34. 3 Лермонтов Выписки об условиях дуэли МЮЛ и МН

Поль Читальский
1. Туманов Эдуард (судмедэксперт криминалист)
https://www.kp.ru/daily/26296.4/3173531/

Дуэль происходила на участке дороги в Николаевскую колонию, проходящей у восточного края Перкальской скалы, расположенной у подножия горы Машук. Известно, что место, выбранное для дуэли, имеет наклон в сторону севера около 6°. Лермонтову досталась позиция от юга к северу, а Мартынову от севера к югу. В результате этого позиция Лермонтова оказалась на 1,0 метр выше, что вынудило Мартынова целиться по направлению снизу вверх.
Лермонтов стоял напротив Мартынова, повернувшись к нему правым боком держа пистолет в согнутой в локте правой руке. При этом его плечо было опущено вниз и направлено вдоль туловища, предплечье лежало на передней поверхности груди, а кисть с зажатым в ней пистолетом располагалась над левой ключицей.
Известно, что у Лермонтова после травмы была деформирована правая нога, из-за чего он сильно хромал. Лермонтов был вынужден использовать, в качестве опорной левую ногу. В результате этого его туловище было отклонено назад, в сторону левого бока.
Ранение прошло снизу вверх по прямому каналу, с повреждением по ходу раневого канала печени, сердца и левого легкого.

2. Генерал Адъютант Граббе. Управляющий Отделением, Состоящий по кавалерии, Маиор Булгаков:
секунданты Корнет Глебов и Князь Васильчиков, отмерив в 15-ть шагов баррьер, поставили на концах его фуражки и отщитав еще в обе стороны от баррьера по 10-ти шагов, зарядили два пистолета пулями и отдали их Маиору Мартынову и Поручику Лермантову. Условия дуэли были: сходиться к баррьеру по данному одним из секундантов знаку и стрелять по произволу на походе, или на месте.

3. Следователи: Плац-Маиор Подполковник Унтилов, Пятигорского Земского Суда Заседатель Черепанов, Квартальный Надзиратель Марушевский, и Исправляющий должность Стряпчего Ольшанский 2-й, пригласив с собою бывших Секундантов: Корнета Глебова и Титулярного Советника Князя Васильчикова, ездили 1841 года Июля 16 дня, осматривать место, на котором происходил 15-го числа, в 7 часу пополудни, поединок.
г. Глебов и Князь Васильчиков, отмерили вдоль по дороге Барьер в 15 шагов, и поставили по концам оного по шапке, потом, от этих шапок, еще отмерили по дороге ж в обе стороны по 10-ти шагов, и на концах оных также поставили по шапке, что составилось уже четыре шапки. Поединщики с начала стали на крайних точках, т. е. каждый в 10 шагах от Барьера: Мартынов от Севера к Югу, а Лермантов от Юга к Северу. По данному Секундантами знаку они подошли к Барьеру. Маиор Мартынов выстрелив из рокового пистолета, убил Поручика Лермантова, не успевшего выстрелить из своего пистолета.

4. Мартынова Н.С.
Мы стрелялись по левой стороне Горы, на дороге ведущей в какую то Колонку, вблизи частого кустарника. Был отмерен барьер в 15 шагов и от него в каждую сторону еще по десяти. Мы стали на крайних точках. По условию дуели, каждый из нас имел право стрелять когда ему вздумается, стоя на месте или подходя к барьеру. Я первый пришел на барьер; ждал несколько времени выстрела Лермантова, потом спустил курок.

