. 

Поселившись в этом доме, описанном во всех подробностях  М. Каменской [4], Толстой, продолжив  свои занятия по изготовлению медальонов и работу преподавателя в Академии, проживал в розовом доме с семьей примерно до 1830-го года, пережив за эти годы такие события как наводнение 1824 года и декабрьское  восстание, случившееся годом позже. При этом в самом конце проживания в розовом доме им была создана в 1830 году самая главная картина в творчестве  художника.

На этой картине, названной «Семейный портрет» и находящейся в собрании Русского музея [8], художник запечатлел  себя,   супругу Анну Федоровну и дочерей – Елизавету и Марию. Запечатлел также и интерьеры своей квартиры. В художественном альбоме «Белого города», посвященного творчеству художника-скульптора говорится: «Решая профессиональные задачи, Толстой неожиданно создал картину своего семейного счастья и той атмосферы аристократизма и уюта, которая царила в его доме на Васильевском острове» [5].

В 1828 году Толстой Ф.П. был избран вице-президентом Академии художеств и находился на этой должности до 1868 года, получив в 1842 году звание профессора медальерного искусства, а в 1849 году он был удостоен звания профессора скульптуры за входные двери в храме Христа Спасителя в Москве [9].

В заключение вернусь к третьему портрету Ф.П. Толстого работы А.Г. Варнека, приложенному к миниатюре, который художник выполнил в 1830-ом году, в  том самом, когда граф покинул розовый дом и переехал в 16-ти комнатную квартиру, находившуюся на первом этаже здания Академии художеств [4].  Можно думать, что портрет этот художник А.Г. Варнек выполнил в связи с назначением Ф.П. Толстого на должность вице-президента ИАХ.

И здесь я хочу сообщить, что в июне 2018 года мне пришло из Москвы письмо с файлом, в котором одна моя знакомая рассказала о выставке рисунков, проводимой  Историческим музеем, на которой она увидела  портрет Ф.П. Толстого работы А.Г. Варнека, выполненный в 1830-ом году.  В письме сообщалось: «Портрет  был в раме под стеклом, в котором отражались рисунки, висевшие на противоположной стене. Сделать ничего было нельзя, таково было освещение, наклон рамы и т.д.  Нужно сказать, что на выставке вообще-то нельзя фотографировать. Исключение сделали только в день открытия выставки».

Тем не менее, из полученного письма я узнал, что выполненный А.Г. Варнеком в 1830-ом году портрет Ф.П. Толстого нашелся и находится он в собрании Государственного исторического музея.

ПРИМЕЧАНИЯ
1. Проза.ру. Владимир Варнек. Встреча 4 с художником Павлом Михайловым
2. Торжественные публичные собрания и отчеты Императорской академии художеств (1765, 1767–1770, 1772–1774, 1776, 1779, 1794, 1802–1815) / сост., авт. вступ. и примеч. Н.С. Беляев; БАН. – СПб.: БАН, 2016. – 256 с.
3. Турчин В.С.  Александр Варнек, 1782–1843. М., Искусство. 1985. Тираж 25 000 экз.
4. М. Каменская.  Воспоминания. М. Художественная литература. 1991. Серия «Забытая книга».
5. Елизавета Аносова. Федор Толстой. Художественный альбом. Белый город. 2003. Тираж 3 000 экз.
6. С.А. Мусский.100 великих скульпторов. (Иван Прокофьевич Прокофьев). С. 253.
7. Единый художественный рейтинг. Справочник. Выпуск 12. – М.: Алев-В, 2006. М. Вече, 2002.
8. Русский музей представляет: Живопись первой половины XIX века (К – Я)/ Альманах. Вып. 193. СПб: Palace Editions, 2007.  С. 155.
9. С.Н. Кондаков. Юбилейный справочник Императорской Академии художеств. 1764 – 1914. СПб 1914 – 1915.               

05.02.2022.