Где искать столицу гуннов Варачан

Олег Мглин
Великолепный, но не менее загадочный город Варачан остается тайным в истории средних веков. Исследователи с разных сторон подходили к локализации «столицы гуннов» и получали разные результаты. По мнению одних историков, Варачану соответствует современный Буйнакск,  другие связывают древнее поселение с Урцекским городищем около села Ул¬лу-бийаул. Ряд исследователей помещают Варачан на городище Шахсенгер, расположенном южнее городища Урцеки — к юго-востоку от села Башлыкент.

Однако, как замечает М. С. Гаджиев, соотношение археологического объекта с топонимом, упоминаемым в исторической хронике, не позволяет пока делать однозначных выводов. В ряде случаев исследователи предлагают игнорировать некоторые сведения древних авторов или дополнять их своими предположениями, противоречащими первоисточникам.

Сведения о Варачане мы находим, прежде всего, в «Истории страны Алуанк» («История агван») Моисея Каланкатуйского и «Армянской географии» («Ашхарацуйц»), а также нескольких эпизодических упоминаниях у армянских и арабских хронистов.
Познавательным является описание путешествия в Варачан миссии епископа Мец-Когманца Исраэля. Можно составить маршрут путников: Пероз-апаты (Партава) – река Кура – город племени лбин – страна племени чилб – гора Варде-Груак – древняя резиденция царей, где умер св. Григорис – ворота Чога – Варачан. Безусловно, можно определить локализацию некоторых упомянутых объектов: Партава – Барда, древняя резиденция царей, где умер св. Григорис – на равнине между рекой Самур и вершиной Беш-Бармак, возле  села Молла-Халил у реки Гюльгерычай и ворота Чога – окрестности Дербента.

Попытаемся выяснить, каким путем могла двигаться миссионерское посольство. Выйдя из Барды и миновав Куру, перед путниками открывалось три направления – на северо-запад, на север и на юго-восток. Первый вариант выбрал С. М. Еремян, который предлагал маршрут через Напареули и Кадорское ущелье с выходом к Буйнакску. Действительно, направление верное, если нам нужно попасть в район севернее Буйнакска – переходим Кавказский хребет и двигаемся по долине Койсу (причем, неважно по какой – можно и по Андийскому, и по Аварскому, и даже по Каракойсу или Казикумухскому). Но в таком случае у нас нет возможности сбиться с пути и попасть южнее Дербента, поэтому исследователь, считает, что нужно игнорировать сведения в первоисточнике, а не отказываться от своей версии.
Немного модифицированный вариант предусматривает путь через Нухи, Салаватский перевал, вдоль Самура к Белиджи. Авторам этой версии тоже приходится противоречить источникам: они считают, что путники добровольно изменили маршрут на более легкий, хотя средневековой автор подчеркивает, что миссия упорно шла вперед, но из-за погодных условий сбилась с пути и вышла на побережье Каспийского моря.

Можно отправиться традиционным караванным путем на юго-восток через Шемахи и обойти Кавказские горы, как предлагал М. Бархударян. Но в таком варианте выход южнее Дербента – это не неожиданность для путников, а одна из точек маршрута.
Остается третье направление через горы, при котором район поиска Варачана ограничивается местностью южнее Буйнакска и севернее Дербента. В горах путники, прежде всего, в своем движении придерживаются речных долин или вдоль хребтов. К «древней резиденции царей, где умер св. Григорис» из гор можно выйти по реке Гюльгерычай, которая образуется слиянием горных рек Курах и Чирагчай. Еще один вариант – идти вдоль Самура и, выйдя из гор, свернуть не на ту дорогу, отклонившись к востоку. Тогда, направляясь вверх по течению названных рек, мы оказываемся у восточного склона Самурского хребта, а ключевой логистической развязкой станет район населенного пункта Ахты. Однако, в первом варианте путникам пришлось бы поворачивать назад, что делает такое развитие ситуации маловероятным, поскольку это может входить в противоречие с первоисточником, в котором сказано, что миссионеры шли на север, навстречу ветрам и поэтому потеряли ориентиры: «северные порывы зимних ветров подняли страшные вихри и покрыли снегом покатости гор Кавказа… они не могли поднять глаза… не видно было ни солнца, ни звезд, а жестокая стужа не унималась». С учетом того, что путники переходили один раз через хребет, то оптимальным становится движение от Усухчая в северном направлении сначала вдоль Самура, затем вдоль гор и, потеряв дорогу, выйти к Белиджи.

Если же мы обратим взор южнее начала нашего маршрута, то отметим гору Шалбуздаг (на старинных картах, как хребет Chalbouz-dag), в окрестностях которой и могли обитать чилбы.

Тогда получается, что из города Барда путники, переправившись через Куру, двигаясь вдоль реки Аладжанчай, пришли к Варташену (Вардашен, ныне – Огуз) – город лбинов. Очевидно, что уже существовало разделение на области Утик и Албанию, и жители данного города вплоть до XVIII века называли себя «народом Агван». Дальше, у подножия горы Малкамуд, начинались места обитания чилбов. В таком случае, миссия выходила на известный перевал Фийский у вершины Малкамуд, которую средневековой автор обозначил как Варде-Груак (также можно было пойти вдоль реки Турианчай и выйти к восточному от упомянутой вершины перевалу Зуран).
Мы получили примерную (вполне приемлемую) схему движения посольства: Барда – Варташен – гора Малкамуд – Усухчай – Белиджи – ворота Чога (окрестности Дербента) – Варачан (рис. 1). По степени (возрастания) сложности путь можно разбить на несколько отрезков, учитывая временные периоды: Барда – Варташен, ворота Чога – Варачан, Усухчай – Белиджи и гора Малкамуд – Усухчай. На первом, пожалуй, самом легком участке мы имеем скорость передвижения путешественников около 8-9 км в день (за 12 дней пройдено около 100 км). Прибыв в город лбинов, путники, по расчетам С. Т. Еремяна, пробыли там с 3 до 5 января и двинулись к горам. У подножия горы они стояли три дня, пережидая шквалистый ветер. В конечный пункт миссия прибыла 11 февраля, т. е. с учетом простоя в городе лбинов и у подножия горы путники были в движении 47 дней, или примерно 400 км (это, надо полагать, предел). На маршруте имеем: Варташен (Огуз, город лбинов) – Усухчай – около 80 км по горам, Усухчай – Касумкент – Белиджи – около 100 км, Белиджи – ворота Чора (Дербент) – около 35 км за несколько дней (в нашем расчете – около 4 дней). Всего от Барда до Дербентских ворот пройдено около 315 км. Оставшиеся 90 км и приведут нас в Варачан...

