Буддизм

Андрей Браницкий
Данное учебное пособие предназначено для студентов гуманитарных институтов и факультетов ННГУ им. Н.И. Лобачевского, имеющих в программе курсы «Религиоведение», «Мировые религии» или «Религии региона». Буддизм в настоящее время - признанная мировая религия, оказывающая серьезное влияние на всю систему международных отношений. Пособие знакомит с буддийским вероучением и религиозной практикой, основными направлениями, а также раскрывает роль буддизма в истории и жизни современного общества.



1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ БУДДИЗМА

         Понятие «буддизм» восходит к слову «будда», что в переводе с санскрита, священного языка древних индусов, означает «пробужденный», «просветленный высшим знанием», «озаренный истиной». В русском языке,  состоящем в отдаленном родстве с санскритом,  также присутствует корень «буд» (в словах «будить», «побудка», «будильник» и др.).  Буддизм – самая древняя из мировых религий, возникшая в Индии в IV-V вв. до н.э. в результате серьезнейшей трансформации брахманизма (давшего в своем историческом развитии современный индуизм) и получившая наибольшее распространение в Азии. Буддизм и индуизм соотносятся приблизительно так же, как Христианство и иудаизм, имея много общего в представлениях о мире и человеке, в религиозной культуре, этике и эстетике. В современном мире насчитывается от 400 до 700 млн. буддистов. Точный подсчет их числа невозможен по целому ряду причин: 1) в Китае, Японии и некоторых других странах имеет место феномен поликонфессиональности, когда один и тот же человек исповедует несколько религий одновременно (например, буддизм, даосизм и конфуцианство в Китае); 2) в странах, где сосредоточена основная масса буддистов, религиозная принадлежность в переписях населения не учитывается; 3) большинство буддийских региональных организаций не может определить точное число своих сторонников.
            Священными книгами в брахманизме (и позднейшем индуизме) были Веды – собрания гимнов, магических заклинаний, ритуальных предписаний и т.п. Важнейшими богами считались Брахма (создатель мира), Шива (разрушитель мира, бог смерти и изменения) и Вишну (охранитель мира, чьими любимыми превращениями были Рама и Кришна). Современные индуисты и Будду считают очередным превращением (воплощением) Вишны. Основатель буддизма – Сиддхартха Гаутама, личность вполне историческая, чью реальную жизнь следует отличать от легендарной. Различные направления и школы буддизма, а также современные буддологи по-разному датируют годы жизни Сиддхартхи. Сторонники тхеравады, наиболее ортодоксального направления в буддизме, условились принять датой смерти Будды день майского полнолуния 544 г. до н.э. и широко отметили в 1956 г. 2500 лет существования буддизма. От этой даты ведется и официальное буддийское летоисчисление (например, 1997 г. от Р.Х. был примерно равен 2541 г. от ухода Будды в паринирвану). В этом случае получается, что Сиддхартха родился в 624 г. до н.э. (ибо он дожил до 80 лет). Однако  имеются и другие датировки: 566-486 гг. до н.э.; 488-368 гг. до н.э. и т.д.
            Доподлинно известно, что он был сыном правителя какого-то государства (возможно – Магадхи), населенного племенем шакьев и расположенного в северо-восточной части Индии (сейчас это Лумбини в горном Непале). Отец с самого детства окружал сына необычайной роскошью, тот проводил все свое время в развлечениях, пирах и празднествах, не покидая прекрасного дворца. Получив отличное светское воспитание, Сиддхартха в возрасте 16 лет женился на прекрасной девушке, которая вскоре родила ему сына. Только в 29 лет изнеженный молодой человек решился, нарушив волю отца, выйти за ограду дворцового комплекса. И он испытал настоящий шок, когда встретил там, за пределами привычного ему замкнутого мирка, покрытого язвами тяжело страдавшего больного. Затем последовали другие встречи: со сгорбленным стариком, с погребальной процессией и с нищим отшельником. В результате, в возрасте 33 лет Сиддхартха решил навсегда покинуть дворец, оставить свою семью и добровольно отречься от обеспеченной жизни, дабы обрести душевный покой. На просьбу отца вернуться домой, чтобы со временем наследовать его власть и богатство, сын ответил, что это возможно только при условии, что ему гарантируют неиссякаемое здоровье, вечную молодость и бессмертие. Разумеется, никто таких гарантий дать Сиддхартхе не мог. Будущий Будда семь лет провел в дремучем лесу, изнуряя свое тело подобно мазохисту с целью достичь душевного покоя и познать истину. Однако таким образом он не добился желанного результата. И вот однажды, отдыхая под баньяном (деревом типа смоковницы), Сиддхартха услышал разговор двух проходивших мимо музыкантов. Один из них жаловался, что перетягивает струны на своем инструменте, и они периодически лопаются. Другой же, напротив, жалея свой инструмент, недотягивал струны, и звук получался паскудный. Тут-то Сиддхартху и посетило внезапное озарение: он понял, что нужен некий «срединный путь» между отшельничеством и аскетизмом, с одной стороны, и праздным сибаритством, с другой. Так в возрасте 40 лет (некоторые утверждают – уже в 35) Сиддхартха стал «Буддой», т.е. «просветленным». Дерево, под которым он сидел, теперь именуется «Деревом Бодхи» (т.е. «Деревом Просветления»), а само местечко получило название Бодх-Гая (расположено в современном Южном Бихаре, Индия).
