Три ранних портрета А. К. Толстого

Владимир Варнек
1. А.Г. Варнек . Портрет поэта графа Алексея Константиновича Толстого в возрасте 12 лет. Х.м.  68х65,5. 1829. Поступил в 1960 г. в Тюменскую картинную галерею.
2. Художник Фельтен. А.К. Толстой в отрочестве. Миниатюра, акварель. 1831.
3. Карл Брюллов. Портрет графа А.К. Толстого в юности. Х.м. 134х104. 1836.  ГРМ. 

В списке произведений художника-портретиста А.Г. Варнека, приведенном в монографии В.С. Турчина, указан под номером 299 детский портрет поэта графа Алексея Константиновича Толстого (1817 – 1875) [1]. Мое знакомство с «Воспоминаниями» Марии Каменской, дочери  замечательного мастера «золотого века» русского искусства, графа  Федора Петровича Толстого [2], позволило предположить, что именно он «приложил руку» к появлению данного портрета своего племянника. А следом за этим художник А.Г. Варнек выполнил в 1830 году также  и портрет самого Ф.П. Толстого [1], с которым был хорошо знаком, как с коллегой в Академии художеств [2]. 

Портрет этот в списке произведений А.Г. Варнека идет под номером 222 и сообщается, что местонахождение его неизвестно. Однако достоверно известно, что он «не исчез» и находится в собрании ГИМа, т.к. был представлен на выставке в Москве в июне 2018 года.

Хочу сказать теперь о некоторых особенностях портрета 12-ти летнего А. Толстого, из-за которых шесть лет тому назад я засомневался в том, что на данном портрете запечатлен именно он, и даже опубликовал небольшую заметку на сайте «Воскресный день», где сообщил о своих сомнениях[3]. Связаны они были с заметными различиями облика мальчика на обсуждаемом портрете и других его ранних портретах.

Однако в настоящей миниатюре свое предположение я решил пересмотреть, т.к. нашлись другие причины объяснить кажущееся несходство лиц модели на портрете работы А.Г. Варнека и портретах других художников, выполненных в более поздние годы (данные портреты приложены выше к настоящей миниатюре). Обсудим, что же это за причины?

Самая главная из них состоит в том, что «округленное» лицо и нос 12-ти летнего мальчика стали заметно меняться (вытягиваться) с возрастом. На акварельном портрете художника Фельтена эффект этот еще небольшой, но на известном портрете кисти Карла Брюллова (третий портрет справа), выполненном через семь лет после портрета Варнека, он уже  значительный. Расстояние между веками глаз и бровями также заметно возросло.  И единственно, что сохранилось, это рисунок губ, который на всех трех портретах практически одинаков.

Вторая причина различий портретных изображений связана с тем, что заметно изменилась и прическа: если на портретах Фельтена и Брюллова  волосы зачесаны слева направо, а лоб у юноши довольно открытый, то на портрете Варнека пряди волос во многом зачесаны вперед, на лоб, что делает его сравнительно низким.
К несходству изображений приводят и разные повороты голов, в результате чего на портрете Фельтена четырнадцатилетний мальчик выглядит слегка курносым, чего не видно на других портретах.

Что касается различий цвета волос и глаз модели на портрете Варнека и двух других портретах, то этот эффект можно связать с тем, что первый портрет был выполнен в затемненной комнате, а два других – на свежем воздухе.
Самыми главными признаками того, что на всех трех портретах запечатлен один и тот же молодой человек, является  сходство рисунков бровей, глаз и губ.  К числу этих признаков можно причислить и огромные  размеры воротников белого цвета рубахи  на первых двух портретах. Поскольку выполнены они в интервале всего двух лет, можно думать, что это одна и та же рубаха.

В заключение  остановлюсь вкратце и на тех признаках левого портрета, приложенного к миниатюре, которые свидетельствуют в пользу авторства А.Г. Варнека. К ним можно отнести то, что фигура подана крупным планом, а взгляд мальчика является живым и любознательным. Руки модели на портрете «уложены», как и на многих других портретах художника, естественно и непринужденно. А раскрытая книга  с иллюстрацией на одной из ее страниц демонстрирует основные интересы талантливого юноши, превратившиеся  со временем  в дело его жизни. Ими стали  литература  и поэзия (см. для начала биографию А.К. Толстого в Википедии).

ПРИМЕЧАНИЯ
1. Турчин В.С. Александр Григорьевич Варнек,1782–1843. М.: Искусство,1985.–168 с.   
2. М. Каменская.  Воспоминания. М. Художественная литература. 1991. Серия «Забытая книга».
3. Владимир Варнек. Кто запечатлен на детском портрете? http://vsdn.ru/authorcolumn/589.htm   29.12.2015      

02.03.2022.