Метаморфозы

Виктор Гранин
  Вначале ты думаешь о том, что вот эти, окружающие тебя старушки из дребезжащего городского троллейбуса, они были когда-то откровенные невесты, одной только демонстрацией своих прелестей возбуждающие самые жгучие твои желания. И вот теперь мимоходом, вдали от этого троллейбуса как-то особенно остро замечаешь одну из них:

Согбенная старуха, что  верёвкой тонкой
Корову понукает на зелёный дол -
Куда ушли года твои? - с тех пор, когда девчонкой
Ты взапуски бежала здесь, взметнув подол -
совсем необязательного  платья!
Всё было впереди тогда. Да счастья
Едва ли ждала ты. Что ждать? – оно само придёт,
Грядущие  невзгоды разведёт.
Так было или нет? На что ушли мгновенья
Нелёгкой жизни средь родных равнин
В забытом всеми развалившемся селении?
Ты клонишься к земле. И узел лишь один
Остался у тебя: твоя корова,
Твоя нужда, и радость малая ещё жилого крова.

  Мысли об этом были зафиксированы тобой у вагонного окна где-то под Новочеркасском в 8:52 ещё  14 сентября 2006 года. Тогда ты был уже не молод, но и не стар -  в самом соку ты был, созревший для того чтобы наконец-то задуматься о том , в какой же котёл жизни ты погружен от макушки своей до самых пят.
  И вот заявила о себе сила метаморфозы девочки в старуху. Самая естественная предопределённость жизни, требующая энергию молодости употребить на подготовку к достойному переходу к проблемам старения. Это так естественно, что даже упоминание об  существовании такой метаморфозы  бестактно.

  Да, видимо, есть причина, преодолевающая нравственные твои установки. Вот именно. Есть на то причина.

  Ярким солнечным днём начавшейся нынешней весны ты обнаруживаешь себя на площади оптового продовольственного рынка. Вокруг тебя снуют автомобили всевозможных,  со всего света марок. Ими управляют люди, озабоченные закупиться продуктами, ассортимент которых как-то неожиданно стал стремительно сокращаться, а оставшиеся запасы идут нарасхват. Мимо тебя, лихо подпрыгивая на заледенелых весенних неровностях, прогромыхал автопогрузчик с бросившимся в глаза знаком зорро на корпусе боевой машины торговли. Видимо российский чучмек так выразил свою солидарность с отдалёнными силами спецопераций новой своей родины. Новый русский патриот. Едва ли ему знаком смысл сказанного однажды, что

               сила возвышения патриотизма находится в прямой зависимости
               от уровня стыда за нелицеприятные поступки своей отчизны.

  Даже и теперь, услышав о таком со стороны, он вряд ли поймёт о чём этот товарищ здесь пробубнил.
  Вот она, самая жгучая из всех метаморфоз!


  Все мы родом из того детства, когда твою природную индивидуальность на все лады со всех сторон начинают обрабатывать силы доброжелателей. Ещё ты мало способен замечать, что сказанное тебе слово подозрительно просто вступает в противоречие с окружающей реальностью.
  Тот, кто рано начинает прозревать – становится изгоем для общей стаи особей, начинающих вовсю вживаться в среду, где царит двоедушие. Ещё ты не активный боец за правое дело, но уже ты снаряжённый для боя обыватель. Тебе кажется, что происходящее вокруг тебя и есть сама настоящая жизнь.  А тот, кто живёт по- другому – он злоумышленен против тебя. Да же его успехи в обустройстве жизненного пространства – свидетельствуют лишь о том насколько  это коварство изощренно.

  Моё видение этой проблемы – не есть результат кухонных праздных изобретений ума. Было ведь время когда думать о чём-то подобным считалось не только не обязательным, но и  строго запретно. Другое теперь должно занимать всего  тебя. Ведь ты призван и даже дал клятву что-то там защищать мужественно, умело, с достоинством и честью, не щадя своей крови и самой жизни для достижения полной победы над врагами. Конечно и тут тебе вдувают в уши всевозможные детали политической обстановки в мире. Но где этот враждебный мир и где этот ты? Мир сокрыт от тебя в туманной дали и для надёжности  в шаговой доступности отделён непростой системой периметра ограждения.

  Вокруг тебя царит атмосфера неформальных отношений изолированного гарнизона. Здесь требования воинских уставов - как бы фиговый листочек, прикрывающий не тобой установленные понятия.  И тебе ещё повезло, что над тобой фактически нет  реального начальства. А, напротив, большую часть времени ты оказываешься один на один со всеми противоречиями местной жизни. Ты уже знаешь в лицо каждого обитателя гарнизона, ты легко можешь узнать их число (да собственно это и входит в число твоих обязанностей). А ведь у каждого из них случаются проблемы, которые просятся тайно разрешиться мною. А у тебя под началом ещё десяток бойцов, каждый из которых норовит найти для себя послабление в службе.  А как тут ослаблять, когда вот она, мегабомба, офицерами научно-технической службы вводится в люк стратегического бомбардировщика. Тебе же следует предотвратить возможные со стороны осложнения процессу.

