Гибридная война и новый мир

Алексей Чурбанов
Не ошибусь, если скажу, что 24 февраля 2022 года каждый из нас -  русских, украинцев, европейцев, всех людей, живущих в парадигме современной цивилизации, получил мощнейший шок, от которого и сейчас мало кто оправился. При этом вдруг стало кристально ясно, что мы оказались в другом мире, о котором практически не имеем представления.
 
Все, конечно, догадывались, что "длинный" двадцатый век заканчивается, все наблюдали и обсуждали признаки "цивилизационной усталости", "заката капитализма" и т.д.,  но то, что весь видимый, весь ощущаемый привычными органами чувств мир просто рухнет в два дня, - этого не ожидал никто.
 
Разрушение смотрелось и смотрится величественно как профессионально созданное зрелище, а ля современный фильм катастроф.

Сначала, как водится, посыпалась мишура:
- Россия отстранена от участия в конкурсе «Евровидение-2022»;
- международная онлайн-платформа Netflix приостановила съемки российских проектов;
-  "Айрон мейден" и Анни Лорак отменили концерты в России;
- Международная федерация плавания лишила Путина ордена организации, он лишён звания почетного президента Международной федерации дзюдо и чёрного пояса девятого дана;
- Каннский кинофестиваль не примет российскую делегацию;
- премьера «Бэтмена» снята с проката в России за сутки до выхода
- и прочее бла-бла-бла.

Одновременно завершилось ликвидация Спорта как великого социокультурного феномена, рождённого античной Европой, области глобального взаимодействия и конкуренции, превратившегося в богатый, влиятельный, но непрозрачный и коррумпированный международный институт. Спорт официально стал одним из фронтов идущей гибридной войны. Флаг и гимн России упразднены, а сейчас в различных видах спорта упраздняются и русские спортсмены. Построенные стадионы - и не только в России - уже можно представлять в виде руин будущих Коллизеев. Пресыщенные народы теряют интерес к соревнованиям. Зачем соревноваться, когда можно заранее договариваться, а противников просто снимать с забега. Зачем завоёвывать медали, если их могут не выдать или потом отобрать?

Дипломатические игрища в виде взаимных высылок дипломатов и отъёмов недвижимости тоже воспринимаются как мишура. В самом деле, к чему столько дипломатов, когда есть твиттер и Песков с Псаки? Вон в Питере двухлетние шенгенские визы имеются более чем у половины населения, и выдаёт их (в том числе и сейчас) единственный визовый центр на Марата, где работают русские девчонки, шустрые, вежливые и симпатичные. Так что ждём скорого закрытия и некоторых европейских посольств. Логику гибридной войны не опровергнуть.

Дальше, не давая ни вздохнуть, ни охнуть, последовали и продолжают следовать удары по несущим конструкциям одряхлевшей мировой системы: её финансовой основе - системе платежей, и её ядру - американскому доллару; институтам частной и корпоративной собственности; государственным и международным структурам, социальным и культурным связям и т.д.  Под маркой "санкций"  идёт глобальный грабёж. Про КОВИД и "Северный поток -2" временно забыли: это потом, дайте успеть ухватить, что плохо лежит.

Но главное, налицо начало обрушения (или демонтажа, пока не ясно) цивилизационных основ Запада:
- буржуазного права;
- свободы предпринимательства;
- свободы и достоинства личности.

Сейчас выделилась категория "людей под санкциями", ограниченных в праве владения собственностью и даже в праве на юридическую защиту. Например, профессиональные американские юридические ассоциации предупредили о последствиях для тех адвокатов и юридических компаний, которые возьмутся защищать "олигархов", а также их семьи и их детей, на которых санкции тоже распространяются.

Люди лишаются права на человеческое достоинство. Ушло в прошлое знаменитое "вы имеете право хранить молчание...". Больше не имеете. Молчание - то есть нежелание кричать со всеми хором - это теперь "печать дьявола". У промолчавшего или недостаточно громко крикнувшего не может быть хорошей репутации, он не достоин приличной работы, а подлежит общественному презрению и в конечном итоге - к расчеловечиванию.

Что это такое мы знаем и помним. Поэтому термин "денацификация" по отношению к Украине, задевший меня поначалу чисто филологическим неряшеством, по свой сути является актуальным. 

Эх, где вы, "тёплый ламповый" Джордж Оруэлл!

С 24 февраля Европа бьётся в истерике, плачет и кричит от ужаса и бессилья. Все самые страшные ругательства по отношению к России и её президенту лидерами европейских государств произнесены. Слов уже нет, остаётся либо онеметь, либо повторять сказанное. Чем и занимается главное действующее лицо на европейском континенте  - Брунгильда с бесцветными глазами, назначенная кем-то хозяйкой объединенной Европы.

Зато Америка спокойна. Просто жмёт на все кнопки экономического и идеологического оружия массового уничтожения и фиксирует результаты. Г-жа Псаки время от времени пророчит важный телефонный разговор американского великого старца с несносным русским Вольдемаром. Но это тоже никого уже не интересует.

Спокоен и Китай. Он традиционно "сидит на холме, наблюдая за дракой двух тигров", и прикидывает, не пора ли взяться за Тайвань. Судя по всему, скоро возьмётся.
 
