Превратности судьбы

Мартьянова Ольга
Меня зовут Юлия и этот рассказ одна из печальных историй из моей жизни. С того времени прошло много лет. Я уже взрослая тетя, которую называют по имени – отчеству, но то, что случилось, до сих пор не забывается. Всё было впервые: первая стрижка, первая любовь, первая разлука и первое разочарование.
Я училась в восьмом классе. И у меня была длинная рыжая коса. Поскольку в этом возрасте городские девчонки считали, что с косами ходят только в деревне то, как большинство девочек, я мечтала о модной стрижке. Эта мысль не давала мне покоя. Ведь моя мама была модницей. Она посещала салоны красоты, всегда делала укладки и маникюр. Я слышала из её обсуждений с приятельницами, что в парикмахерскую надо идти с не мытыми волосами. На данный момент забавно вспоминать об этом, но тогда это было в порядке вещей. Девочки прислушивались к тому, о чем говорили взрослые женщины и старались подражать им.
Я начала копить деньги, отказывая себе в школьных пирожках. Собрав нужную сумму и настроившись на перемены в жизни, уверенной походкой зашла в салон. Записалась и стала ждать. Когда подошла моя очередь, села в кресло.
- Что будем делать с волосами? – спросила мастер, женщина немолодая, некрасивая, с отросшими седыми корнями волос.
- Сделайте, пожалуйста, мне самую модную стрижку,- попросила я, вдруг застеснявшись грозного вида парикмахера.
-Хорошо подумала?
Я кивнула головой.
-А мать знает, что ты здесь?
-Знает, - прошептала, испугавшись, что меня сейчас прогонят.
Женщина, молча, отрезала мои волосы почти под корень. Я даже ахнуть не успела. Поколдовав над моей головой своим «оружием», пробурчала, убрав с меня накидку: «Готово. Иди в кассу». И повернула кресло к зеркалу. Парикмахерша поленилась сделать свою работу должным образом. Мало того, что не вымыла голову клиентке, даже не уложила в прическу! Причём эта стрижка стоила 3 рубля! По тем временам это приравнивалось к стоимости полтора кг мяса либо кг сыра! А если перевести на стакан томатного сока, стоившего 10 копеек…Недешево, короче. Называлась стрижка «Сессон», и считалась модельной, поэтому стоила так дорого. Заплатив, вышла из злополучного салона, как в тумане. Оглядываясь по сторонам, как загнанный зверек, бежала домой, боясь встретить знакомых.
Зайдя в квартиру, не успев отдышаться, увидела выходящую в прихожую маму. Впервые секунды увидев меня, она не могла проронить ни слова. Придя в себя, набрав в легкие воздух, с трагизмом в голосе произнесла: «Что ты с собой сделала? Как ты жить теперь с этим будешь?»
Ни говоря, ни слова, отодвинув ее от двери, я зашла в ванную комнату. Все происходящее казалось кошмарным сном. Выйдя, подошла к большому зеркалу и сняла мокрое полотенце.
- Ну и на кого ты теперь похожа? - повторила свой вопрос или утверждение, мама, которая услышав звук открывшейся двери, выскочила из комнаты, как черт из табакерки.
- Теперь я похожа на себя! – зло ответила я. И я себе нравлюсь! И, вообще, оставь меня в покое, я уже взрослая и сама буду решать, какой мне быть!
- Ах, вот даже, как? Взрослая, значит? Ну, ну…- с сарказмом произнесла она. Значит с этого дня, решать свои проблемы ты будешь сама, договорились?
- А у меня с сегодняшнего дня больше нет проблем, и никогда не будет. А, если будут, то можешь не переживать, я сама их решу, чего бы мне это не стоило!
Тряхнув тем, что осталось, я громко хлопнула дверью своей комнаты. Зайдя, упала на кровать и долго плакала, уткнувшись в подушку, пока тягучий сон не сморил меня. Проспав пару часов, встала. Дома никого не было. В ванной вновь намочила волосы, уложив их по своему усмотрению. Затем, подкрасила глаза, что делала только, когда никто из родителей меня не видит. Слегка коснулась губ маминой розовой помадой и, надев свое единственное нарядное платье, купленное на все случаи жизни, вышла на улицу.
Каждый вечер у моего подъезда собиралась компания: девчонки и мальчишки нашего двора. Они разом повернулись в мою сторону, кто-то присвистнул. Я окинула своих друзей высокомерным взглядом, в глубине души боясь услышать язвительные насмешки. И тут…увидела его... Внутри меня остановилась жизнь. Я замерла и не могла пошевелиться. Такого красавца я видела впервые. Подросток был выше всех моих друзей. Длинные черные кудри, спадая на плечи, что тогда было в мужской моде, блестели, словно на них был лак. Озорные светло-карие глаза глядели, качая бархатными ресницами прямо на меня. Пухлые, малиновые губы загадочно улыбались,… Я первая протянула ему руку (раньше это считалось в порядке вещей), мы познакомились. Звали его Сергеем. Оказалось, что мальчик только, что переехал жить в наш дом из другого района. Сергей сразу всем пришелся по нраву. Может, сыграла роль необычная красота, а может, умение в его возрасте играть на гитаре и петь блатные песни? Кто теперь знает. Да это и не важно. Пожимая мою руку, он произнес: «Ты, как с журнала мод сошла. Тебе говорили, что ты очень красивая?» Таких слов мне никто никогда не говорил. Я смутилась и, наверное, покраснела.
 -Посмотрите, они как Ромео и Джульетта,- произнес кто-то из мальчишек.
Я подумала, что сейчас все будут смеяться над этой глупой шуткой. Но, все одобрительно поддержали. И с тех пор нас стали звать Ромео и Джульетта. Так новая стрижка действительно изменила мою жизнь. У меня появился первый парень. Мы начали встречаться.
В то время песни Владимира Высоцкого были под запретом, но ничего не бывает тайным и кассеты заслушанные, затертые попадали в самые дальние уголки страны. Мы тоже слушали его песни и даже знали наизусть. Когда компания подростков собиралась по вечерам в беседке, Ромео пел под гитару, все подпевали. И в день нашего знакомства, сидя на лавочке, он пел, глядя в мои зеленые глаза:
«В тот вечер я не пил, не пел,
Я на неё вовсю глядел,
Как смотрят дети,
Как смотрят дети.
Hо тот, кто раньше с нею был,
Сказал мне, чтоб я уходил,
Сказал мне, чтоб я уходил,
Что мне не светит.
Hо тот, кто раньше с нею был,
Меня, как видно, не забыл
И как-то в осень и как-то в осень
Иду с дружком, гляжу - стоят.
Они стояли молча в ряд.
Они стояли молча в ряд.
Их было восемь.
Со мною нож. Решил я: "Что ж.
Меня так просто не возьмешь.
Держитесь, гады, держитесь, гады".
К чему задаром пропадать,
Ударил первым я тогда.
Ударил первым я тогда,
Так было надо».

