Финское экологическое адажио

Сергей Плетнев
    С середины 70-х, до все перевернувших, событий декабря 1991 года, в Советском Союзе выполнялась «продовольственная программа 1982 года», когда выяснилось, что, помимо хлеба, мяса и другой еды, советскому народу нужны еще и куриные яйца. Вот маленькая Финляндия и поставляла в Ленинград этот продукт по 9 копеек за штуку (для сведения, в Суоми яйца продают на вес) много лет. Наши отечественная куриная продукция  шла по 13 копеек, за штуку, но с гораздо меньшим успехом, вот она конкуренция – да и  то, продавалась  только  тогда, когда финских не было. Так продолжалось много лет. Пока зарубежные несушки не поставили вопрос «ведром», а  именно не спросили: а где, собственно, деньги?
    И тут когда возникла такая щекотливая проблема, ну совершенно неожиданная, и  наше  «мудрое Горбачевское» правительство,  предпочло  расплатиться  за  куриные  поставки  в  Ленинград, проектированием и строительством канала Кейтеле - Пяйянне, который связал бы Озерный Край средней Финляндии с  Сайменским каналом,   в  результате  чего  общая  протяженность  судоходного пути по ним достигла бы почти полтысячи километров.  Причем финны давно мечтали об этом канале, еще с середины XIX века.Вот, только то  «золотуха», то денег не хватало, то мощностей.  Договорились, ударили по рукам,  и  поручено  это  мероприятие  было  институту  «Ленморниипроект»  и  корпорации  «Зарубежтрансстрой».
     Изыскания провели финны, мы их только проинспектировали.   Далее  с  1989  по  1993  год  велось  проектирование  и  строительство.   Было построено пять шлюзов, выполнено дноуглубление и весь канал получился протяженностью,  около 50 км. В  процессе  строительства  необходимо  было  соединить  между  собой  озера,  разделенные  гранитными  скалами,  внутри  которых  взрывами  пробивались  трехсот метровые коридоры, шириной около тридцати метров и такой же высоты,  которые потом становились шлюзами. Представляете, сколько было обломков после взрывов вывезено – и все  это,  должно было стать стройматериалом, но только после того, как будет превращено в щебень.
     Дробит камень - завод «Грохот». «Грохот» – он и есть "грохот", в прямом смысле слова... Это высокочастотное дробильное оборудование, без каких либо глушителей, с помощью оного, из обломков скалы  размером с холодильник, получаются камушки в половину спичечного коробка.   Долго искали и наконец, нашли место для размещения строительной  площадки под завод. Автодороги, железные  дороги, близость и возможность складирования,  инженерные сети,  вода  –  все  в  ажуре.  Начинаем  согласовывать.  Финны  кивают: «Кюля, кюля (Хорошо)». Но подводя черту, резюмируют «Ей, Кюля (Не хорошо)!» И, ни в какую, не соглашаются, можно все переговоры  начинать  заново  –  здесь  строить  нельзя.  Кстати  сказать, наша экология была в то время в эмбриональном состоянии. В  чем дело – понять не можем. Что такое - то? Почему нельзя??? «А  у  нас  здесь  зайчихи  рожают!!!  Здесь  строить  нельзя!!!» Занавес.   Новое место было найдено за 15 км, от предлагаемого, вначале. Зайцев, стало больше …
     Второй эпизод – наверное, также характеризующий  финнов. При строительстве шлюза Куханкоски получилось  так,  что  основные  постройки  и  электропитание были на одном берегу, а конюшня бывшего хозяина этих земель, на другом. При вывозе грунта из шлюза, один из шоферов  поднятым  кузовом  самосвала,  порвал  провод,  соединяющий конюшню с остальным миром – обесточил дом лошадок. А была зима.
     Начальник участка, понимая свою  и общую русскую оплошность, попытался найти нашего  электрика  –  мимо.  Ну,  а  хозяин  конюшни не желает ждать, непонятно чего. Вызывает своего, какого - то дежурного электрика, и  тот  мгновенно  исправляет  неисправность.  Нужно  расплачиваться.  У  нашего  начальника участка «налички», да еще в валюте, нет. Ничего удивительного. Но каким - то,  путем ему стало известно, что  монтер  возьмет  оплату  натурой  в  виде снятого плодородного  грунта,  на  свою  дачу. Сказано – сделано, и два с самосвала с грунтом ушли к электрику через 15 минут.
     Через несколько дней на «разборе полетов», которые финская дирекция, строящегося канала,  производила каждый вторник, прозвучало пафосное обвинение российских производителей работ в разбазаривании финского национального достояния - ЗЕМЛИ. Наш «генеральный» внимательно  выслушал «наезд» и гениально - выдал: «Я завтра же вам верну десять самосвалов НАШЕГО национального достояния из Выборга!»   Финская дирекция не нашла, что сказать, но поспешила ретироваться – спасибо, нам ничего не надо… Было это более тридцати лет назад, но уже и тогда недемократическая земля была не в цене.
     Правильные люди и "зеленые" там живут. За год работы по контракту, в Кеске Суоми - средней Финляндии, видел, что мусор по обочинам, все таки, к сожалению, появляется, только его дважды в год собирают и утилизируют.
    А, честно, конечно чистая страна, хоть и с легкой придурью. Прожив с ними год, и работая рука об руку - уважал и уважаю большинство их начинаний и законов.               Правда засомневался в их разумности последнее время.