Трубочист и Дежурная

Александр Солоницын
Всё, что видно сверху, совсем не так, как внизу.
Казалось бы,  так очевидно, когда есть возможность сравнить…

В  Санкт – Петербурге, на Петроградской стороне, где в основном старые красивые здания под самой крышей жил трубочист. Обычная профессия  с прошлых времён, как трактирщик, извозчик, дворник, но это на первый взгляд. На этой  работе невольно подглядываешь в окна соседних домов,  смотришь на всех свысока, порой видишь  то, что в суете внизу не успеваешь приметить, - становишься хранителем чужих тайн, а это ко многому обязывает, на - пример, не болтать лишнего.
Может быть, поэтому трубочисты  столь загадочны, не многословны и серьёзны, как сказочные персонажи, с родни котам, которые тоже любят гулять по крышам с деловым видом, и очень не многословны.

 Их черная униформа отличалась, да и отличается, определённым изыском: широкий ремень на поясе с множеством  карабинов, на которых прицеплены инструменты, фонарик, моток верёвки на одном плече, на другом – черная сумка, черные перчатки на руках и черный котелок на голове. Форма дворников и электриков скромнее, только светоотражающие нашивки и рыжие заплатки, так как они трудятся внизу.
Наблюдая жизнь сверху, трубочисты часто становятся  свидетелями  людской несправедливости. Обычно  они имеют возможность связаться с Дежурной, которая определяет необходимость вмешательства в чужую судьбу, и часто всё делает сама или обращается к помощникам, в первую очередь трубочистам.  Она такой же сказочный персонаж, как и трубочисты, и узнать её среди людей по внешнему виду
 просто, у неё нет спецодежды, однако, подчёркнута рациональность, удобство и деловитость, и умные, добрые глаза. Догадаться можно, если внимательно всматриваться в группы людей. Иногда она позволяет себе повязку на руке с надписью "дежурная".
Так сложилось, что забота дворников о безопасности жильцов домов царской России  перераспределилась на трубочистов и Дежурную. Свода правил поведения Дежурной  и трубочистов  не существовало, всё определялось равновесием добра и зла  на данный момент. Когда, оценивая различные истории из жизни людей, можно сказать – «повезло» или «это вмешалось провидение», надо понимать, сработала Дежурная. Чем больше таких историй со счастливым концом, тем привлекательнее Северная столица. Однако, надо понимать, что всех сберечь от неприятностей Дежурная не в состоянии. Таких сказочных персонажей, как Трубочист и Дежурная больше нигде нет, - это особенность Санкт – Петербурга, его привилегия.
Трубочисты, конечно, есть в других городах, но такого сочетания  – Трубочист и Дежурная, точно – нет, отсюда и форма трубочиста, его особенный вид.

Отвлекаясь, хочу сказать, что я встречался с Трубочистом и Дежурной в С.- Петербурге, и это абсолютная, правда. Не смог удержаться  и  написал,  тогда ещё, свой первый рассказ – "Дежурная". Позже, вспоминая содержание произведений других авторов, понимаю, что они тоже имели счастье встречаться с этими персонажами,  хотя чаще прибегали к изложению своих историй  словами:
-« Мне посчастливилось», или  «Мне повезло», «Страдал, мучился, а потом мне повезло»...

Сейчас история, которая складывалась, что называется, на моих глазах.