И кто бы мог подумать, что пройдет всего два года, и я буду сидеть в зале суда, а мой Ромео окажется на скамье подсудимых. Все случилось, как в песне. Первая судимость была именно за драку с поножовщиной. Когда зачитали приговор, мы посмотрели друг на друга.
-Это конец, - сорвалось с его губ.
Соленые слезы горести и печали покатились из моих глаз.
Когда его уводили, я кинулась к нему на встречу. Строгие конвоиры преградили путь: «Не положено». Сергей, потупив голову, прошел мимо, но вдруг задержавшись в дверях, неожиданно обернулся и крикнул надломленным голосом: « Дождись меня!»
Я стала задыхаться. Голова закружилась, ноги подкосились, и чтобы не упасть на пол, судорожно схватилась за чью-то руку. Мне показалось, что нахожусь в безвоздушном пространстве. Посторонние люди, подхватив, вывели на улицу и посадили на скамейку. Не знаю, сколько времени просидела, тупо уставившись в одну точку. А в голове, словно матрица мелькали картинки недавнего прошлого. Наша первая встреча, первые объятия, мокрые ладошки и смущение. До сих пор помню наш первый детский поцелуй, мятный вкус его неумелых губ и дурманящий запах молодого тела.
Казалось, весь мир остановился и затаил дыхание, боясь спугнуть нарастающие чувства первой любви. Мальчишеские руки, сжимали меня в объятиях: «Я тебя никому не отдам!» - шептал он.
С девичьей наивностью я верила, что другим девушкам нет места в его сердце, потому что оно принадлежит только мне одной. Жизнь казалась долгой и счастливой, и ничего не предвещало неминуемой беды.
И вот теперь его не было рядом. Неволя подхватила его, как бурная горная река маленькую соломинку, и понесла, беспорядочно подбрасывая на крутых поворотах судьбы.
Шло время, пролетали месяцы и годы. Я с нетерпением ждала его освобождения. Мы писали друг другу трогательные письма и плакали, переживая разлуку. Для нас, подростков, это была чудовищная трагедия. Кто мог тогда предположить, что это не конец истории, а начало долгих страшных, лагерных лет. Судьба этого мальчика сложилась крайне злосчастно. Сначала он сидел, в колонии, как несовершеннолетний, потом был переведен в тюрьму. Там свои порядки, с которыми пришлось столкнуться молодому и на горе красивому парню. Отбиваясь от сокамерников, в драке убил одного сидельца, за что к его сроку добавилась статья за убийство. И к трем годам прибавили еще шесть…
На воле остались родители. Его отец не простил сыну такого проступка. Отрекся от семьи. Мать не смогла вынести одиночества и предательства, запила, да вскоре и повесилась. На похороны парня не отпустили. Я была за него. На кладбище ко мне подошла его родная тетка, сестра матери и, обняв за плечи, сказала: «Юлька, ты хорошая девчонка. Он полюбил тебя. Но это было на воле. С каждым днем в тюрьме он становится другим человеком. А когда выйдет неизвестно, что с ним будет дальше. Мой тебе совет: не жди его. Не трать свои годы и время. Их не вернуть. Его судьбу не изменить. Это не твой пассажир». Меня удивило такое откровение, но она была взрослой женщиной и знала, что говорит.
- Поживем, увидим,- ответила я.