             Открыв «четыре благородные истины» и «восьмеричный срединный путь» (подробнее о них мы поговорим чуть позже), Будда решил возвестить их людям. Первую проповедь, ставшую основой вероучения буддизма, он произнес в «Оленьем парке» в окружении пяти учеников и двух оленей (Сарнатх в окрестностях современного Варанаси – древнего Бенареса, Индия). Так началось общественное служение Будды. Затем Сиддхартха, странствуя 40 лет по городам и деревням Северо-Восточной Индии, приобрел значительное количество учеников, часть из которых постоянно следовала за ним и аккуратно записывала высказывания Учителя. Сам Будда, как большинство великих древних проповедников и  философов, писать не любил, хотя был, безусловно, грамотен. Говорил Сиддхартха на пали, разговорном языке, близком к санскриту. Вероятно, некоторые его ученики записывали отдельные изречения Учителя и на пали, и на санскрите. Так со временем возникли два различных канона. Тексты, по-видимому, писались первоначально на пальмовых листьях и хранились в плетеных корзинах. Отсюда названия: «Типитака» (пали) и «Трипитака» (санскрит), что можно перевести как «Тройная корзина» или «Три корзины» (имелись в виду «корзины» закона или учения). Сторонники палийского канона всегда настаивали на аутентичности своей версии, ибо она доносила подлинные слова Будды Гаутамы. Приверженцы санскритского канона отвечали на это, что их версия - более полная, и доступна она большему количеству верующих (санскрит как литературный язык пережил канувший в Лету пали).
           В возрасте 80 лет в Кушинагаре (недалеко от современного города Горакхпур, Индия) Будда отравился мясом, которым его (и всю его многочисленную свиту) угостил один жадный хозяин. Сиддхатха вовремя почувствовал, что мясо несвежее, и решил сам умереть, но спасти здоровье своих спутников. Всем им было объявлено, что Учитель так проголодался, что мясо должно достаться ему одному. Перед смертью Будда лег под деревом в позу льва (на правом боку, правая рука под головой, левая вытянута вдоль выпрямленных ног) и заявил, что ему «больше нечего сказать» кроме того, что «все созданное обречено на разрушение». Завещав «стремиться всеми силами к спасению», он скончался. Тело было кремировано, а пепел поделен на 8 частей, каждая из которых была замурована в отдельную емкость (ступу). Один из учеников достал из огня зуб Будды, который также замуровали в ступу и превратили в ценнейшую реликвию (вероятно, была уничтожена португальскими колонизаторами на Цейлоне - Шри Ланке).
           Такова канва реальной жизни Сиддхартхи Гаутамы, насколько ее возможно восстановить по отрывочным источникам. Однако буддийские предания добавляют сюда немало откровенной фантастики. Они, в частности, гласят, что Будда до появления на свет в качестве Сиддхартхи Гаутамы перерождался 550 раз, причем 83 раза был святым, 58 – царем, 24 – монахом, 18 – обезьяной, 13 – торговцем, 12 курицей, 8 – гусем, 6 слоном, а по разу – кем только не был (рыбой, крысой, плотником, кузнецом, лягушкой, зайцем и т.д.). Утверждают, что Майа (мать Будды) увидела однажды во сне, что к ней в бок вошел белый слон, а через положенное время младенец покинул тело матери через подмышку (ребенок был необычайно красив и обладал редким для Индии золотистым цветом кожи). Один мудрец предрек новорожденному свершение великого религиозного подвига, почему младенца и нарекли Сиддхартхой («выполнившим свое назначение»). Во время семилетнего добровольного самоистязания он будто бы научился питаться одним конопляным зернышком в день, постоянно размышляя над текстами священных книг брахманов (видимо, над Ведами и комментариями к ним), которые, в конце концов, счел «ложными премудростями». Бог смерти и демон зла Мара якобы пытался помешать Будде возвестить людям путь к спасению.  Буддисты утверждают также, что Будда Шакьямуни («из племени шакьев», прозвище Сиддхартхи) творил еще при жизни разнообразные чудеса.
           На деле же Будда от совершения чудес ловко уклонялся, о чем, в частности, свидетельствует предание «О горчичном зернышке». Однажды женщина, потерявшая сына, попросила Будду о воскрешении из мертвых. Сиддхартха согласился, но поставил условие: добыть и принести ему горчичное зернышко из дома, где никто никогда не умирал. Бедная женщина с поручением не справилась, и Будда с легким сердцем ей отказал. Не говорил конкретно Будда и о том, что с ним, просветленным, будет после телесной смерти. Он предпочитал заявления типа: «Это вам не дано познать». Уклончивость Будды хорошо видна в его высказывании о нирване: «Это место, где нет ни земли, ни воды, ни огня, ни воздуха. Это не безграничное пространство, где нет ничего, не граница между различимым и неразличимым, не этот мир и не другой. Нельзя сказать, что она приходит и уходит, или стоит на месте, или затухает, или начинается. У нее нет основания, нет продолжения, нет остановки. Это конец страдания». Некоторые исследователи рассматривают учение Будды как сугубо философское. Но его можно осмыслить и поэтически, ибо именно поэзия максимально близка к медитации.
               Собственное учение Сиддхартхи Гаутамы трудно в точности восстановить – его со временем значительно видоизменили различные направления и секты, на которые разделился буддизм. Однако можно с уверенностью сказать, что именно Будда Шакьямуни ввел новое деление общества на две категории – гахапати (домохозяева) и обслуга, взамен прежнего сложнейшего деления на варны и касты. Гахапати, с точки зрения Будды, являлись более достойными людьми. Он же провозгласил равенство мужчин и женщин, ибо до того слабый пол в Индии был полностью во власти мужчин. Многие жены предпочитали после смерти мужа сгореть вместе с ним живьем на погребальном костре (новый брак им не светил). Будда отрицал действенность жертвоприношений и провозглашал три характеристики бытия (трилакшану): страдание (дукха), изменчивость (анитья) и отсутствие неизменной души (анатман). В брахманизме (и современном индуизме) верят, что душа переселяется из одного тела в другое целиком. Будда же полагал, что душа – это комбинация дхарм. При перерождении возникает другая комбинация дхарм, «по наследству» передаются лишь кармические импульсы. Человек, согласно буддизму, состоит из 5 скандх: ведана (ощущения), виджняна (сознание), рупа (тело, телесное начало человека), санджна (распознавание) и санскар (кармические импульсы). Все скандхи, кроме кармических импульсов, разрушаются после смерти человека. Карма – это закон возмездия, учитывающий всю сумму поступков и помыслов человека во всех предыдущих перерождениях. Следовательно, в буддизме нет учения о реинкарнации в чистом виде.