И мы отправимся не на север, а на запад, как подчеркнуто в «Армянской географии»: к северу (от Дербенда) близ моря, на западе у Кавказа город Вараджан, а также города Чунгарс и Мсндр. Еще у гуннов есть город Таргу, о котором упоминает Гевонд: «Мслим с большим войском прошел проход Чога, грабя страну Гуннов, и расположился лагерем при гуннском городе Таргу», затем убегая от хазар,  Мслим «направил путь к горe Кокасу, вырубил лес и таким образом, пробив ce6е дорогу, едва избегнул неприятеля, и с сокрушенным сердцем и стыдом возвратился в страну Гуннов». Таргу локализуется на Таргунском городище, расположенном на границе Каякентского и Сергокалинского районов на левом берегу реки Гамриозень, которая и разделяла полки арабов и хазар. Тогда, надо полагать, Мслим не доходил до Варачана, т. е. «столица гуннов» располагалась  в стороне от военных действий.

В таком случае, минуя ворота Чога, направимся к горам на северо-запад и примерно через 90 км придем к урочищу Кала-Корейш, где до прихода арабов располагалось городище с крепостью Урцlмуц. С юга область ограничена хребтом Вархатау (вероятна связь оронима с нахским варх1/ворх1 – семь, большой  или индоевропейским корнем u;er-s – высокий, верх [см. ниже], т. е. семигорье или высокие горы), который и мог повлиять на название области, города. Установленное местоположение Варачана в стороне от основной дороги вдоль побережья объясняет и единичное упоминание города в ходе арабо-хазарских войн. Так, Я”Куби, описывая поход арабского полководцы Маслама, указывал, что тот захватил страны Джурзан (Картли), Ширван (Шемахи), Маскат (Худат), страну лакзов (Куба, Самур), Табасаран и затем достиг Варсана. Однако, как известно, за Табасараном лежит Кайтаг.

Если же мы продвинемся дальше на запад, то окажемся у подножия хребта Шунудаг и одноименной горы, в окрестностях которой и находился древний Чун-гар(с). Возможным местом его локализации может быть Цийшинское городище с соседними поселениями.

Мсндр может соответствовать городищу Сангала-муза (Мозиата) на окраине современного селения Верхнее Лабкомахи (там же недалеко на речке Варачан располагается и населенный пункт Санамахи).

Как отметил В. Г. Котович, мы наблюдаем очевидную фонетическую близость u-r-c и v-r-;. Можно предположить, что топоним Варачан, после разрушения города арабами, был местным населением модифицирован в созвучное Урцlмуц (урц;а – старый, урц;ни – развалины, руины; муза – пригорок, возвышенность, холм, грань, угол, отражающем состояние объекта. Сам же Варачан связан с индоевропейским корнем u;er- (u;er-s-, u;ero-s, u;orso-s, u;r;su-), имеющем значение «высокий, возвышенный, небо» с развитием, например, в греческом до «дом богов <Зевса>» (*u;orsanos – *u;orsos) или литовском - vir;;s (верх, верхний). Такое обозначение места вполне соответствует его описанию: крепость располагалась на горной вершине и город имел священное место поклонения – дубовую рощу. Так, по прибытии в Варачан епископ произнес перед жителями проповедь, из срубленных священных дубов водрузил крест и уничтожил капища, искореняя поклонение солнцу и священным деревьям.

Индоевропейская основа объясняет и ороним Варде-Груак. Мы можем выделить корень u;erdh- (возвышаться, увеличиваться), равно как и u;er- с расширителем -d-: u;er-d- (иранский *vard-) – высокое место, выступ). Второй компонент Груак представлен корнем ;er-/;r;- (старый, ветхий, при греческом ;;;;; – старуха, ведьма) с суффиксом -ак. Получаем значение «вершина ведьмы» - удивительно, но грозная скальная вершина Малкамуд в дословном переводе с лезгинского – «ведьма».
В топониме Чун-гар(с) мы можем видеть кальку с Шуну-даг при компоненте -гар(с), соответствующем индоевропейскому корню g;er-, g;or- (гора, горный лес).

Таким образом, города «царства» гуннов» Варачан, Таргу, Чунгар и Мсндр не совпадают с хазарскими городами Самандар, Баланджар и другими. Территория гуннов, о которой упоминает «Армянская география», впоследствии стала регионом Кайдак. Границы рассмотренной области можно описать примерно следующей схемой: река Уллучай – хребет Вархатау – Гимринский хребет – река Параулозен – Манас. Хотя, безусловно, общая территория гуннов была шире.

Рис. 1. Маршрут миссии епископа Мец-Когманца Исраэля и расположение городов «царства гуннов» (черная сплошная линия – фактический маршрут, крупная пунктирная линия – запланированный маршрут, мелкая пунктирная линия – возможный маршрут).