Эрик Хёсли. Сибирская эпопея

Михаил Кречмар
С одной стороны, вроде - а что читать англоязычного автора, который, по определению, отрезан от основного пласта источников о сабже?

С другой - часто именно англоязычные и немецкие исследователи или имеют свой взгляд, или угол зрения, на кажущиеся нам "отлитыми в граните" события.

Конечно, по самой интересующей меня тематике - присоединению территорий в XVII веке интересующей меня информации почти не было. Хотя освещено там несколько любопытных аспектов - например, пожалование Иваном Грозным сибирских земель Строгановым задолго до экспедиции Ермака.

Собственно, в книге пересказываются несколько историй, судя по всему, по которым на Западе есть значительные монографии.

Это - Великая Северная и обе Камчатские экспедиции (тут, конечно, неортодоксальные источники любопытны - особенно, то, что Гмелин увёз из России). Вообще, повод почитать о Великой Северной Экспедиции какой-нибудь обобщающий труд. Подвиг-то был беспрецедентный по масштабу, Хёсли об этом и говорит.

Это - освоение Амура и продажа Русской Америки - тоже интересно. Вот я не знал, что в сознании русского правительства, эти события были сцеплены друг с другом - был выбор - держаться за изолированный в Новом Свете анклав или освоить территорию под боком. Ну и история как продвигалась продажа в Конгрессе тоже прикольная - в сумму продажи уже были заложены взятки товарищам конгрессменам.

Транссиб и КВЖД. Это довольно близкая к нам история, и хорошо освещённая - хотя я вот лично про планы нескольких маршрутов Богдановича не знал. Как не знал и о причине, почему Томск оказался чужим на этом празднике жизни.

Каторга и ГУЛАГ. С каторгой всё понятно - это Кеннан, к Гулагу автор отнёсся нетрадиционно, и, в качестве иллюстрации разобрал историю Северной железной дороги (которая должна была пройти по всему Заполярью). Но тут как раз мой хороший знакомый Виктор Ремизов написал книгу об этом проекте, вот и будет повод её почитать. Насчёт каторги - Кеннан, канешн, хорошо, но русскоязычному человеку я, разумеется, посоветую обратиться к Максимову, который первоисточник всех сведений о каторге. И да, Хёсли не удержался от пересказа романтической истории о декабристах в самом что ни на есть романтическом изводе. "Балы, шампанское, лакеи, юнкера... Акатуй".

Освоение севера и СевМорПуть - ну, тут хрен что для меня нового можно было почерпнуть.

Нефть и вокруг неё в Западной Сибири. Ну, это интересно, тем более, что дано опять же, через призму западного потребителя.

Резюме - эклектичная, хорошо написанная (эмоционально-то уж точно), дружественная к нам поп-литература. Можно читать.