             Будда Гаутама учил, что нелепо привязываться к чему-либо в этом мире, бессмысленно добиваться славы, любви, признания, семьи, ибо все это недолговечно. Жизнь – источник горя. Индивидуальное существование – зло. Вероятно, уже сам Будда выделил шесть спиральных восходящих уровней своего учения, а его ученики лишь дополнили и уточнили картину. Нижний уровень – сансара, поток чувственного бытия (кармический поток), в котором разум подчинен желаниям плоти. Человек попадает в сансарический поток из-за своего невежества, незнания законов разумного бытия. На этом уровне он постоянно совершает зло и сам оскверняет себя. Второй уровень – остров в сансарическом потоке, который возникает в результате ограничения своих желаний с помощью соблюдения культовых правил Винаи (норм монашеской жизни). Третий уровень – понимание сутр, т.е. слов (поучений) Будды. Четвертый уровень – видение устройства разумного бытия, осмысление сутр с помощью техники медитации.
           Семь ступеней видения описываются в разделе Абхидхарма палийского канона: 1) видение дхарм (трехмерных пространств, созданных мыслью), видение того, что дхармы – трехмерны, а формы (рупа) – двухмерны, что дхармы бывают благоприятными, светлыми (кусала дхарма), неблагоприятными, темными (акусала дхарма) и нейтральными, непроявленными (абьяката дхарма); 2) видение того, благодаря чему образуются дхармы (скандха – эгоцентризм, аятана – органы чувств, дхату – природные, телесные и умственные элементы, магга – путь, няна – мудрость, джяна – вдохновение и т.д.); 3) видение дхарм, включающих и не включающих скандхи, аятаны, дхату; 4) видение существования множества типов индивидуальностей, которые упоминаются в Сутта-питаке; 5) видение относительности истин и абсолютности истины для того, кто в нее верит; 6) видение методов очищения дхарм; 7) видение взаимосвязанности, взаимообусловленности и взаимодействия всех элементов бытия: природных, телесных и умственных.
             Пятый уровень – понимание Закона зависимого происхождения (Пратитья самутпада). С помощью этого закона Будда объясняет свойства кармы как энергии, которая притягивает мысль к материальным, чувственным объектам. В круговороте бытия (Бхавачакре – «колесе жизненной паутины» или Сансарачакре – «колесе сансары»)  Будда выделил 12 звеньев (нидан). Незнание (авидья) истин обусловливает появление кармических последствий, импульсов (санскара), формирующих эгоцентрическое сознание (виджняна). В свою очередь сознание выделяет в бытие именованные формы (нама-рупа), определяя характер физического и психического облика человека. Нама-рума становится объектом притяжения шести органов чувств (шадаятана: глаза, уши, нос, язык, тело, мысли) способствуя формированию шести сфер сознания (видимое, слышимое, обоняемое, ощущаемое на вкус, осязаемое и воспринимаемое умом). Органы чувств воспринимают окружающий мир и в результате контакта с именованными формами (спарша) порождают сначала чувства (ведана), затем желания (тришна). Они, в свою очередь, порождают стремление, привязанность к чувственно-материальному миру (упадана), в результате чего сознание попадает, подобно пауку, в клейкую паутину чувственного бытия (бхава), что ведет к жажде вечного существования. Следствием этого является желание возрождения (джати), а рождение влечет за собой старость и смерть (джарамарана). Так Будда Гаутама утвердил философское учение о взаимозависимом возникновении всех вещей.
             Шестой уровень – понимание «Четырех благородных истин», открытых Сиддхартхой «путем долгого и глубокого сосредоточения». Они весьма просты: 1) рождение, старость, пребывание с немилым, недостижение желаний и, словом, любая привязанность к земному - страдание; 2) причины страдания – жажда чувственных удовольствий, желание перерождений и существования; 3) страдание может быть уничтожено посредством уничтожения страстей и желаний; 4) существует путь, ведущий к уничтожению страдания – «восьмеричный срединный путь». Этот путь к спасению также незамысловат - правильными должны быть: 1) взгляды (или понимание;  принятие «четырех благородных истин»), 2) намерения (или решимость; отказ от привязанности к материальным ценностям, от дурных намерений и от вражды; непричинение вреда всему живому), 3) речь (контроль речи: воздержание от лжи, клеветы, жестоких слов, оскорблений, сплетен, пустой болтовни), 4) действия (или поведение; отказ от насилия, воровства, пьянства, обжорства, разврата, распущенности, мести), 5) образ жизни (отказ от недозволенных средств наживы, которые могут причинять страдания другим людям, к примеру, от торговли оружием, людьми, спиртными напитками, ядами), 6) усилие (способность контролировать все свои физиологические потребности и эмоциональную деятельность, оценивать события спокойно и хладнокровно), 7) осознание (или направление мысли; осознание временности, тленности всех вещей; освобождение от привязанностей к телу, уму и чувствам, помогающее сосредоточиться на мысли о том, что есть истина), 8) сосредоточение (созерцание, медитация). На последней, восьмой, ступени человек погружается в глубокое созерцание и, наконец, обретает нирвану.
             Буддизм не отвергает богов других религий и не запрещает своим последователям поклоняться им. Эта гибкость и способность к компромиссу принципиально отличает буддизм от других мировых религий. Сегодня буддизм мирно сосуществует с синтоизмом в Японии, с конфуцианством, даосизмом и с коммунистической идеологией в Китае, с шаманизмом и атеизмом в некоторых регионах России (буддизм можно воспринимать и как чисто философское учение).