После нового срока письма стали приходить все реже и уже не такие романтичные, как были вначале. Теперь их писал повзрослевший, повидавший много горя, хоть и молодой по возрасту, но уже мужчина. Они больше напоминали дневник раскаяния. Как же он сожалел о том, что случилось! А разве можно было прожить иначе? Никто не даст ответа. Ни один человек не знает, как может сложиться его судьба. Никто не хотел бы так прожить свою единственную жизнь. Однако по чьей-то злой воле людям выпадает пройти именно такой путь. Для чего? Сделать этого человека сильным? А вы видели, сильных людей прошедших тюрьму, войну, лагеря? Глупые утверждения глупых людей, не испытавших и малой доли того, что иногда приходится на долю одного человека с изломанной судьбой.

Так прошли еще годы жизни. За плечами Сергея было два тяжелых срока, сломленная психика, надорванное здоровье. Выйдя из тюрьмы, встретил своих дружков по камере. Отмечая своё освобождение, кто-то, что-то сказал. Не понравилось. Схватил нож. И новый срок - 9 лет…

За то время, что Сергей отбывал срока, я окончила институт, вышла замуж и родила детей. У меня все было в жизни хорошо и стабильно.
В один из обычных дней, ехала в метро. На какой-то станции, в вагон вкатился на коляске инвалид без ног из тех, что просят милостыню. На мужчине была военная форма и значки. Люди расступались, давая дорогу для проезда. Самые жалостливые доставали деньги и кидали ему в шапку. Он улыбался беззубым ртом и благодарил подававших.

