Крепостное право. Охота на слова

Александр Ерошкин
Есть повод в начале марта поговорить о крепостном праве в России.

3 марта (19 февраля) 1613 года  16-летний Михаил Фёдорович был выбран Земским собором на царствование и стал родоначальником династии Романовых.

3 марта (19 февраля) 1804 года издан указ императора Александра I о запрещении в Российской империи продажи крестьян без земли, о разрешении им вступать в брак без согласия помещика и ограничении наказаний с его стороны.

3 марта (19 февраля) 1861 года император Российской империи Александр II манифестом «О Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» отменил в России крепостное право.

3 марта (19 февраля) 1864 года русский император Александр II издал указ о наделении землёй польских крестьян, начало аграрной реформы в Польше.

Эти факты свидетельствуют, что время от времени именно в день избрания Романовых на царство два императора Александр I  и Александр II вспоминали о судьбе крепостных крестьян и облегчали их участь.

Помню свои беседы с дедом, Ильёй Михайловичем Малышкиным, родившимся в Кыштыме 20 августа 1880 года, а умершим 8 августа 1967 года. Меня интересовало, кто мы, откуда появились, кто прадед, как звали прапрадеда. Он мне сказал: «Много будешь знать, скоро состаришься». Вот и я состарился. Одно знаю твёрдо, что все мои предки по материнской линии были связаны с лесом и с лошадьми. А ещё дед сказал, что крепостных в нашем роду не было. Предки с отцовской линии были хлебопашцами.

Когда мой сын стал заниматься семейным древом, то нашёл семь поколений по моей матери вглубь истории: Илья Михайлович, Михаил Петрович, Пётр Львович, Лев Васильевич, Василий Артемьевич, Артемий Степанович, Степан Малышкин. О Степане по архивным данным известно, что он выходец из села Ромаданово Калужской губернии.

Побывали мы в 2018 году в Ромаданове, сейчас это часть города Калуги. У нас на руках был немалый список кыштымских фамилий, якобы выходцев из Ромаданово,. Походили мы по старым кладбищам, встретились с работниками Калужского областного архива, никаких связей не нашли. Значит, неверные сведения в Челябинском областном архиве. Нам показали, что местные крестьяне записывались по именам с указанием владеющего ими помещика. Отчества, как нам сказали, были только у свободных. Значит, мои предки были свободными. Самая ранняя дата по материнской линии – 1730 год. По отцовской линии  сведения и про отца, и про деда очень скудные. Из хлебопашцев они. Известно, что отец мой родился в 1911 году.

Официально считается, что крепостное право в России  существовало ещё в  Киевской Руси XI века, как система правоотношений, вытекавших из зависимости земледельца-крестьянина от помещика, владельца земли, населяемой и обрабатываемой крестьянином.

Я в эту версию не верю. Хотя Википедия утверждает, что в Киевской Руси и Новгородской республике несвободные крестьяне подразделялись на категории: смердов, закупов и холопов. В летописях, которые я видел, мне не встретился ни один факт  крепостной зависимости.

Скорее всего, крепостничество в царской России широко распространилось в XVII веке после воцарения Романовых, официально это подтверждено  Соборным уложением от 1649 года, а это время царствования Алексея Михайловича (1645 – 1676), названного в истории Тишайшим. Отменено крепостное право 19 февраля 1861 года (3 марта 1861) «манифестом о земле и воле».

В Российской историографии есть два противоположных взгляда на обстоятельства и время возникновения крепостного права — так называемые «указная» и «безуказная» версии. Обе они возникли ещё в середине XIX столетия, то есть задним числом, обе они отражают интересы господствующей идеологии..

В изданном в 1649 году Соборном Уложении есть  два принципиально новых обстоятельства. Во-первых, объявлялся неограниченный срок сыска беглых крестьян. Господин имел теперь право вернуть самого беглеца или даже его потомков со всем нажитым в бегах добром, если мог доказать, что именно из его поместья сбежал крестьянин.

Во-вторых, даже свободный от долгов крестьянин терял право поменять место жительства — он становился «крепок», то есть прикреплён навечно к тому поместью, где его застала перепись 1620-х годов. В случае его ухода Уложение предписывало насильно возвращать прежде свободного человека обратно вместе со всем хозяйством и семьей.

