С середины 70-х, до все перевернувших, событий декабря 1991 года, в Советском Союзе выполнялась «продовольственная программа 1982 года», когда выяснилось, что, помимо хлеба, мяса и другой еды, советскому народу нужны еще и куриные яйца. Вот маленькая Финляндия и поставляла в Ленинград этот продукт по 9 копеек за штуку (для сведения, в Суоми яйца продают на вес) много лет. Наши отечественная куриная продукция шла по 13 копеек, за штуку, но с гораздо меньшим успехом, вот она конкуренция – да и то, продавалась только тогда, когда финских не было. Так продолжалось много лет. Пока зарубежные несушки не поставили вопрос «ведром», а именно не спросили: а где, собственно, деньги?
И тут когда возникла такая щекотливая проблема, ну совершенно неожиданная, и наше «мудрое Горбачевское» правительство, предпочло расплатиться за куриные поставки в Ленинград, проектированием и строительством канала Кейтеле - Пяйянне, который связал бы Озерный Край средней Финляндии с Сайменским каналом, в результате чего общая протяженность судоходного пути по ним достигла бы почти полтысячи километров. Причем финны давно мечтали об этом канале, еще с середины XIX века.Вот, только то «золотуха», то денег не хватало, то мощностей. Договорились, ударили по рукам, и поручено это мероприятие было институту «Ленморниипроект» и корпорации «Зарубежтрансстрой».
Изыскания провели финны, мы их только проинспектировали. Далее с 1989 по 1993 год велось проектирование и строительство. Было построено пять шлюзов, выполнено дноуглубление и весь канал получился протяженностью, около 50 км. В процессе строительства необходимо было соединить между собой озера, разделенные гранитными скалами, внутри которых взрывами пробивались трехсот метровые коридоры, шириной около тридцати метров и такой же высоты, которые потом становились шлюзами. Представляете, сколько было обломков после взрывов вывезено – и все это, должно было стать стройматериалом, но только после того, как будет превращено в щебень.
Дробит камень - завод «Грохот». «Грохот» – он и есть "грохот", в прямом смысле слова... Это высокочастотное дробильное оборудование, без каких либо глушителей, с помощью оного, из обломков скалы размером с холодильник, получаются камушки в половину спичечного коробка. Долго искали и наконец, нашли место для размещения строительной площадки под завод. Автодороги, железные дороги, близость и возможность складирования, инженерные сети, вода – все в ажуре. Начинаем согласовывать. Финны кивают: «Кюля, кюля (Хорошо)». Но подводя черту, резюмируют «Ей, Кюля (Не хорошо)!» И, ни в какую, не соглашаются, можно все переговоры начинать заново – здесь строить нельзя. Кстати сказать, наша экология была в то время в эмбриональном состоянии. В чем дело – понять не можем. Что такое - то? Почему нельзя??? «А у нас здесь зайчихи рожают!!! Здесь строить нельзя!!!» Занавес. Новое место было найдено за 15 км, от предлагаемого, вначале. Зайцев, стало больше …
Второй эпизод – наверное, также характеризующий финнов. При строительстве шлюза Куханкоски получилось так, что основные постройки и электропитание были на одном берегу, а конюшня бывшего хозяина этих земель, на другом. При вывозе грунта из шлюза, один из шоферов поднятым кузовом самосвала, порвал провод, соединяющий конюшню с остальным миром – обесточил дом лошадок. А была зима.
Начальник участка, понимая свою и общую русскую оплошность, попытался найти нашего электрика – мимо. Ну, а хозяин конюшни не желает ждать, непонятно чего. Вызывает своего, какого - то дежурного электрика, и тот мгновенно исправляет неисправность. Нужно расплачиваться. У нашего начальника участка «налички», да еще в валюте, нет. Ничего удивительного. Но каким - то, путем ему стало известно, что монтер возьмет оплату натурой в виде снятого плодородного грунта, на свою дачу. Сказано – сделано, и два с самосвала с грунтом ушли к электрику через 15 минут.
Через несколько дней на «разборе полетов», которые финская дирекция, строящегося канала, производила каждый вторник, прозвучало пафосное обвинение российских производителей работ в разбазаривании финского национального достояния - ЗЕМЛИ. Наш «генеральный» внимательно выслушал «наезд» и гениально - выдал: «Я завтра же вам верну десять самосвалов НАШЕГО национального достояния из Выборга!» Финская дирекция не нашла, что сказать, но поспешила ретироваться – спасибо, нам ничего не надо… Было это более тридцати лет назад, но уже и тогда недемократическая земля была не в цене.
Правильные люди и "зеленые" там живут. За год работы по контракту, в Кеске Суоми - средней Финляндии, видел, что мусор по обочинам, все таки, к сожалению, появляется, только его дважды в год собирают и утилизируют.
А, честно, конечно чистая страна, хоть и с легкой придурью. Прожив с ними год, и работая рука об руку - уважал и уважаю большинство их начинаний и законов. Правда засомневался в их разумности последнее время.