Контрольные вопросы к теме:

1. Какова реальная история жизни Будды?
2. Назовите четыре благородные истины.
3. Как Будда открыл Восьмеричный срединный путь?
4. Что такое Пратитья самутпада?
5. Перечислите все элементы Трилакшаны.



2. ТХЕРАВАДА

В раннем буддизме господствовали монахи и монахини (бикшу и бикшуни), сторонники палийского канона и строгого следования «восьмеричному пути». Монахом не мог стать ни раб, ни преступник, ни солдат, ни должник, ни любой человек против воли своих родителей. Только монаху был открыт прямой путь в нирвану. Позднее это учение получило название «тхеравада» (на пали - «учение старейшин»), а после раскола буддизма недоброжелатели прозвали его «хинаяна» (санскр. «узкая колесница» или «узкий путь спасения»). Монахи пытались в течение одной своей земной жизни достичь последней ступени этого пути, дабы погрузиться в глубокую медитацию. В состоянии транса они проходили четыре стадии. На первой – наслаждались радостью, появлением отрешенности и чистого мышления. На второй – достигали веры, которая рассеивала все сомнения. На третьей – пытались перейти в состояние безразличия, добиваясь совершенной невозмутимости и освобождения от чувства телесности. Наконец, на четвертой – освобождались от всех чувств радости и воодушевления, в состоянии полного самообладания и совершенной невозмутимости, без страдания и радости, уходили в нирвану.
Эти буддийские ортодоксы полагали, что нирваны может достичь только монах, ибо любовь к детям, к родителям, любовь супругов – все это не только оборачивается страданиями в этой жизни, но и чревато опасностями для будущих перерождений. У монаха же не может быть такой привязанности к земной жизни, как у мирянина, поэтому он способен достичь освобождения от страданий, стать арахатом (т.е. святым, достигшим просветления, «достойным» нирваны; санскр. – архат), а при наступлении физической смерти уйти в нирвану и завершить тем самым круг своих земных перерождений, т.е. покинуть сансару (мучительную вечную жизнь). Миряне же вынуждены как белки в колесе крутиться в бесконечной череде перерождений, поэтому их доля – содержать (кормить-поить) монахов. Итак, с точки зрения тхеравады, мудрец должен избегать семейной жизни, которая так же опасна для человека, идущего по праведному пути, как «ямы с горящими углями».
         Согласно преданию, через три месяца после смерти Будды монахи, собравшись вместе в г. Раджагриха, выслушали сообщения его ближайших учеников. Это собрание традиционно именуется «спевкой» (сангити), т.к. ученики читали тексты нараспев, но, по сути, вполне соответствует христианским соборам. Один монах рассказал об установленных Сиддхартхой правилах поведения монахов и монахинь – так появилась  анча -питака («Корзина устава»), сборник древнейших канонических правил буддийских общин. Любимый ученик Будды Ананда поведал о поучениях, высказанных Учителем в виде притч (изречений) и бесед – так была оформлена Сутта-питака («Корзина поучений» или «Корзина сутр»). Третий монах доложил о философских размышлениях Учителя, представив 7 трактатов – так произошла кодификация Абидаммы-питаки («Корзины учения» или «Корзины объяснения закона»). Второй собор (сангити) состоялся через 100 лет после первого в г. Вайшали. К этому времени насчитывалось уже 17 толков буддизма и 6 конкурирующих сект, основанных учениками Будды. Некоторые сторонники санскритского канона попытались было добиться смягчения правил, дабы не только монахи, но и миряне могли рассчитывать на уход в нирвану, но реформа не прошла.
           На деле большая часть учения долгое время передавалась из уст в уста. Полный канон Типитаки появился на Цейлоне лишь в I в. до н.э. В более позднее время различные школы изменяли многие места палийского канона. Поэтому в 1871 г. в Мандалае (Бирма) был созван специальный буддийский собор (сангити), на котором 2400 монахов путем сверки различных списков и переводов выработали унифицированный текст Типитаки. Этот текст вырезали затем на 729 мраморных плитах, каждая из которых была поставлена в отдельном миниатюрном храмике в местечке Кутодо. Однако современный Палийский канон не ограничен Типитакой и составляет около 15 тысяч текстов в прозе и стихах. К примеру, Сутта-Нипата включает поэмы о Будде и о том, чему он учил людей. Джатаки представляют собой истории о предыдущих перерождениях Будды.
             Тхераваду отличает простота обрядности. Монахи полностью погружены в себя, испытывают блаженство в уединении и ценят одиночество медитации превыше всего. Проповедь – основная форма общения монахов и мирян. Культ Будды проявляется, преимущественно, в поклонении ступам-реликвариям, хранящимся в святых местах, и, прежде всего, в паломничествах к местам рождения, просветления, первой проповеди и смерти (ухода в паринирвану) Учителя. Там возникли первые буддийские храмы. Особо ценят также немногочисленные вещи Будды и даже его тень (которую он оставил в местах своего пребывания). При этом важно подчеркнуть, что Будда Гаутама в тхераваде почитается как мудрый Учитель и наставник, указавший верный путь к избавлению от страданий, а не как некое божественное (сверхъестественное) существо. Ранний буддизм, а затем и ортодоксальная тхеравада не придавали серьезного значения поклонению богам. Центральное место занимали нравственные проблемы, нормы поведения людей. Именно человек (а не бог) мог вырваться из сансары, боги же в силу своего бессмертия были обречены на бесконечные страдания, они завидовали и мешали людям обрести нирвану. Такой подход ставил человека в центр мироздания, боги отодвигались на второй план, превращаясь, по сути, в злокозненных демонов, которых требуется время от времени чем-то задабривать.
