В память о любимой тёте

Надежда Осипенко
Наверное, мне очень повезло-у меня много родных и близких мне людей. Не все близкие родственники общаются между собой. Не в каждом роду это заведено. Имея большое количество родни по крови, круг постоянно взаимодействующих ограничен. Причин для этого много, от банальных-далеко живём, до-нет точек пересечения.
У моего отца было три сестры. Две старшие и одна младшая, которая стала на данный момент как ниточка, связывающая с прошлым папы. С детских лет я помню ожидания встреч со всеми тётушками и их детьми-моими двоюродными братьями и сестрой. Возраст наш не сильно отличался, поэтому мы всегда находили чем себя занять встречаясь.
Мне трудно сказать, с кем встреча была более желанна и интересна, потому что условия проживания, быт, атмосфера у каждой тёти был свой, а игрушки их детей конечно же отличались от моих. Поэтому поездку к любой из них я ждала.
Старшая сестра жила в пригороде. У них бы деревянный дом. Осенью ежегодно ездили к ней за яблоками и черноплодной рябиной. Атмосфера деревянных построек, с холодной верандой, где хранились собранные овощи и фрукты, источая аромат осени и тёплая зимняя половина, с туалетом в доме, но без возможности спуска канализации, как в городе создавали неповторимые, запахи и ощущения. Я очень любила вдыхать симфонию аромата этого дома. Слушать скрип половиц, рассматривать незатейливую обстановку в доме. Даже будучи ребёнком, не осознавая, я стремилась сюда, чтобы раствориться в этой простоте, естественности и совершенно другой жизни.
Вторая сестра жила недалеко от нас. Мы ездили к ним на автобусе. С ними проживала бабушка. Деда не помню, он умер, когда я была маленькой. Он не остался у меня в памяти, как жилец этой квартиры. У бабушки была своя комната, длинная и узкая. Очень просто обставлена. Застолье устраивалось в зале, где хватало места всей большой родне и друзьям. Самое любимое в их квартире были деревянные скрипучие круглые стулья. Уж не знаю почему, но это самое яркое впечатление детства. И коллекция моделек автомобилей брата.
Третья сестра проживала в коммунальной квартире, что для ребёнка было необычным и загадочным. Отсутствие ванны и большая кухня с несколькими столами, а также отделённым местом для душа, вызывали недоумение и вопросы. Ехать к ней приходилось на двух транспортах. К ней мы ездили не часто, потому что комната была маленькой и большое количество гостей не помещалось, а детям негде было особо играть. Когда я подросла, а у её семьи появилась вторая комната, большая и светлая, я могла чаще ездить в гости к своей двоюродной сестре.
Вот так, у каждой в гостях я получала свои впечатления и эмоции.
С одной из тётушек нашу семью связывал ещё и дачный участок, который был вплотную с нашим и многие вещи делились пополам. Встречи с ней и двоюродным братом были более частыми и тесными. Можно сказать, что брат Миша был как родной, а его мама и папа не просто тётя и дядя, а люди, которые могли проявлять заботу, наказывать, ругаться, если надо, хвалить, делать подарки. То есть они были частью жизни, с правами почти как у родителей, на период летнего отдыха и по приезду на праздники к ним в гости.
Между родными братьями и сёстрами всегда с кем-то отношения более тесные, с кем-то нет. Это неизбежно. Предполагаю, что и у моего отца с тётей Галей, мамой Миши, так же душевная связь была более тесной, чем с двумя другими сёстрами. Тем более общие интересы, взаимопомощь и тесное общение в предлагаемых обстоятельствах жизни.
Моя тётушка Галя была женщиной образованной, строгой, с сильным характером. Её интересовало всё. Психология людей, взаимоотношения, как устроено то или иное, как ты смотришь на вещи, что нужно делать, чтобы вырастить что-то, как сложить печь, стихи, фотографии, жизнь замечательных людей и многое другое. Эти интересы даже привели её в состав присяжных. Вобщем, тётя у меня была интересной собеседницей и затейницей.
На все праздники она придумывала конкурсы детям, весёлые поздравительные стихи. Стол бывал накрыт вкусно и разнообразно. Она всегда помнила все дни рождения, поминальные даты и церковные праздники, хотя была атеисткой. Насколько я её помню.
Её гордостью на даче был огород. По какой-то неведомой мне причине у тёти Гали всегда росла отличная морковь. Этот момент зафиксировался в моей памяти, как некий важный аспект в идентификации тёти. Папе никак не удавалось вырастить морковь нормально. То её съедали червяки, то кривая, то очень маленькая. Хотя мой папа был увлечён посадками овощей, имел знания, но эта овощная культура ему не удавалась.
Мы с сестрой регулярно клянчили у тёти Гали морковку, за что порой огребали ото всех. Папа сердился, что мы попрошайничаем, а она, что, имея свой огород, не можем вырастить свою. Тем не менее, всегда давала.
Ещё замечательной особенностью её приусадебного участка было море разнообразных цветов. Самое яркое воспоминание у меня оставили огромные ромашки и ароматные флоксы, а также длинная, крупная мальва. Она же имела слабость к ирисам и лилиям.
Участок нам достался благодаря деду, отцу папы и тёти Гали. И каждое лето в троицу и в день рождения дедушки мы вспоминали о нём и собирали поминальный стол. Дед стал основателем этого родового гнезда.
Теперь уже его правнуки, надеюсь, будут привозить на летний отдых туда своих детей.
С возрастом тётушка уже не могла содержать огород и место овощей заняли цветы и яблони. Тётя Галя вместе с мужем оставили о себе хорошую память и атмосферу уюта и простоты.