Политика везде

Карина Василь
На фоне массовых отказов от гастролей западных рокеров в России (поименно называть не буду: интернет есть) из-за ситуации на Украине мне пришли в голову некоторые мысли. Для особо отбитых повторю - это мои МЫСЛИ. МОИ. МЫСЛИ. Не пропаганда, не реклама, не агитация, не хайп. Лайки ловить я тоже не умею.
Почему такое длинное предисловие-объяснение? Потому что "спецоперация" обострила и без того весеннее обострение, и любое слово приходится разжевывать, пояснять, объяснять и вообще говорить с оглядкой, чтобы тебе не приписали собственные измышления, экстремизм, нацизм-национализм и прочие гадости, на которые горазды личности с неустойчивой психикой в столь "потрясающее" (от слов "сотрясать", "трясти", "вытрясывать [душу]") время.
Итак. Мысли.
Искусство и спорт всегда были вне политики (за редким исключением, которое приобрело массовый характер в XIX веке). Я не говорю о пасквилях на Марию-Антуанетту и карикатуры времен любых войн - это не искусство, а проявление политики. Живопись, если можно так назвать, с тех времен или позже стала все больше уходить в политику. В Советском Союзе (и не только) пропаганда советского же образа жизни была государственной целью: румяные чистенькие колхозницы с широченными улыбками с чистенькими же поросятами или снопами пшеницы в руках, прижатыми в огромным деревенским грудям, мужественные строители ДнепроГЭСа, БАМа и иных масштабных строек на благо отечества, суровые чиновники с честными лицами борцов за социализм, счастливые дети, даже кошки-собаки излучали коммунистическую радость. И это только в нашей стране. За рубежом роль пропаганды взяла на себя реклама: закури (нашу марку) - будешь успешен, купи машину (у нас, нашей модели) - у тебя будет полно женщин (которые рассматривались как атрибут статуса, а не людей), возьми дом в кредит (в нашем банке) - и будешь счастлив. Скульптура при СССР тоже была направлена на социализм. Анекдотов про "девушек с веслом" достаточно много. Запад в этом смысле уходил в авангардизм и импрессионизм: бесформенные памятники, которые непонятно что означали, аллегорические скульптуры, смысл которым каждый может придать свой. Музыка, архитектура, литература... Это была ненадоедливая (хоть и навязчивая) пропаганда образа жизни, которая вокруг. По принципу "всяк кулик свое болото хвалит". Это было и никому не мешало.
Иное дело - XXI век. В наше время искусство вешать лапшу на уши стало поистине виртуозным. Даже в прямом эфире можно трактовать снимаемое так, как желательно заказчику. Про фото я молчу: фотошоп вышел на космический государственный уровень. А изложение фактов корреспондентами - тут уже и таланта не надо, достаточно уметь говорить убедительно то, что требует заказчик. Однако среди всего этого спорт держался. Но уже давно сдал свои позиции: сначала нападки на наших спортсменов по поводу допинга, которого не было, и прощение допинга, который был подтвержден, спортсменов полосатой страны; потом лишение флага и гимна (когда вообще в истории спорта такое было?); сейчас - полный запрет на участие нас и отказ от участие У НАС в обычных спортивных мероприятиях. СПОРТА уже нет. И давно. Есть политика и ее новое прикрытие.
Теперь туда же подтягивается и искусство. Из ненавязчивой пропаганды превращается в орудие политической манипуляции. В частности это демонстрируют исполнители рока (попсню я не трогаю - этого г-на и трогать не надо, чтобы оно воняло). Рок-идолы XX века на Западе были бунтарями. Бунт против мещанства, пошлости, ограничений государства, ханжеской морали, лицемерной нравственности, против закостенелых приличий и обычаев. За свободу души. На этой революционной волне поднялись многие музыкальные направления. В частности, рок. Шокировать добропорядочную и благопристойную публику своим пониманием свободы и протестовать против удушливого лицемерия общества - это тоже политика. Но она была направлена на процесс - удушение личности. Сейчас же идет волна, направленная на наше государство. Насильно загнать нас за "железный занавес" не только с помощью двуличной политики, но и с помощью тех кумиров, которые
в свое время всколыхнули сонное болото и показали иную сторону жизни.
Смелось борьбы теперь направлена на пинки государству. И, отказываясь от концертов в нашей стране, кумиры прошлого плюют на своих поклонников в настоящем, делая их заложниками политики. Прав правитель или не прав - исполнители едут не к нему домой. А к ЛЮДЯМ, которые ЖДУТ ИХ. А не политической пропаганды или агитации за/против чего бы то ни было. Бунт прошлого перешел в стайный лай настоящего. Искусство, как раньше спорт, перестало быть искусством. Наши группы не отменяли концерты (исключения - приснопамятный ковид, который вдруг пропал из центрального эфира, как будто все уже выздоровели, недомогания артистов, но не политика), западные, бывшие примером бунта за "железным занавесом" и светочем свободы, сияющим впереди, посчитали, что политика выгоднее поклонников. Революционный бунт сменился деловитостью имиджа: при ВНЕШНЕМ протесте эти люди стали теми, против кого боролись. История сделала полный круг: спираль замкнулась.
Да, у каждого свое мнение. Каждый выбирает сам, чью сторону поддерживать. Как и выбирает - брать ли автомат или микрофон. Или сидеть дома на диване, ожидая, чем все закончится. Не в этом дело. А в том, что искусство, как и спорт, не должны быть политизированы. Это разные полюса одной жизни. Но - увы. Теперь очень трудно отделить рок-группу от ее политических пристрастий. И невольно появляется иное прочтение текстов (может и не появляется - не настаиваю). Очень трудно продолжать любить тех, кем восхищался долгие годы. Почему не было протестов и массовых отказов от гастролей в те страны, которые бомбили Югославию? Иран? Сирию? Почему? Деньги? Пропаганда мозги промыла? Стадный инстинкт? ЧТО?
Не знаю, как вы, но я не жду концертов в будущем тех групп ,которые отказались от своих поклонников, когда все успокоится. Мне все равно - приедут они или нет. Если я не попаду на их концерты - печалиться не буду. Люди - исполнители, - которые мешают меня с грязью - просто ЛЮДИ МИМО.
А у вас - ваше мнение.
Особо отбитым - прежде чем швыряться в меня грязью, перечитайте начало. А равно заметьте, что я никого не агитировала ни на что. Да, я против войны, я патриотка своей страны (прошу прощения за тавтологию), но это не значит, что я не вижу недостатков своей страны или восторженно считаю, что Россия закидает шапками Украину, что санкции на нас никак не повлияют, что наш президент - Красно солнышко, "великий кормчий", святой Владимир или еще кто. Мы выживем - всегда выживали (и это порядком уже надоело). Возможно, присоединим Донбасс к России (или нет - история покажет). Но ура-патриотизма у меня нет - я давно не подросток с радикальным пониманием жизни и светлыми идеалами. За мое подобное мнение в другой ветке меня заминусовали скопом. Но никто даже не подумал, ЧТО именно я сказала. Надеюсь, что хоть в этой статье будут думающие читатели.
О политике говорить не буду принципиально, если кому-то захочется подискутировать в комментариях. И без меня любителей молотить языком полно.