           И все же политеизм – существенное отличие буддизма от других мировых религий. С другой стороны, и Будда Гаутама не был единственным «пробужденным». Уже традиция тхеравады предполагает множество других панч.  Заповеди в буддизме появились сравнительно поздно и, возможно, не без влияния других мировых религий. Изначальные «пять моральных требований» (панча шила) были таковы: 1) не убей (отказ от убийства любого живого существа); 2) не бери чужого (отказ от воровства); 3) не лги (отказ от лжи); 4) не блуди и не прелюбодействуй (безбрачие для монахов, соблюдение супружеской верности для мирян); 5) не пьянствуй (отказ от употребления алкоголя). Позднее из них развились 10 заповедей, соответствующих 10 грехам (убийство, кража, прелюбодеяние – грехи тела; ложь, клевета, ругань, празднословие – грехи речи; корыстолюбие, ненависть, заблуждения – грехи духа). А для тех, кто желал достичь совершенства, появилась целая система более строгих предписаний. Например, запрещение убийства довели до требования не пить непроцеженную воду (ибо в ней могут оказаться насекомые и другие мелкие живые существа), не заниматься земледелием (ибо можно невольно нанести вред земляным червям), подметать перед собой дорогу при любом передвижении (дабы не раздавить кого-либо) и т.п. Соответственно отказ от воровства чужой собственности развился в требование отказа от всякой собственности вообще. Монах владел лишь одеждой, которая была на нем (желтый балахон, ибо желтый цвет в Индии того времени символизировал принадлежность к низшим кастам), миской для воды, кружкой для подаяний, бритвой (ибо бритая голова выделяла монаха из толпы) и посохом.
           Первоначально буддийские общины представляли собой братства монахов и монахинь – объединения людей, добровольно порвавших с мирской жизнью, со всеми земными заботами. Вступая в монашескую общину (сангху) каждый человек должен был отказаться от семьи, от собственности, принять обет целомудрия и пройти обряд посвящения (сбрить усы и бороду, остричь волосы, надеть желтую монашескую тогу). Через некоторое время, изучив под руководством своего наставника основы религиозного учения и требования устава, послушник получал второе посвящение и становился полноправным монахом, членом общины. Вопрос о приеме в сангху решался согласием большинства монахов, присутствовавших на церемонии посвящения. В некоторых монастырях постепенно развивалась иерархия – в зависимости от принятых на себя обетов, появились монахи «разных степеней».
Монашеская жизнь подробно регламентировалась, причем в разных общинах стали появляться со временем свои своды правил Винайи (уставы), что приблизительно соответствует различным уставам католических монашеских орденов. На монахов налагалось огромное количество запретов (свыше 253 в некоторых монастырях), определявших всю их жизнь. К примеру, им запрещалось петь, танцевать, участвовать в театральных представлениях, носить украшения, вдыхать благовония, использовать вещи с сильным запахом или ярких цветов, спать на удобной постели, есть в неположенное время (после полудня) и неположенную пищу (практиковалось строгое вегетарианство), зарабатывать деньги (заниматься стяжательством), владеть золотом и серебром. Многие монахи носили сетки на лицах, дабы случайно не убить какое-либо насекомое. В новолуние и полнолуние монахи практиковали покаяние.
            Для большинства мирян времен раннего буддизма монахи и монахини, соблюдавшие все ограничивающие предписания, казались особыми, почти сверхъестественными существами. Почет и поклонение, окружавшие монашеские общины, в ряде стран привели со временем к прямому обожествлению буддийского духовенства. С другой стороны, всегда были миряне, недовольные особым статусом монахов, не желавшие их содержать и терпеть их молчаливое высокомерие. Буддийская притча «Благословение монаха» гласит, что однажды в тридесятом государстве один монах повадился ходить обедать в не очень зажиточный дом. Хозяин долгое время усердно кормил и поил нахального непрошенного гостя, а тот молча ел и уходил, не говоря ни слова благодарности. В конце концов, хозяин не вытерпел и попросил благословения. Монах нехотя изрек: «Сначала умрешь ты, потом твои дети, а потом – твои внуки». Возмутился было несчастный мирянин, услышав столь странное «благословение». Но монах сжалился над глупцом и разъяснил: «Ты что, хочешь наоборот: чтобы сначала внуки твои умерли, потом дети, а только потом – ты сам?». Это называлось у арахатов – благословить «естественным порядком вещей».
            Многие монахи позволяли себе время от времени разнообразные грехи. Притча гласит: если бросить в маленький сосуд с водой ложку соли, то вода станет непригодной для питья; но если такую же ложку соли бросить в воду Ганга (река в Индии), то этого никто и не заметит. Похоже, монахи искренне полагали, что хороший человек может иногда вести себя недостойно, и это не страшно. А вот плохой человек за малейший дурной поступок получит по полной программе. Монахи (безусловно, считавшие себя «хорошими людьми») заранее давали себе, таким образом, право нарушить некоторые свои обеты (например, обет целомудрия).
            Первоначально позиции тхеравады в Индии были очень сильны – это было господствующее направление буддизма, широко распространившееся уже в IV в. до н.э. при династии Маурьев, а в III в. до н.э. доминировавшее в государстве Магадха. Царь Ашока (ок. 268-265 – ок. 238-231 гг. до н.э.) взял под покровительство сангхи и объявил буддизм в своей империи государственной религией. С одобрения Ашоки в г. Паталипутра состоялось третье сангити, где численно преобладавшие тхеравадинские монахи убедили царя в правоте своего толкования учения Будды и добились изгнания «еретиков» (т.е. последователей махаяны) из сангхи. Тогда же было решено послать миссионеров в Кашмир и Гандхару (северо-Западная Индия), эллинизированные государства Средней Азии, в монские государства на западном побережье Индокитая и на остров Ланка. Ланкийские миссии возглавили сын и дочь императора Ашоки. Так тхеравада распространилась на Цейлоне и в странах Юго-Восточной Азии.
            В наше время буддизм в Индии свои позиции утратил, зато в Лаосе, Камбодже и Таиланде он (в форме тхеравады) является государственной религией, а возглавляют национальные буддистские иерархии главы государств. В Камбодже монахом является каждый двенадцатый мужчина. В Бирме, Лаосе, Камбодже, Таиланде монастыри есть почти в каждой деревне. Храмы строятся и на собранные монахами деньги, и на средства, отпущенные государством. Часто население участвует в строительстве своим трудом. В дни праздников монастырь становится центром праздничных церемоний. В будни он – сельская школа, где монахи – учителя, а буддийские книги – учебники. Монаха (пока он не снял тогу) нельзя арестовать, он не может быть свидетелем в светском суде, участвовать в выборах органов власти (и в политике вообще), призываться в армию. Однако монастыри зачастую пользуются большим авторитетом в стране, чем правительственные учреждения. Сторонники тхеравады и сегодня признают Будду человеком, который нашел путь к спасению, которое может быть достигнуто только через уход от мира (монашество).

