Могилевский - Незабудки

Валерий Варзацкий
В некоторых своих сочинениях я уже писал о моем покойном друге Юрии Исааковиче Могилевском. Казалось бы, самое важное изложил. Но, чем дальше удаляется день его кончины, тем больше понимаю, какой замечательной человеческой особью был Юра. И речь тут не только о множестве добрых дел, совершенных скромным сварщиком-евреем. Речь о редчайшем таланте общения, которым природа ли, еврейский ли Бог щедро одарили друга. Таким образом, впрочем, компенсировав многие недостатки. О них не будем. Поговорим о хорошем.

Для меня, как преподавателя истории, главным во время урока или лекции всегда были глаза школьников, студентов. Ничего нового я не открываю. Глаза – главное средство познания мира человеком. А вот одинаковой реакции глаз на одну информацию у двух разных людей не бывает. Более того, это как отпечатки пальцев, как генный код – талант в единственном экземпляре.

Часы нашего общения остались в памяти мгновениями настоящего счастья. Поверьте, талант СЛУШАТЬ – круче таланта ГОВОРИТЬ. Тем более, «слушать»… глазами. Я не знаю, имеют ли названия положения век, бровей, ресниц во время беседы. Никогда не задумывался об изменении цвета зрачка под влиянием радости или печали. Выражение «смеющиеся глаза», «печальные глаза», «по глазам вижу» обрели для меня смысл только благодаря общению с Юрой. Лишь через несколько лет после его ухода дошло, что глаза друга мощно излучали внутренний мир, т.е. ДУШУ, которая, как известно, живет вечно. Такое не забывается.