То, что, я описал - первая полноценная гибридная война Запада с Россией в своей зрелой фазе. Просьба не путать гибридную войну с так называемой "холодной войной" двадцатого века, которую правильнее звать "холодным миром", устроенным по жёстким, понятным правилам с чётко прочерченными "красными линиями". Как ни странно теперь звучит, в то время существовала свободная пресса. Я не застал новостных передач мэтра американской журналистики Уолтера Кронкайта, слово которого считалось синонимом правды, какой бы она ни была.  Но я застал и хорошо помню Питера Дженнингса из CBS и Тома Брокау из NBC, которых, при всех оговорках, никак нельзя было назвать пропагандистами. Прямая пропаганда вместо новостей в мирное время появилась, насколько помню, у Теда Тёрнера в созданной им CNN где-то в середине 80-х годов.

 В СССР в то время на радиостанциях "Свобода" и "Голос Америки" рассказывали об акциях советских диссидентов, читали "Архипелаг Гулаг"  и "Бесов", хвалились преимуществами жизни на свободном Западе. Квинтэссенцией пропаганды были журналы "Америка" и "Советский Союз", которые соревновались в яркости картинок счастливой жизни.

Ведущаяся сейчас гибридная война с Россией - это другое. Её объектом и её жертвой является не только и не столько государство, сколько народ, общество, а точнее человек: спортсмен, музыкант, учёный, блогер, просто русский, т.е. каждый из нас.
Её инструментом является расчеловечивание противника - не только и не столько идеологии (как бывало раньше) или государства (помнится, Рейган, назвал нас "Империей  зла", когда до "перестройки" оставалась каких-то пара лет). Речь идёт о расчеловечивании народа, т.е. в пределе каждого из нас. Это всё уже было, мы это помним, и вряд ли позволим повторить. Но трагедия и опасность ситуации в том, что одним из главных инструментов гибридной войны является провокация, а реакцию, ответ на провокацию очень трудно предсказать и измерить.

"Холодная война" закончилась, как мы помним, аплодисментами Великиму Горби, всемирной любовью к "ох уж этим русским", танцами, концертами и пьянками на Красной площади, а потом разрушением СССР, войнами на границах и академическими выкладками о том, что Россия - поверженный дьявол, которому нельзя позволить подняться. То есть плавным переходом к отработке приёмов и инструментов гибридной войны, квинтэссенцию которой мы наблюдаем сейчас.

А что может остановить гибридную войну? Какой капитуляции ждёт от расчеловеченного и потому "обречённого" противника победитель такой войны? Не полагает ли он, что побеждённый отдаст всё, что от него требуют, не расчехляя пушек? Может быть, кто-то, но мы - вряд ли. Поэтому мне видится так, что у гибридной войны может быть только один конец: горячая война. Боюсь, что локальная горячая война на Украине (которая - моя личная печаль и горесть) может являться попыткой остановить ведущуюся Западом глобальную гибридную войну с Россией.

Как говорят  "Если тебя незаслуженно обидели – вернись и заслужи». Мы и вернулись. Однако учтена ли опасность того, что локальная горячая война поднимет ставки в глобальном гибридном противостоянии на такой уровень, где цена мира станет сопоставимой с ценой его существования?

Пока российский президент называл своих противников "партнерами", он, очевидно, придерживался принципа восточных единоборств: "Не начатая схватка - выигранная схватка". Теперь он называет их "врагами", из чего следует другое правило: "Начатая схватка должна быть доведена до уничтожения противника".
К этому следует прислушаться.

Обрушение важных конструкций оголяет арматуру современного мира, которая представляется мне в виде двух свай: 

- США, опирающиеся на  Евроатлантический блок и доллар - мощная свая, но проржавевшая.
- Китай, опирающийся на новую экономику и цивилизационную парадигму, которая может оказаться более подходящей для того, чтобы обеспечить "продвижение по пути прогресса" или просто сохранение человечества. Однако максимально допустимая нагрузка на эту сваю пока не установлена.

Описанная конструкция не устойчива и требует укрепления. А возможно и демонтажа.

В качестве надёжного элемента несущей конструкции будущего мира я вижу Россию. Не только потому, что это место за ней может быть закрепленным - историей, географией, военно-технологическим уровнем, цивилизационным значением русской науки, культуры, а также авторитетом православия. Политически за нами страны большой двадцатки, крупные государства Ближнего Востока и Африки, которые хотят вести независимую политику от США и Китая. Цель ведущейся с Россией гибридной войны - не дать ей стать одной из основ будущего мира. Есть основания утверждать, что для достижения этой цели противником могут быть использованы крайние средства. Это надо знать.

За Европой место в новом мире тоже казалось закреплённым навсегда, но не только же у меня ощущение, что она его теряет? Хотелось бы ошибиться.

Для понимания того, что представляет собой мир, в котором мы сейчас оказались, в какую сторону и как он будет развиваться, каково место и какова миссия страны, народа и каждого из нас в этом новом мире требуется холодная голова и горячее сердце. Не смейтесь и не сочтите за плагиат. Это именно так.