Контрольные вопросы к теме:

1. Когда и где состоялись первые сангити?
2. Кто такие арахаты?
3. Чем прославился царь Ашока?
4. Какие правила входят в Панча шила?
5. Что такое Сутта-Нипата?.


3. МАХАЯНА

             Распространяясь в различных странах, буддизм не смог сохранить единства вероучения. Буддисты-миряне по-разному относились к догматике тхеравады. Как правило, они тоже хотели достичь нирваны, в чем монахи им долгое время отказывали. Многие миряне вовсе не считали, что их единственная функция в данном конкретном воплощении – кормить монахов и делать щедрые пожертвования общинам. Они в большей степени ориентировались на санскритский канон, написанный на «священном» литературном языке. На первых сангити (соборах) сторонники санскритского канона, обновления догматики и облегчения обрядов неизменно терпели поражения. В I в. н.э. произошел окончательный раскол и образовались 2 ветви: тхеравада (ортодоксальный буддизм, о котором мы уже говорили, сохранивший все положения раннего буддизма и опирающийся на палийский канон) и махаяна (санскр. «широкая колесница» или «широкий путь спасения») – «модернизированный» буддизм с опорой на санскритский канон, провозгласивший доступность нирваны всем (включая мирян) при помощи будд и бодхисаттв. Согласно учению махаяны, бодхисаттва (санскр. «просветленный») – монах-альтруист, святой подвижник (а отличие от архата), сознательно откладывающий уход в нирвану ради помощи другим.
            Стоявший у истоков махаяны Нагарджуна приспособил буддийское учение к нуждам человеческой природы. В частности, введение института боддхисаттв «приблизило» желанную нирвану к массе верующих, ибо в махаяне возникла идея «передачи заслуг»: даже недостойные теперь могли рассчитывать на успех.  Кроме того, нирвана и сансара перестали жестко противопоставляться друг другу. Сторонники махаяны решили, что нет особого различия между ними: нирвана в качестве «природы будды» содержится в сансаре, ее нужно лишь обнаружить. Достижение нирваны вполне возможно через отсутствие проблем (конечно, “no problems” как путь в нирвану может вызвать улыбку даже у критически мыслящих буддистов). Для простых людей был изобретен еще один концепт – «небеса» (обители будд и бодхисаттв). Возник целый пантеон существ, помогающих человеку достичь если не нирваны, то небес (рая). Там, на небесах, душа может непосредственно общаться с бодхисаттвами и набираться добродетелей для окончательного спасения (дабы перейти в нирвану потребуется еще одно, последнее воплощение). Было провозглашено, что истинная сущность мира – пустота (шуньята), что все понятия относительны (включая саму относительность), а постигать мир надо чисто интуитивно (не прибегая к словам и понятиям). Действительно, основные понятия в махаяне с трудом поддаются логическому осмыслению. К примеру, сложно понять, куда нужно стремиться простому человеку – с помощью бодхисаттв на «небеса» (дожидаться там последнего воплощения) или уж прямо в нирвану (через отсутствие проблем)?
            Итак, махаяна исходит из возможности спасения не только для отшельников-монахов, но и для мирян, причем огромное внимание здесь уделяется активной проповеднической деятельности, а также прямому вмешательству в общественную и государственную жизнь. Изменяется роль монахов – они становятся проповедниками, магами и заклинателями богов, посредниками между мирянами и бодхисаттвами. Культ начинает быстро развиваться, появляются все новые сложные магические приемы воздействия на сверхъестественные силы (для умилостивления добрых и обезвреживания злых). В культ широко включаются изобразительное искусство, архитектура, элементы театрального искусства в форме всевозможных сложных обрядов, музыка и танец.
      Цель буддиста – жить так, чтобы оставить как можно меньше кармических следов. Освобождение от кармы обозначает выход из круга сансары, достижение нирваны (блаженства, жизни свободного духа при угасании всех эмоций). Однако если в тхераваде полагают, что судьба человека зависит только от его собственных усилий, но в махаяне огромные надежды возлагаются на будд и бодхисаттв. На первое место в культе, затмевая Будду Гаутаму, выходит Будда Майтрейя («Дружелюбный), обитающий на «небесах Тушита», прихода которого ожидают в будущем. Таким образом, в буддизме появляются свои мессианские ожидания (правда, весьма отличные от иудейских или христианских).
Развиваются в махаяне и космологические представления: количество миров огромно, но существуют 3 главных уровня: мир Брахмы, мир богов и полубогов (будд и бодхисаттв), мир Мары (земля и подземные области). Каждый отдельный мир (не уровень!) возникает, развивается и разрушается в течение одной махакальпы (срок жизни мира, обычно – несколько миллиардов лет), которая делится на 4 кальпы. Бывают неудачные кальпы, когда будды совсем не появляются. Нам повезло: в нынешней «счастливой» кальпе, по подсчетам некоторых буддистов, появится целая тысяча будд. Сторонники махаяны выделяют 3 аспекта вещей мира: неуничтожимая квинтэссенция (например, у кувшина – глина), подчиняющиеся закону кармы атрибуты (в данном случае - форма кувшина) и деятельность (кувшин содержит воду).
             Начиная с I  в. н.э. буддизм в форме махаяны проникает в Китай и к XI в. достигает там наивысшего расцвета. Появляется китаизированный буддизм – чань-буддизм, испытавший сильное влияние идей даосизма (последователи которого рассматривали человека как природное космическое существо, беспрекословно подчиняющееся законам дао). Кроме того, чань-буддизм впитал в себя некоторые элементы конфуцианства и традиционного китайского рационализма, прагматизма, утратив вследствие этого значительную часть своего мистического содержания. Таким образом, Школа чань (кит. «сосредоточение») со временем стала самой самобытной школой махаяны в Китае. Основателем чань-буддизма (а также знаменитого монастыря Шаолинь) считается приехавший в VI в. н.э. из Индии Бодхидхарма, разработавший новые приемы сосредоточения посредством продолжительных медитаций.
           Бодхидхарма определил основные принципы чань-буддизма в следующих изречениях: «Особая передача вне учения»; «Не опираться на слова и писания». Отсюда установка на передачу информации непосредственно от Учителя к ученику, без произнесения слов, посредством «погружения в непрерывный поток чистого и свободного сознания», где объект отождествляется с субъектом, «Я» растворяется в «не-Я» (и наоборот). Постижение истины – это и есть освобождение от понятийного словесного мира и погружение в мир, не разделенный на предметы и вещи, в мир, где отсутствуют логика, пространство и время, конечность и бесконечность. Это становится возможным, если научиться управлять собственной психикой так, чтобы по желанию погружаться в ее глубинные пласты, в сферу бессознательного.
             Медитация осуществляется с максимальным расслаблением тела. Она начинается с сознательной концентрации внимания, когда человек интенсивно «всматривается» своим внутренним взором в одну точку («пустоту») и стремится опустошить свое сознание от каких-либо мыслей и образов. Это состояние называется «сознанием, лишенным мысли». Затем сознание свободно как вода течет от объекта к объекту без всякого контроля со стороны индивидуального «Я». Так переживается иллюзорность всех вещей и явлений, достигается просветление. Для преодоления логической, контролирующей функции сознания используются методы коан и мондо. Метод коан заключается в обдумывании учеником логически бессмысленных суждений, сообщаемых Учителем (например, «Каков твой первозданный образ, которой ты имел еще до рождения?»; «Обладает ли кошка природой будды?»). Метод мондо («огневой беседы») – это диалог Учителя и ученика, в ходе которого они обмениваются внешне ничего не значащими репликами. Оба метода, равно как и разнообразные буддийские тексты, изобиловавшие парадоксальными суждениями, развивали ассоциативный уровень сознания.
             Школа чань-буддизма получила широкое распространение и в средневековой Японии, где она называлась дзэн-буддизмом. Здесь возникли многочисленные секты, среди которых наиболее известны были оэто и риндай. Оэто – это, прежде всего, призыв слиться с природой, погрузиться в ее красоту, забыть самого себя, даже забыть, что ты хочешь стать буддой. Риндай широко культивировала приемы коан и мондо. Интересен также амидаизм, догмы которого сформулировал монах Гэнсин (942-1017). Будда Амида – это тот же Амитабха (санскр. «неизмеримый свет»). Верующему предлагается полностью положиться на помощь Будды Амиды, не затрачивая никаких усилий и лишь многократно повторяя его имя.  Обещание всеобщего спасения привлекло в данную секту до 20 млн. современных  японцев. Амидаисты построили в Японии более 30 тысяч храмов. Они обещают всем желающим возрождение в обетованной чистой земле (дзёдо, раю в поле Будды Амиды).
              Следует пояснить, что японская секта Аум Синрикё, которую основал в 1987 г. Сёко Асахара, не является чисто буддийской – это синкретическое современное учение с элементами даосизма, индуизма и даже христианства. Сёко провозгласил себя слугой Верховного бога Шивы (разрушителя), а также Буддой нашего времени, Духом истины, Христом, Индрой, королем асуров, строителем египетских и американских пирамид (а также целого флота «летающих тарелок») и основателем цивилизации каменного века. Секта практиковала физическую расправу с отступниками, а после организации теракта в японском метро в 1995 г. была запрещена. Не следует путать подобные тоталитарные секты с сектами  Школы чань (дзэн), которые поддерживали положительное отношение к мирской жизни и участию в труде. Чань-буддизм и дзэн-буддизм сыграли огромную роль в развитии изобразительного искусства Китая и Японии, их идеи легли в основу различных видов боевого единоборства (у-шу, карате, кун-фу, дзюдо, тейквондо и др.).

Контрольные вопросы к теме:

1. Чем чань-буддизм отличается от  дзэн-буддизма?
2. Что такое коан и мондо?
3. Кто такой Бодхисаттва?
4. Расскажите об устройстве мироздания в махаяне.
5. Где обитает Майтрейя?


