Горелки

Василий Бабушкин-Сибиряк
               

                Гори, гори ясно, чтобы не погасло!
                Глянь на небо — птички летят,
                Колокольчики звенят,
                Гляди — не воронь, беги, как огонь!
 

Вот и снова весна! С каждым днём небо всё прозрачнее, выше и наливается завораживающей голубизной. И сквозь эту синь рвутся к земле яростные потоки небесного светила, пробуждая в ней жизнь и, наполняя её необыкновенной силой, созидающей всё живое.
Очень точно назвали наши предки славяне, обожествлявшие все силы природы, Солнце – Ярилом!
От первых проталин в снегу побежали ручейки, становясь ручьями, и вот уже эти ручьи сливаются в реки, где, набравшая силы, вода яростно взламывает панцирь, поставленный над ней зимними морозами.
А земля жадно впитывает в себя растопленную снеговую воду и лучи солнца потоком падающие на неё.
Над прогретой землёй качается еле заметная дымка – это душа просыпающейся земли. Если лечь в это время на землю, то почувствуешь её запах, он напоминает запах парного молока, запах конского пота, а ещё так же пахнут мамины руки, когда ласково гладят тебя по голове.
Как быстро земля, избавившись от снега, покрывается зеленью. Ещё утром пригорок был серым от прошлогодней травы, а уже к вечеру он зелёный от свежей поросли.
Наступило время праздника! Время прославления великого Ярило, Бога плодородия и Бога всего живого. Во времена моего детства в деревне этот праздник звался Красная горка.
Он праздновался в первое воскресение после Пасхи. Праздник этот славянский и отношения к православию никакого не имеет. Но после введения на Руси православия, попы многие славянские праздники объединили с православными, заменив символы славянской веры своими символами.
Очень долго я считал, что красить яйца на Пасху обычай христианский, пока не узнал, что это древний славянский дар поклонения Богу плодородия.
Давно исчез праздник Красная горка, исчезла вместе с ним и русская деревня – основа государства Российского. Исчезли и сами русские – заменили их русскоязычными россиянами. Гей, славяне!!
А память жжёт сознание, как лучи весеннего Ярило.
Около нашей деревни до поскотины большой выгон. Он освобождается от снега очень рано, здесь и проходили все гуляния и праздники, в частности и Красная горка.
С утра первыми сюда прибегала вся ребятня деревни. Играли в «чижика», начинали катать крашеные яйца. Катали их по специальному деревянному жёлобу,  продолжавшемуся хорошо вытоптанной дорожкой. У кого яйцо прокатится дальше – тот и выиграл. Выигравший забирал у проигравшего его яйцо.
Задолго до праздника ребята сами начинали отбирать себе яйца в курятниках. Старались выбрать наиболее круглые яйца, продолговатые катались плохо. Строго следили, чтобы не жульничали. За подделку яиц провинившиеся надолго изгонялись изо всех игр.
Потом на поляну приносили столы, лавки. Хозяйки несли закуски, стряпню и прочую снедь. Самогона было много, но пьяных в этот день я никого не помню. Захмелевших мужиков сразу уводили жёны – быть пьяным на Красной горке считалось большим грехом и позором.
Очень много пели песен. Пели от души. Деревня у нас была певчая. Талантами себя никто не считал, хотя голоса и исполнение некоторых людей, заставляли слушателей замирать от восторга.
К вечеру поляна освобождалась от столов, мужики с жёнами расходились – наступало время парней и девок.
Парни ставили шест украшенный лентами. Он нужен был для игры в горелки. В горелки играли только взрослые парни и девушки на выданье. В разных местах России свои правила этой старинной, сохранившейся со славянских времён, игры.
Когда то славяне, как и все племена, живущие на природе, славили своих Богов обрядными танцами, песнями. Они просили у Бога плодородия послать им обильный урожай, хороший приплод домашнего скота и, конечно же, семейного, родового благополучия. Со временем эти обряды перешли в игру.
На праздник Красной горки собирались все парни и девушки. Считалось, что те, кто не пришли, будут наказаны в жизни мужем - пьяницей, кривой или хромой невестой, а то и бесплодием.
До наших дней дошло поверие, что те, кто женится в этот день или сватается, будут счастливы в браке.