  А чаще же всего у тебя на контроле участок периметра; контрольно- пропускной пункт, где то и дело выявляются тобой у населения проблемы житейского характера;   да ещё  некий склад тротила,(который – узнал я полвека спустя – действовал только потому что в системе подземелий существовала выработка под названием крюйт-камера, назначение которой - разрушение подземелий, предусмотренное при угрозе захвата ядерных боеприпасов силами противника). А пока этот не произошло, склад был одним из постов куда выставлялись мои бойцы  в любую погоду –от редких тёплых солнечных деньков, до тяжелой затяжной пурги, когда часовой уже через час борьбы с ней терял силы и готов уже заснуть упёршись спиной в порывы ветра. Один такой и обнаружен  был дежурным офицером; и тогда уж нам вдвоём пришлось делать круги друг перед другом, что бы наконец решится доверить мне, начкару,  притушить проблему преступления на моё усмотрение ( командиру части и без того  есть чем занять себя).

  А у меня новая вводная: часовой на воротах вызывает на помощь.  Оказывается, на его обязанности покусился  невесть откуда взявшийся генерал. Он, по  многими летами пестуемой привычке, орёт в том смысле что его, на всю Чукотку единственного генерала, задерживает какое-то чмо.
         А ведь он полный властитель вооружённых сил на всем протяжения земли от мыса Рубикон  Берингова моря  до бухты Амбарчик моря уж Восточно-Сибирского . Везде, но только не у нас.
  И вот этот властитель рычит  на моего часового, да так,  что того берёт оторопь А ведь если бы боец не был приучен  то и делоумению нарушать устав, то  генералу  этому на законных основаниях пришёл бы быстрый каюк. Но я, младший сержант, и я сосредотачиваюсь, чтобы найти в себе силы предложить разъяренному генералу подождать в кабине своей командирской машины, пока я  приму решение как разрешить возникшую ситуацию.
                Звоню в штаб. Там через некоторое время передают слова нашего командира: пусть, мол, этот мудак на своей жопе пересечёт линию ворот.

  Никто. Никто реальными поступками не живёт по закону.
  А, напротив, постоянно наполняются вооруженные наши силы ещё и не такими дурогонами из М –чудаков, таким примитивным способом создавая для  нашего населения самую главную угрозу для своего существования на земле.
  Но эта, казалось бы, очевидность она сокрыта  для  множества  бывших моих товарищей по парте, студенческой скамье, вообще жизни в родной стране. Напротив, нас настолько запугали геополитическими выдумками, что мы утратили способность к здравомыслию.

  Ведь вот же - в то время, когда я ещё только приготовлялся ко встрече с пресловутым тем генералом, нам всем вместе вдували небылицу о том,  что где-то в центре Европы возникла реальная угроза социализму. От этого и наши стратегические ядерные силы приведены в состояние полной боеготовности. А уж политотдел обратился с предложением к солдатам и сержантам выразить своё желание выступить на защиту социализма. На хрен бы нам сдался этот социализм, но вот уж  перспектива вырваться из своей дыры на просторы европейской страны с их сильно дружественными девками оказалась весьма привлекательной.  И я, честно скажу, на полном серьёзе пыхтел, пуская слюни над своим рапортом о переводе к социалистическим тёплым чешкам.

-Без вас, сопливых, там обойдутся. Сидите здесь и не рыпайтесь – так завершилась та агитационная компания.

  Таким нехитрым способом я как бы убережён от личного позорного участия в несмываемом том позоре нашей страны. А ведь все мы как один рвались же тогда в освободительный поход.  Значит, такое поголовное умопомрачение возможно. Вот такая-то и есть метаморфоза  с  необязательностью человеческой способности не только мыслить, но и действовать адекватно. Она обескураживает более всего.

  Известно науке, что восьмимесячный детёныш орангутанга в своём развитии обгоняет своего сверстника из рода человеческого. Неужели сбой в развитии  мыслительной способности  может приобрести столь массовый характер среди современных парней и девах на каком-то этапе перехода на пути  к естественным метаморфозам ?

                Да о девахах ли теперь разговор? Есть субъекты гораздо более возвышенного уровня. Им-то куда как важно знать, что вовремя остановиться, признав свою ошибку – вот высшая доблесть совершенномудрого правителя; идти же до конца, упорствуя в своих сумасбродствах не простительно даже закомплексованному пацану.
                Какую метаморфозу можно здесь ожидать?
03.03.2022 10:07