4. ВАДЖРАЯНА

   В VI в. н.э. в Тибете сформировалось учение буддийского тантризма или эзотерического буддизма – ваджраяна (санскр. «алмазная колесница»).  Некоторые буддологи не считают ваджраяну обособленным (третьим) направлением буддизма, рассматривая данное учение в качестве особого течения махаяны. Как бы там ни было, важдраяна имеет ряд весьма существенных особенностей. «Тантра» обозначает тайное знание, поток, непрерывность; «ваджра» с санскрита может переводиться не только как «алмаз», но и как «молния». Важдра с древних времен была символом всего буддизма (подобно кресту – в христианстве и полумесяцу – в исламе). Однако в важдраяне понятие важдры переосмысляется: появляется тезис, что в теле человека заключена высшая духовность (природа будды), которая может раскрыться внезапно (как при «ударе молнии»). Тогда все человеческое сразу становится священным. Осуществление ваджры в человеческом теле есть реальное соединение нирваны (абсолютного) и сансары (относительного).
Раскрытие природы будды в конкретном человеке возможно только через ритуал и практику медитации. В частности, для реализации природы будды в теле необходимы мудры (ритуальные жесты), в речи - мантры (священные заклинания, магические формулы), в уме - мандалы (священные диаграммы, схемы Вселенной). С их помощью достигается мгновенное, как удар молнии, просветление. Таким образом, достижение состояния будды реально в течение одной человеческой жизни, особенно - при мудром руководстве наставника. Соответственно, вера в авторитет духовного наставника, обладающего особыми эзотерическими познаниями, существенно возрастает, а иерархия укрепляется.
Интересно отметить, что для тантризма характерно поклонение некоему половому энергетическому началу, в связи с чем практически все персонажи тантристского пантеона (будды и бодхисаттвы) имеют све женское соответствие. Идеи тантризма оказали большое влияние на искусство позднего буддизма, где наряду с образами крайнего аскетизма и спокойствия присутствуют не только полные страсти, но и откровенно эротические образы. В тантризме появляется представление о стране всеобщего счастья и благоденствия (Шамбала).
Медитация в ваджраяне должна привести к пониманию того, что мы все являемся буддами. Всего выделяют 12 этапов медитации, но уже на 11 этапе «вы видите, как весь мир превращается в рай Будд»: «за западе Сукхавати – рай Амитабхи. На севере появляется Чистая Земля Амогхасиддхи. На востоке расположена Абхирати – Земля Великого Наслаждения, рай Акшобхьи. На юге – рай Ратнасамбхавы. Весь мир стал раем Будд и все существа в этом раю – Будды. Мы также являемся Буддами. На севере, на юге, на востоке и западе мы не видим никого, кроме Будд. Все существа – Будды. Все звуки – мантры. И все мысли – мудрость. Мы все – сияющие существа света, которые живут в величественном буддхическом мире безграничного пространства. Мы пребываем в мире красоты и простоты – единые со всей жизнью». Комментарии, как говорится, излишни.
Появляется новое собрание буддийской литературы – тибетский канон (наряду с палийским и санскритским). Тибетский язык родственен китайскому, но вместо иероглифов пользуется особым алфавитом. Канонические сочинения («Ганджур», 108 томов) дополняются комментарием к ним («Данджур», 225 томов). Обыкновенно выделяют 4 класса тантр: крия-тантры (тантры действия),  чарья-тантры (тантры исполнения), йога-тантры (тантры йогической медитации) и анутарайога-тантры («отцовские» и «материнские», тантры наивысшего разряда йоги).
В XII-XV вв. оформляется ламаизм как особое течение важраяны. Цзонхава (1357-1419), основатель ламаизма, почитается его последователями «третьим Буддой». Лама по-тибетски - это «наставник», «учитель», а в дальнейшем развитии – непогрешимое божество. Духовная иерархия еще более усложняются, появляется институт «живых богов» - хубилганов («перерожденцев»). Теперь верующие получают возможность тесного общения со «своим», живущим рядом с ними воплощением божественной природы (далай-ламой, панген-ламой и др.). Так, далай-лама почитается как воплощение Авалокитешвары, бохдисаттвы милосердия (точнее, каждый последующий лама – воплощение предыдущего, но все они – «цепочка воплощений»). Нынешний Далай-лама XIV (Тендзин Гьяцо), глава всемирной ламаистской общины, родившийся в 1935 г., с 1950 г. живет в изгнании в Индии (после оккупации Тибета Китайской Народной Республикой). Панген-лама почитается как воплощение Будды Амитабхи, создателя и владыки рая. Грядущий будда, которому отводится особая роль в ламаистском пантеоне, именуется Майдари (соответствует Майтрейи в махаяне). Он должен явиться на землю, наградив за религиозные заслуги достойных, и установить справедливую жизнь.
Широко распространяются в ламаизме молитвенные барабаны – вращающиеся вокруг неподвижной оси цилиндры, заполненные тысячами бумажек с записанными на них текстами молитв и заклинаний. Каждый поворот барабана приравнивается к разовому прочтению всех текстов, помещенных в нем, - явная уступка неграмотным буддистам-мирянам. Огромное значение приобретает магия чисел. К примеру, четки изготавливаются из 108 звеньев – число это получено из перемножения цифр магического треугольника (единица, две двойки и три тройки).
Богослужения в храмах совершаются ежедневно. Особо торжественные богослужения при большом стечении верующих проводятся 15 и 30 числа каждого месяца. Миряне, как правило, внутрь храма не допускаются и снаружи слушают музыку, пение, произносят молитвы, совершают поклонения и дают обеты. Ламаистские монастыри (дацаны) – также весьма закрытые религиозные учреждения.


Контрольные вопросы по теме:

1. Кто такой панген-лама?
2. Что Вы знаете о тибетской государственности?
3. Сколько томов входит в Ганджур и Данджур?
4. Что такое ваджра?


5. БУДДИЗМ В РОССИИ

Из Тибета ваджраяна в форме ламаизма проникает в Монголию, а оттуда – в Россию. Традиционными регионами России, где живут буддисты, являются Бурятия, Тува, Читинская и Иркутская области, Калмыкия. Забайкалье отошло к России в 1689 г. по мирному договору с Китаем, а в середине XVIII в. по указу императрицы Елизаветы Петровны вероисповедные дела бурят были регламентированы и оформлены юридически. Был определен штат буддийского духовенства в Бурятии – 150 лам, которые приведены к присяге на верноподданство России, освобождены от всех повинностей и получили разрешение проповедовать «между кочующими» свое ученье. До 1918 г. в Бурятии было 46 дацанов, наиболее значительными из которых являлись Цонгольский и Гусиноозерский (где в разное время находилась резиденция верховного главы бурят-буддистов в России), действовало более 10 тысяч лам. В конце 30-х гг. ХХ в. дацаны были разрушены, произведения буддийского искусства разграблены, многие ламы и наиболее активные верующие-миряне уничтожены. В наше время в Улан-Удэ восстанавливается резиденция Далай-ламы (с дацанами, Буддийским институтом и центром тибетской медицины), происходит духовное возрождение бурятского буддизма.
Буддизм в Туве не имел своего собственного религиозного центра. Однако до 1918 г. дацаны имелись здесь практически в каждом административном районе, многие из них занимались торговлей, владели скотом, пастбищами. Как и в Бурятии, в Туве распространение буддизма не привело к полному вытеснению добуддийских традиционных верований (до сих пор кое-где почитаются духи-хозяева местности, существует культ предков, действуют шаманы). В настоящее время на территории Тувы действует 9 буддийских общин, строятся новые и восстанавливаются старые дацаны. Вопросы буддизма в Туве взяты под особый контроль Далай-ламой XIV, который оказывает действенную помощь в возрождении здесь буддизма.
Калмыки – единственный этнос в Европе, исповедующий буддизм. В наше время в Калмыкии буддизм провозглашен «государственной религией», действует 14 буддийских общин, активно строится буддийский центр, где будет установлена огромная статуя Будды. Калмыкия, как и Тува, пользуется особым вниманием со стороны Далай-ламы XIV, который осуществляет духовное руководство буддистами Калмыкии и оказывает республике посильную материальную помощь. Помимо Калмыкии буддизм в европейской части России получил распространение в Санкт-Петербурге, где с начала ХХ в. существует дацан, в Москве, Ярославле, Туле, Новосибирске и других городах. В Российской Федерации имеются последователи многих тибетских школ, а также школ японского, китайского, корейского буддизма. В Москве создан Институт буддизма, способствующий расширению знаний о буддизме и его культуре. Число буддистов-россиян приближается к миллиону человек.
Контрольные вопросы по теме:

1. Где в России исповедуют буддизм?
2. Как и когда буддизм проник в Россию?

