Бойся равнодушных

Тамара Седнева
                БОЙСЯ  РАВНОДУШНЫХ

   «Бойся равнодушных», -  когда-то  в качестве эпиграфа  к сочинению написала я в седьмом классе.  Сочинение было на тему произведения литовского писателя Марцинкявичуса «Кровь и пепел».
   Не думала  никогда, что  эта тема будет  актуальна  в моей  последующей жизни. Это ведь было  ещё  такое спокойное мирное время.
   И, как в насмешку,  жизнь  подбрасывает потрясения одно за другим…  В 1990 году  в начале «оранжевой» революции пришлось уехать из  Литвы в Белоруссию. Боялись с мужем за  маленькую дочь.  В то время до кровопролитий не дошло,  но морально видеть эти  надписи с угрозами на стенах ( даже  детских садиков)  и  жилых домов, видеть  демонстрации,  проходящие мимо моего дома с нацисткими  лозунгами, - это было выше сил.
  Не могу сказать , что никаких попыток русскоязычного населения не было, чтоб отстоять   и защитить   свои права.  Был референдум  с подписями о сохранении СССР. Была демонстрация одна . Помню мы с мужем ходили на стадион, где собралось около десяти тысяч человек в защиту русскоязычных граждан.  Помню на работу мне приносили  обращение представители от завода( уже не помню  Балтийского кажется),  для подписи  в газету»Советская Россия». Обращение называлось «Просим у  Родины защиты».
    Помню, как тогда нас  приглашали по очереди в прокуратуру. Меня, мужа и мою маму. Только за то, что подписали это письмо-просьбу. Такой получили ответ на наше письмо.
  Правда,  тогда  и  по  всей стране прошел референдум о сохранении Советского Союза. Но  . Толку-то !
  Затем  2020год в Беларуси. Благодаря усилиям  неравнодушных граждан  во главе с нашим Батькой,  всё же  с трудом , но удалось  сохранить  мир на белорусской земле.
   А  теперь   Украина.  И тоже самое.  Когда смотрели  то, что происходило  у майданутых. И те марши бендеровцев и нациков. Мой муж  по национальности чистокровный украинец. И  ,как и я ,возмущался  происходящему на Украине.
  Как-то  года три назад  к нам во двор зашла худенькая женщина.  Обратилась со странной просьбой дать ей кипятка. Мол,  пакетик чая у нее есть.  Села устало на скамейку. Я стала расспрашивать (пока муж пошел  вскипятить чайник). Оказалось, что она сама из Луганской области.  С семьёй бежала от войны. Когда муж принес  чай и кусочек пирога с яблоками,  она как-то по –особенному обрадовано  воскликнула: « ой , с яблоками  и корицей!». Потом разговорившись, попросила что- нибудь , чем  богаты. Из посуды , одежды. Я дала  тарелки, вилки с ложками.  Из обуви и одежды, что я предлагала , ничего не подошло. Так как и дочка у нее тоже худенькая. В растерянности я предложила   мешочек целлофановый с луком.  Он лежал  под рукой(я  собиралась  подруге  отдать).  Она так  опять обрадовано  «Ой, цибуля».
   Потом  в районной  газете наверно  читала, что и у нас  в поселке есть несколько семей с беженцами из Донбасса.
   Помню,  я тогда спросила у мужа  о его корнях в Украине. Просто  была уверена, что  все его родные  коренные харьковчане.  И тогда он мне сказал, что его мать родом с Донецкой области.
     А теперь в Харькове родные  говорят о российской агрессии.  Восемь лет им было безразличны судьбы жителей  Донецка и Луганска областей. Знали, как гибнут там дети и женщины , молодые и немолодые мужчины. Только за то, чтобы их права соблюдали.
  Молчали, наблюдая, как маршировали  бендеровцы в Киеве и др. Радовались  голубому небу и сытой жизни. Их не волновало нисколько то, что за эти восемь лет жители не видят своих близких, которые  живя всего в нескольких километрах , не могут видеться  друг с другом в течение восьми лет.
   Пишу для  детей и внуков, хотя теперь у меня мало надежды на то, что  когда-нибудь  они прочтут мою правду.  В ней нет ни одного слова лжи.
   Живя 32 года в Беларуси,  очень благодарна ( родине моей матери) за те годы, где я( не устаю повторять)  действительна была счастлива, несмотря на то, что были иной раз трудности временного характера .
   Пишу, думая о том, что  люди  живут по принципу « моя хата с краю», и верят в свою исключительность,  якобы они действительно  заслуживают  достойной жизни, а эти «русскоязычные» : москали, кацапы, ватники  -  они низшие по их понятию.
   Понятно, когда фашистское отродье на Западе  и  такая якобы « свободная» страна ,как Америка,
Раздувают пламя мировой войны.  Но , когда наши братья-славяне (слово братья не убираю)  остаются  в своей подлости  непреклонными, - это  действительно страшно.
  Значит, не сберечь  мир от войны.   И  мне нечего  сказать больше моим детям и внукам. Как я ни старалась…