Николай из Кузы - О просеивании Алькорана - 1. 18

Юлиан Смирнов
                Николай из Кузы
                О просеивании Алькорана

                Книга первая
                Глава восемнадцатая
                Каким образом следует понимать Алькоран,
                когда он говорит о том,
                что Христос – дух и душа Бога


Ты мог бы спросить: «Почему Алькоран признаёт Христа духом Бога, а в ином месте говорит, что Бог наделил его своей душой, и наделил в буквальном смысле этого слова?»*1 Мы утверждаем, что под душой и духом Алькоран часто подразумевает одно и то же; и мы понимаем под ними разумную жизнь, которая есть мудрость.*2 Ибо Бог наделил его своей благочестивой и милосердной душой, то есть жизнью не в приблизительном, а в буквальном смысле этого слова.*3 Так сам Христос говорит в Евангелии: «Как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе».*4 Вот каким образом Бог Отец в прямом смысле дал свою душу, или жизнь, Христу, подобно тому как самец в прямом смысле слова даёт свою животную жизнь своему сыну, дабы он жил в самом себе, как живёт отец, от которого он обрёл жизнь.
Следовательно, жизненная природа Бога Отца и его сына Христа едина, что Алькоран выразил посредством единой души, принадлежащей обоим.*5 И так как в Отце всемогущая жизнь, и кого захочет, того он и животворит, то он дал сыну могущество животворить того, кого тот пожелает.*6 Поэтому благодаря жизненному движению эта жизнь называется духом Бога. Ибо всякое движение от сокрытой причины называется духом, а также ветром. Ведь если бы в жизни не было жизненного и отраднейшего движения, то она не была бы живой жизнью. Поэтому как сон есть образ смерти, так и бодрствование благодаря духовному движению есть образ жизни. Стало быть, Алькоран верно хотел сказать то, что Христос говорит о себе в Евангелии: «Аз есмь жизнь и воскресение»,*7 то есть воскресение из мёртвых. А в ином месте: «Слова, которые Я изрёк, – дух и жизнь».*8 Ибо дух Христа – благой дух, ведущий ко благой и бессмертной жизни, которая есть Бог. Дух же дьявола – злой дух, и он ведёт к вечной смерти.


               
                * 


               
               
               
 
                Примечания


*1   Исследуя смысловые оттенки понятий рух и нафс, ещё раз определимся в терминологии:

       spiritus, animus – то пнеума – дух
       anima – хэ псюхэ – душа.

В связи с этим интересно обратить внимание на содержащееся в «Соборном послании Иуды» (1.19) неявное противопоставление душевных людей и людей духа: «душевные люди» (шхчйкпй) преподносятся там в отрицательном ключе, преподносятся как «не имеющие духа» (рнехмб мз ечпнфет), а следовательно, как люди, отторгнутые от горнего основания. Заметим, противопоставление духовного и душевного было бы совершенно немыслимо, скажем, в русле платонизма и неоплатонизма...

*2   Таким образом, с точки зрения Николая, Алькоран отождествляет «душу» (anima) и «дух» (spiritus), и, акцентируя на этом внимание, немецкий мыслитель прочерчивает перед нашим умственным взором онтологическую и гносеологическую ось:

    anima – spiritus – vita intellectualis – sapientia
    («душа – дух – разумная [интеллектуальная] жизнь – мудрость»).

Будучи убеждённым в том, что Алькоран отождествляет душу с духом, и проецируя эту идею в теологическую область (о чём свидетельствует само название главы), Николай предлагает интеллектуалистское истолкование сего важного отождествления: дух, душа – это именно жизнь разума, мудрость, не более и не менее того. В этой идеи, как и в истолковании Николаем рая (см. «О просеивании Алькорана» 2 кн.18 гл.), нам видятся отголоски ноологии Аристотеля.
К вопросу об интерпретации Николаем понятия ruh см. O'Shaugnessy, The Development of the Meaning of Spirit in the Koran. Romae 1953.

*3   Критические рассуждения и умозрительные построения Николая не должны затемнять того факта, что для нуждающегося в просеивании Алькорана Иса – дух и душа Бога, но не Бог.

*4    См. «Евангелие от Иоанна» 5.26.

*5   Благодаря признанию идеи «единой жизненной природы» (una vitalis natura) Бога Отца и его сына Христа, «уточнённой» в Алькоране посредством идеи их «единой души» (una anima), латинский мыслитель пытается подвести к мысли о том, что сущностной разницы между Богом Отцом и Христом нет, а раз так, то, значит, Isa filius Mariae Deus est.

*6   См. «Евангелие от Иоанна» 5.21.
«Животворить» – оживлять.

*7   См. «Евангелие от Иоанна» 11.25.

*8   «Евангелие от Иоанна» 6.63.


 
                *   *   *   *   *

 
               
                Перевод с латинского и примечания Ю.Е.С.
               
                28.02.2022