Фактически, Уложение царя Алексея Михайловича совершило социальный переворот, большинство населения страны было лишено права свободного перемещения и распоряжения собой, своим трудом и собственностью. Ну,  совсем как ковидно-пандемические ограничения 2020 и 2021 годов, осуществлённые во всём мире.

Соборное Уложение 1649 года содержит ряд статей, которые приближают вольного крестьянина к барщинному холопу. Его хозяйство всё решительнее признаётся собственностью господина. Здесь же, хотя ещё и неясно, и не вполне уверенно, но проскальзывает взгляд на крестьянина как на личную собственность господина, утвердившийся впоследствии. Так, например, Уложение велит выданную в бегах замуж крестьянскую дочь возвращать владельцу её вместе с мужем, а если у мужа были дети от первой жены, их предписывалось оставить у его помещика. Так допускалось уже разделение семей, отделение детей от родителей.

Одним из главных недостатков Уложения, по замечанию В. О. Ключевского, было то, что законодатели не подумали о регламентации обязанностей крепостных перед помещиками. Этот вопрос был обойдён молчанием, что привело в будущем к значительным злоупотреблениям властью помещиками.

Однако некоторые права крепостного крестьянина ещё сохранялись и защищались Уложением. Крепостной не мог быть обезземелен по воле господина и превращён в дворового; он имел возможность приносить жалобу в суд на несправедливые поборы; закон даже грозил наказанием помещику, от побоев которого мог умереть крестьянин, а семья жертвы получала компенсацию из имущества обидчика.

С конца XVII века постепенно входят в практику скрытые сделки по купле-продаже крестьян между помещиками, также крепостных отдают в качестве приданого и так далее. Но речь шла, всё-таки, о переселении, перемещении земледельцев, причём непременно вместе с семьёй, из одного поместья в другое.

Закон запрещал обезземеливание крестьян. Кроме того, запрещалась и торговля крепостными крестьянами. В главе 20 Уложения на этот счёт недвусмысленно говорилось: «Крещёных людей никому продавати не велено».

Однако уже в 1675 году  царь Алексей Михайлович разрешает продавать крестьян без земли. В дальнейшем это было закреплено в указах от 1682 и 1688 годов. (Замечу особо, что документов с такой датировкой нет, поскольку в России до реформ Петра было другое летоисчисление. Увидев в рукописи, допустим, год 1675, знайте, что это переделка более позднего времени).

С начала XVIII столетия крепостное право в России приобретает принципиально иной характер. Оно начиналось как форма государственного «тягла» для крестьян, род общественной повинности, а пришло в своём развитии к тому, что крепостные лишились всяких гражданских и человеческих прав и оказались в личном рабстве у своих помещиков.

В первую очередь этому способствовало законодательство Российской империи, бескомпромиссно вставшее на защиту исключительно помещичьих интересов. По замечанию В. О. Ключевского, «Закон всё более обезличивал крепостного, стирая с него последние признаки правоспособного лица».

Сенатским указом 14 марта 1746 года определено «впредь купечеству, архиерейским и монастырским слугам, и боярским людям и крепостным, и написанным к купечеству и в цех, такоже казакам и ямщикам и разным разночинцам, состоящим в подушном окладе, людей и крепостных без земель и с землями покупать во всём государстве запретить».

 26 февраля (8 марта) 1764 года указом Екатерины II была проведена полная секуляризация церковных земель и около двух миллионов душ монастырских крестьян перешло в ведение Коллегии экономии (позже они были приравнены к прочим казённым крестьянам). Таким образом, право владения крепостными становилось монополией дворянства.

Почему я вспомнил этот период отечественной истории. Мир вступил в полосу очень сложных социальных процессов, когда паразитирующий слой населения, особенно в странах Западного мира, пытается обеспечить для себя комфортные условия, отказывая в этом другим слоям населения, вырубая под корень так называемый средний класс. Приглядитесь к событиям, связанным с  КОНВОЕМ СВОБОДЫ в Канаде и его отголосками в европейских странах. Помним, нынешние паразиты нуждаются в барщинных холопах, им не нужны свободные люди.