Как всегда,  после работы, Трубочист отдыхал на крыше и  рассматривал  глухой угол двора. Опять за кустами сирени на асфальтированной площадке танцевала девочка. Единственными свидетелями  сегодня были ребята. Они оседлали скамейку и  подглядывали за ней через кусты, делая вид, что играют.  Трубочиста, в который раз, заворожил танец. Смысла танца он сразу не понял, но услышал в голове музыку, которая сопровождением звучала в голове. Девочка, как в замедленной съёмке, кружилась над площадкой в такт этой музыке, передавая своё настроение и смысл танца, в котором было много грусти, мечты и желания полёта. С улицы раздался резкий сигнал машины, пронзительный скрип колёс и звон разбитого стекла.
На сегодня концерт окончен.
 Танец оборвался в прыжке танцовщицы, и она села прямо на асфальт, держась за лодыжку ноги. Группа ребят исчезла в подворотне. Трубочист понял, что девочке нужна помощь, рыцари сбежали. Оставив всё своё снаряжение, он метнулся по лестнице вниз. Девочка плакала, держась за ногу. С улицы спешила Дежурная. Ей успел сообщить Трубочист. Так девочка попала в больницу с серьёзной травмой ноги, где пробыла до осени. Занятия  танцами прекратились. Теперь девочка подолгу стояла у окна и печально смотрела на улицу. Трубочист неоднократно видел  это:
- Нужно помочь будущей балерине, - решил он.
Однажды в дверь коммунальной квартиры, где жила с бабушкой девочка, позвонили. На пороге комнаты стояли трое: Дежурная, Трубочист и старая опрятная женщина, одетая с изыском, но старомодно, так уже никто не одевался.
- Принимайте гостей, - приветствовала всех Дежурная.
Бабушка с удивлёнными глазами сделала гостеприимный жест и засуетилась, поправляя скатерти и скатёрочки, косынку на голове и фартук:
- Проходите, гости дорогие. Редко кто заходит к нам в гости, а вы, извините, с чем пожаловали?
Видя, что вошедшие рассматривают внучку, бабушка обратилась к девочке:
-  Анюта, подойди к столу, предложи гостям присесть.
Девочка привычно взяла костыли и прошла от окна на середину комнаты, осторожно вставая на больную ногу.
Пожилая гостья поставила свой саквояж на стол и попросила Анюту присесть на стул.
- Я врач - травматолог балетной академии, основанной ещё императрицей Анной Иоанновной. Можно я посмотрю твою ножку?
Девочка покраснела от волнения, сообразив, что сейчас может прозвучать приговор  её любви к танцу.
- Пока ничего страшного я не увидела, - осмотрев ногу, сказала  врач, - мне ещё нужно посмотреть снимки и историю болезни. Ребята прошу вашей помощи, - обратилась она к Трубочисту и Дежурной. Они переглянулись между собой и оба согласно закивали головой.
- Придётся походить ко мне на массаж и приложить много труда, разрабатывая ногу, - обратилась теперь уже к девочке, - я живу в соседнем доме. Справишься? Давай мы ещё посмотрим твоё сложение, разденься, а вы ребята выйдите пока за дверь.
- Она справится, - закивала головой бабушка, видя, что девочка замялась, - раздевайся, чего стоишь.
Осмотрев очень тщательно ребёнка, все пропорции тела, проверив все суставы, врач сказала, что предварительно нет противопоказаний твоему увлечению, кроме того, что нужно вылечить ножку.
- Я привезла её от сестры на каникулы три года назад со станции  Саблино, да она так и осталась у меня. На работу вместе со мной ходила  два года, я работаю  техничкой  Мариинского  театра  в вечернюю  смену, а она смотрела при удобном случае балет и репетиции. Страсть, как влюблена в танцы, я заметила это ещё приезжая в гости к сестре. Учится хорошо, сама всё делает, в школу сама ходит и на танцы. Вот и живём вдвоём, детей у меня нет, не сложилось, - как бы оправдываясь, сказала бабушка, - так что я двоюродная бабушка для неё.
Время опять закрутилось для девочки. С большим трудом и слезами она ходила к своему врачу на массаж  и тренировку. Ей помогал Трубочист. Пошла в школу и на танцы. Аня ближе познакомилась  со студентом политехнического института, по совместительству Трубочистом. Они стали друзьями.  Девочка  стала своей для одинокой женщины - врача, которая посвятила своей профессии всю жизнь без остатка, и которая помогла Анне справиться с недугом и разобраться,  что в жизни  стоит  больше всего, что нельзя купить за деньги  – это честь, совесть и любовь,  к профессии в том числе.
 Без новых друзей  девочка не справилась бы с первым в жизни испытанием, что ей могла дать двоюродная бабушка,  кроме любви и заботы.  Детская мечта стала  смыслом всей её жизни. Через большой труд и упорство  она  нашла своё счастье.

    фото в свободном доступе интернета