Источники и литература:

1. Будда. История прошлых рождений. Гирлянда джатак. Пер. с пали и санскрита. М.: ЭКСМО-пресс, 2000.
2. Буддизм. Словарь. М.: Республика, 1992.
3. Джатаки: Из первой книги «Джатак». Пер. с пали. М.: Худож.
лит., 1979.
4. Избранные сутры китайского буддизма. Пер. с кит. СПб.: Наука,
1999.
5. Кукай  Избранные тексты. Пер. с древнеяп. М.: Серебряные нити,
1999.
6. Повести о мудрости истинной и мнимой: Сб. Пер. с пали. Л.:
Худож. лит., 1989.
7. Сутра о Бесчисленных Значениях. Сутра о Цветке Лотоса Чудес¬
ной Дхармы. Сутра о Постижении Деяний и Дхармы Бодхисат-
твы Всеобъемлющая Мудрость. Пер. с кит. М.: Ладомир, 1998
8. Сутта-Нипата. Сб. бесед и поучений. Буддийская каноническая
книга. Пер. с пали и англ. М.: Алетейа, 2001
9. Шантепи де ля Соссей Д.П.  Иллюстрированная история религий. М.: Эксмо, 2008.
10. Авадяева Е.  Иллюстрированная энциклопедия буддизма. М.: Эксмо, 2009.
11. Дорофеев Ф.А.  Буддизм в России. Н. Новгород, 2006.

 
 
ПРИЛОЖЕНИЕ


ОСНОВНЫЕ БУДДИЙСКИЕ ПОНЯТИЯ

АМИТАБХА (санскр.) будда (в махаяне и ваджраяне),    создатель и владыка рая

АНАТМАН (санскр.) отсутствие   неизменной   души
как характеристика бытия,               
см. ТРИЛАКШАНА

АНИТЬЯ (санскр.) изменчивость как характеристика бытия,
см. ТРИЛАКШАНА.
               
АРАХАТ (пали, санскр.— АРХАТ) «достойный», достигший просветления (в тхераваде)
               

БОДХИСАТТВА (санскр.) просветленный, откладывающий уход в нирвану ради помощи другим (в махаяне и ваджраяне)

БУДДА (санскр.) просветленный, достигший нирваны

БХАВАЧАКРА (санскр.) колесо жизни из 12 нидан, круговорот бытия

ВАДЖРА (санскр.) «молния, алмаз», символ
буддизма (подобно кресту — в христианстве, полумесяцу — в исламе)

ВАДЖРАЯНА (санскр.) «алмазная колесница», одно из основных направлений буддизма, буддийский тантризм, эзотерический буддизм, тибетский буддизм

ВЕДАНА (санскр.) скандха, ощущения человека, см. СКАНДХА

ВИДЖНЯНА (санскр.) скандха, сознание человека, см. СКАНДХА

ГАНДЖУР (тиб.) канонические сочинения
(в ваджраяне)

ГАХАПАТИ (санскр.) домохозяева,  высшая социальная категория в буддизме

ДАЛАЙ-ЛАМА (тиб.) духовный и политический глава теократического  государства  в Тибете (ныне — в изгнании); считается воплощением бодхисатвы Авалокитешвары – бодхисатвы милосердия.

ДАНДЖУР (тиб.)       комментарий  к каноническим сочинениям (в ваджраяне)

ДАЦАН (тиб.)            буддийский монастырь
(в ламаизме)

ДЕРЕВО БОДХИ        «дерево просветления», баньян в местечке Бодх-Гая в Индии               

ДЖАТАКА (пали, санскр.)      история о прежних рождениях Будды

ДЗЭН (яп.)          одна из наиболее влиятельных буддийских школ в Японии,       см. ЧАНЬ-БУДЦИЗМ

ДУХКХА (санскр.)             страдание   как   характеристика бытия,
см. ТРИЛАКШАНА
               

ДХАММАПАДА (пали)     «Путь  буддийской   доктрины», наиболее  известный  текст Палийского канона,
см. ТИПИТАКА

ДХАРМА (санскр., пали — ДХАММА)   высшая истина, доктрина

КАЛЬПА (санскр.)    единица времени, одна четвертая часть махакальпы,
см. МАХАКАЛЬПА               
               
КАРМА (санскр., пали — КАММА) «действие,    обязанность»,   
моральное    воздаяние
               
ЛАМА (тиб.)       наставник, непогрешимое божество (в ваджраяне)
               
ЛАМАИЗМ           региональная форма северного буддизма,   
см.  ВАЖДРАЯНА, МАХАЯНА

МАЙТРЕЙЯ (санскр.) «Дружелюбный» будда, прихода которого ожидают в будущем (в махаяне)

МАНДАЛА (санскр.)        схема    Вселенной, священная диаграмма

МАНТРА (санскр.)         священное  песнопение (в  ваджраяне)

МАХАКАЛЬПА (санскр.)  время жизни одного мира, миллиарды лет

МАХАСАНГИКА (санскр.)    «большая община» после раскола в Вайшали,      
см.  МАХАЯНА

МАХАЯНА (санскр.)   «широкая колесница», одно из основных направлений буддизма               

МУДРА (санскр.)      ритуальный жест (в ваджраяне)

НАЛАНДА  буддийский университет в Индии (V-ХП вв.)

НИДАНА (санскр., пали)    одно из 12 звеньев бхавачакры, колеса жизни

НИРВАНА (санскр., пали — НИББАНА)   жизнь свободного духа, покой, мудрость, блаженство, связанное с угасанием эмоций

ПАЛИ         язык Палийского канона,родственный санскриту,
см. САНСКРИТ

РУПА (санскр.)   скандха, телесное начало человека,
см. СКАНДХА
               
САНГИТИ (санскр.)  «спевка», буддийский Собор, где утверждаются и поются канонические сочинения

САНГХА (санскр.)                община верующих

САНДЖНА (санскр.)          скандха,    распознавание,   
см. СКАНДХА

САНСАРА (санскр.)    вечная жизнь, череда перерождений

САНСКАР (санскр.)                скандха, кармические импульсы,
см. СКАНДХА

САНСКРИТ         древнеиндийский литературный язык (индоевропейский,   «латынь» древней и средневековой Индии)

СКАНДХА (санскр.)    составная часть природы человека (большая часть скандх  разрушается после смерти человека)

СТУПА (санскр., пали — ТХУПА)    вид памятного сооружения, восходящий к могильным курганам

СУТРА (санскр., пали — СУТТА) буддийское сочинение, состоящее из афоризмов
               
ТИПИТАКА (пали)  Палийский канон, полный свод священных текстов     раннего буддизма

ТРИЛАКШАНА (санскр.)       три характеристики бытия,
см. ДУХКХА, АНИТЬЯ, АНАТМАН

ТРИПИТАКА (санскр.)      санскритская (менее полная) версия Типитаки,
см. ТИПИТАКА

ТХЕРАВАДА (пали)     «учение старейшин», одно из основных (и самое    консервативное) из направлений буддизма

ЧАНЬ-БУДДИЗМ       «китайский буддизм», популярная школа китайского буддизма

ШУНЬЯТА (санскр.)     пустота как истинная сущность этого мира
(в махаяне)