- Красавица! обратился он ко мне – помоги солдатику, подай на операцию!
Обернувшись к инвалиду, вдруг узнала Сергея. Прошло столько лет, это казалось невероятным. Думала, что больше никогда его не увижу. Опухшее от пьянок лицо. Потеки грязи, и в довершении синяк. Посмотрев на него, презрительно ответила: «Я, стесняюсь спросить, на каких фронтах ты получил свои награды?»
- Что за допрос? Мы за вас кровь проливали, жизни не жалели, чтобы вы могли вот так теперь с нами разговаривать? Да, я десантник, у меня сто прыжков с парашюта на вражескую территорию! Пока вы жиром обрастали, мы товарищей теряли! – кричал он, разозлившись и дыша на меня устоявшимся перегаром.
- А; что в тюрьмах теперь всем такую форму выдают? – не удержавшись, съязвила опять.
-Джульетта! Вот так встреча! Да тебя и не узнать Ты стала еще красивей!
- Давай выйдем, - предложила я.

Мы вышли на улицу. Зашли в ближайший скверик. Я присела на лавочку.
Помолчали. Сергей, дрожащими руками достав папиросу, пытался прикурить от спички, которая гасла от легкого ветерка. Люди, проходящие мимо, смотрели на странную парочку с осуждением и непониманием. И от этого становилось невыносимо.
-Как же ты докатился до такой жизни?
- Вопрос Ваш, сударыня банален. Не огорчайте меня, будьте оригинальней.
-Кончай прикалываться! Ты не в театре. Или уже привык паясничать и не можешь нормально разговаривать?
- Не будь так строга, моя Королева!
-Я вижу, что разговор у нас не получается, пожалуй я пойду, у меня еще дела.
- Вот так всегда! Как только человеку нужна помощь, так сразу у всех находятся дела! Да пошла ты!
Он резко развернулся и покатился прочь.
-Стой!- крикнула я ему вслед
Инвалид остановился.
- Я могу тебе помочь?
Вновь развернувшись ко мне, Сергей сказал: «Можешь».
- Что я могу для тебя сделать?
-Купи мне водки.
-Пошел ты, к чертям собачьим! – уже разозлилась я.
- Я и так там, разве я много прошу? Купи мне водки, будь человеком!
- Ладно, жди здесь.
Водки я ему, конечно же, купила. И закуску к ней. Вернувшись, сказала:
- Ромео, я тут подумала, поехали ко мне, помоешься, одежду дам тебе. Может, тебе работа нужна? Я знаю, что инвалидам тоже можно устроиться, например на фабрику. Хочешь?
Он тяжело вздохнул, посмотрев на меня мутными глазищами и устало произнес: «Давай водку и вали отсюда!»
Отдавая пакет в грязные руки, я произнесла:
- Сережа, у меня тоже к тебе одна просьба. Сними форму, не позорь армию. Все знают, что ни один десантник не будет попрошайничать. Мне стыдно за тебя.
-Прости, подруга, на это я пойти никак не могу. Так лучше подают. Ты же знаешь, люди у нас жалостливые. Особенно к тем, кто воевал.
- Ладно, Бог тебе судья. Прощай. Надеюсь, что мы больше никогда не встретимся.
-Есть женщин прекраснейших много, Но мне хорошо лишь с тобой. Наверно, ты послана Богом, чтобы стать моей судьбой! - Улыбаясь, пропел он, показывая сгнившие зубы.
- Шут гороховый, береги себя.
И, отвернувшись, пошла в сторону подземки. Не выдержав, обернулась. Ромео пил водку из горла…
Я ускорила шаг.
02.03.2022