Тяжкое дыхание трансформатора накатывало волнами..

Иван Варгатый
В кривой, среди свежевыкошенной травы, стоял и подмигивал долговязый светофор — нижний глаз горел сочным оранжево-жёлтым, а верхний с медовой тягучестью то светил тем же цветом, то ненадолго гас. Светофор показывал сигнал «поезд следует с отклонением по стрелочному переводу, следующий светофор открыт», а про себя думал — «все диодные, а я остался». Пережил он тут уже много лет и зим.

Фото автора
А неподалёку, за Богом забытым переездом, где иной раз и за час не встретишь машины, стоял его «мальчик на побегушках» — предвходной светофор с сержантским погоном на мачте. Он показывал сигнал «один жёлтый мигающий огонь — следующий светофор открыт и требует проследования его с уменьшенной скоростью».

Его заслуженные двухнитевые лампы, как и у других проходных светофоров на участке, были заменены на светодиодные матрицы, и потому мигание жёлтого огня смотрелось комично — торопливо, испуганно, словно это подмигивала шустрая птичка-воробей, уставившись одним глазом. Совершенно никакой солидности...

Оба светофора ждали гостя. Вот он и показался — чётный грузовой поезд. Он уже километров семь катился вниз, в Тёплый овраг — как только перетащил хвост через кочку поста 1082 км, машинисту оставалось лишь то добавлять, то выключать рекуперацию. КТСМ, путепровод волгоградской трассы, огромная кривая, светофор 4, ещё кривая... Вот и ожидаемый жёлтый мигающий. Ещё немного катимся, потом давим скорость до 30 — ведь впереди яма, раскатит ещё. Показался входной; пара огненных глаз, приближаясь и медленно плывя в лобовом стекле, играла и переливалась.

Фото автора
Стрелка, следуем на боковой... Электровоз рванулся в сторону, повёл носом вправо-влево и потянул за собой вагоны на второй путь. Состав не из лёгких, не обычный для восточного направления порожняк, больше 4000 тонн — а ведь через километр, когда справа мелькнёт Зелёненький, а внизу проплывёт дно оврага и спуск сменится подъёмом. Поезд пойдёт как истребитель на взлёте — носом вверх, а набрать скорость для взятия подъёма ходом не дала проклятая стрелка. Когда уже уложат пологие стрелки, по котором набок можно улетать 80 км/ч?

По стрелке прогремели последние вагоны чётного и начался прилив тишины. Поезд гремит всё дальше, дальше... Завыла и щёлкнула стрелка, подготовив маршрут с главного пути, а возле стрелки тихо гудит передвижная тяговая подстанция. Она совсем маленькая — не чета работающим по соседству мощным подстанциям 47 и 73 км, запитана всего лишь по линии 10 киловольт и призвана поддерживать напряжение, чтобы электровозам было легче вылезать из глубокой ямы между Зелёненьким и Стромиловскими дачами.

Вот ровное рычание сбилось — «а-у-у!!!» — и стало натужней: набрался, пройдя яму, прошедший поезд. Тяжкое дыхание трансформатора подстанции накатывало словно волны. Внезапно из-за угла показалась и причина перевода стрелки — встречный грузовой. Как и чётный, этот нечётный поезд был под парой зелёных ВЛ10 («системой» — так здесь зовут пару электровозов, работающую по системе многих единиц), но весил больше 6000 тонн.

Фото автора
Естественно, его машинист в яме тоже набрался, две системы встречных поездов навалились на подстанции двадцатью мегаваттами нагрузки. К ним текла река электронов с запада, от подстанции 47 км, докатывались незримые флюиды с востока — со стоящей в уютном Новолопатинском подстанции 73 км — и вливался ручей с передвижки 57 км. Она жалобно ревела, но её не было слышно за оркестром из сотен литавров и тридцати двух гитар тяговых редукторов.

Вот поезд уже и прогремел пост, и прошёл переезд, и прошнуровал кривые перед волгоградской трассой — а подстанция всё ревела. Звук марширующих электронов подёргивался то одним, то другим обертоном. Но всё когда-то кончается — напугав своей громадой пассажиров прошедшего внизу автобуса и прочертив левую дугу мимо КТСМа, поезд уже брал основную долю энергии с 47-го километра.

А когда он проследовал Молодогвардейский и рухнул в Семёновский овраг, сбросив тягу — дыхание трансформатора и вовсе восстановилось. Чётный поезд в этот момент тоже не напрягался — проходил неглубокую тарелку возле асфальтобетонного... Сейчас они освободят однопутные перегоны — и тихий уютный пост 57 вновь будет ждать гостей. А мы продолжим разбирать анатомию подстанций.

В предыдущей части рассказано, как напряжение могучей линии на 110 киловольт понижается до 10 киловольт. На щите, возле которого я стою, видны знакомые обозначения — «восьмёрки» трансформаторов, на первом — измерительные ТНы, на втором — силовые 110/10 кВ. Ниже — крупное фото.

Левый щит — управление распредустройством 110 кВ. Слева снизу приходят линии 110 со стороны соседних подстанций, выше на щите видны красно-серые символы ТНов, а в самом верху — три прибора, ваттметр (как все должны помнить из школьной физики и предыдущих статей — мощность обозначается буквой P), показывает мегаватты, вольтметр и варметр реактивной мощности, он показывает МВАР — мегавольт-амперы реактивные.

= = = = =

Это было вступление, полная версия с иллюстрациями — на Яндекс.Дзене,