Но вернёмся к самой игре. Велик русский народ! Мудры его дела даже в играх. Сколько разных игр в мире подобных горелкам. Беги, догоняй, хватай, держи, попадай в ворота. Этих игр не перечислить, но везде игрок носится за мячом, шайбой, считая культовым этот предмет, и только в горелках игрок догоняет девушку. Улавливаете смысл!
Сейчас в горелки играют в детских садах, младших классах школы. Я рассказываю о том времени, когда я с такими же сорванцами только издали, смотрел на игру старших братьев и сестёр.
Начиналась игра с подбора пар. Многие пары создавались задолго до игры, это были влюблённые друг в друга парни и девушки. Разбить такие пары было очень трудно, почти невозможно. Они стояли в ряду, крепко держась за руки. Другие пары создавались перед началом игры. Парень, а иногда и девушка, высмотрев подходящего напарника, подходили к нему и брали за руку – отказываться было нельзя.
Они становились в ряд для игры, порой даже не держась за руки. И только те, кто почувствовали симпатию друг к другу, робко и стыдливо прикасались руками.
Я помню подслушанный в то время мальчишкой разговор двух подружек.
– Подошёл ко мне, зыркнул на меня своими глазищами, взял за руку и повёл на игрище, а у меня сердце так вниз к земле и ушло.
Всегда были две или три пары состоящие из девушек.
В каждой деревне были свои правила игры в горелки, но расскажу основные, и как играли у нас.
Пары становились в колонну, ведущий он же горельщик
становился впереди, спиной к парам. Его задача – ловить пары и разлучать.
Горельщик обязательно должен был произнести фразу
– Горю, горю пень!
 Какая-нибудь девушка должна была спросить
 – Чего ты горишь?
 Он отвечал
 – Красной девицы хочу.
Девушка спрашивала
– Какой?
–Тебя, молодой! — кричал горельщик.
В этот момент последняя пара рассоединяла руки и бежала к шесту с лентами. Если горельщик успевал схватить девушку, добежавшую до шеста и дальше, но не успевшую соединить руки со своим напарником, она становилась парой горельщику, а её парень становился горельщиком.
В этой игре было много хитростей, как обмануть горельщика и убежать от него, и как наоборот, попасться ему в руки – ведь многие девушки именно этого и хотели.
Игра проходила очень весело, и порой разгорались такие страсти  – гори, гори ясно.. Нам мальчишкам, не доросшим ещё до этой игры, страсть как хотелось участвовать в ней, но наши братья и сёстры посмеивались – Потерпите, придёт и ваше время..
Не пришло, – когда я нашёл свою пару, в эту игру уже не играли да и правила жизни стали совсем другими. Но сыграть в горелках я всё же однажды сыграл и именно в то время.
Мне тогда было лет шесть или семь. Мой дядька Петя, младший брат отца, был для меня и нянькой и братом и другом. Ему попадало от моих родителей, если он бросал меня, и я помню, как он таскал меня на закорках с собой везде, где бывал со своими друзьями. Когда он стал «женихаться» с соседской девушкой Настей, то на мой лоб кучей сыпались «шалабаны» от него, потому, что я был пацан вредный и любил подглядывать за ними.
Перед самым праздником Красной горки дядька Петька проколол ногу вилами, убирая навоз в хлеву. Дядька очень расстроился. У него был дружок, который поклялся, что отобьёт у него Настю.
Не играть в горелки он не мог, дружок выбрал бы Настю в пару, и бегать он тоже не мог, любой горельщик обгонит его в два счёта.
Так оно и случилось. Горельщиком был  именно тот, кто хотел отбить невесту у моего дядьки.
Когда Настя и мой хромающий дядька побежали к шесту, горельщик кинулся за Настей. Настя была красивая и ладная девка, на покосе за ней не всякий поспевал. Горельщик отжимал её от хромающего дядьки и Настя неслась по лугу, стараясь оставить его позади и соединиться со своим другом.
Они пробегали мимо нас, и тогда я кинулся под ноги горельщику, вцепился руками ему за ноги. Тот, стараясь избавиться, отпихивал меня ногами и сапогом рассёк губу.
Но Настя успела добежать до моего дядьки и схватить его за руки.
К удивлению моему и дядьки Пети, дома мой отец не стал ругать ни своего брата, ни меня, только проворчал
– Аккуратнее надо быть, а то и без глаз можно остаться.
А потом я вырос, женился и прожил со своей женой полвека и дальше.
Но, слава Богу, что я ещё в детстве понял, что семейная жизнь и любовь  – игра в горелки, где главное не расцеплять руки.