5.  Глебов Корнет Лейб-Гвардии Конного полка, сек Мартынова:
По условиям прежде установленным, Маиор Мартынов и Поручик Лермантов стали на свои места; от сих мест были отмерены 10 шагов с каждой стороны до барьера а между барьерами 15, разставивши противников мы Секунданты зарядили пистолеты и по данному знаку Гг. дуелисты начали сходиться; дойдя до барьера оба стали; Маиор Мартынов выстрелил. Поручик Лермантов упал уже без чувств и не успел дать своего выстрела, из его заряженного пистолета выстрелил я гораздо позже на воздух. Об условии стрелять ли вместе или один после другого не было сказано, по данному знаку сходиться каждый имел право стрелять когда заблагоразсудит
 Ответы его на анкету ранее:
Дуелисты стрелялись за горой Машухом, верстах в четырех от Города на самой дороге, на разстоянии 15-ти шагов, и сходились на барьер по данному мной знаку. По обе стороны от барьера было отмерено по 10-ти шагов. Условие о первом выстреле не было; это предоставлялось на волю стреляющихся. После первого выстрела, сделанного Мартыновым, Лермантов упал, будучи ранен в правый бок на вылет, почему и не мог сделать своего выстрела.
6. Васильчиков, князь, псевдосек Лермонтова
Ответы на анкету допроса:
Дуель происходила в четырех верстах от Пятигорска у подошвы горы Машухи на самой дороге часов в 7 пополудни. По условиям прежде установленным, Маиор Мартынов и Поручик Лермантов стали на свои места; от сих мест были отмерены 10 шагов с каждой стороны до барьера а между барьерами 15, разставивши противников мы Секунданты зарядили пистолеты и по данному знаку Гг. дуелисты начали сходиться; дойдя до барьера оба стали; Маиор Мартынов выстрелил. Поручик Лермантов упал уже без чувств и не успел дать своего выстрела, из его заряженного пистолета выстрелил я гораздо позже на воздух.
В записке :
«… Когда мы выехали на гору Машук и выбрали место по тропинке, ведущей в колонию (имени не помню), темная, громовая туча поднималась из-за соседней горы Бештау.  Мы отмерили с Глебовым 30 шагов; последний барьер поставили на 10-ти и, разведя противников на крайние дистанции, положили им сходиться каждому на десять шагов по команде «марш». Зарядили пистолеты. Глебов подал один Мартынову, я другой Лермонтову, и скомандовали: «Сходись!» Лермонтов остался неподвижен и, взведя курок, поднял пистолет дулом вверх, заслоняясь рукой и локтем по всем правилам опытного дуэлиста. В эту минуту, и в последний раз, я взглянул на него и никогда не забуду того спокойного, почти веселого выражения, которое играло на лице поэта перед дулом пистолета, уже направленного на него. Мартынов быстрыми шагами подошел к барьеру и выстрелил. Лермонтов упал, как будто его скосило на месте, не сделав движения ни взад, ни вперед, не успев даже захватить больное место, как это обыкновенно делают люди раненые или ушибленные.
Мы подбежали. В правом боку дымилась рана, в левом — сочилась кровь, пуля пробила сердце и легкие. «
7. Герштейн Э . Судьба Лермонтова
Однако в разговоре с Висковатовым Васильчиков прибавил важную деталь:
«Он, все не трогаясь с места, вытянул руку кверху, по-прежнему кверху же направляя дуло пистолета».
Вопрос о выстреле Лермонтова оставался самым важным обвинением против Мартынова. Вторым обвинением являлось нарушение установленной границы. Судя по первым откликам, Мартынов приблизился к Лермонтову, перейдя барьер. В рассказе, предназначенном для «Русского архива», Васильчиков написал (случайно или умышленно?) весьма неопределенно: «Мартынов быстрыми шагами подошел и выстрелил». В наборной рукописи этой статьи вставлено рукой П. И. Бартенева: «к барьеру»  (см. Семенов Л. П. А. И. Васильчиков о дуэли и смерти Лермонтова. — Ученые записки Северо-Осетинского государственного педагогического института им. К. Л. Хетагурова, т. II (XV), вып. 1, 1940, с. 77—84).
      Опровержением слухов о нарушении Мартыновым границы и о выстреле Лермонтова на воздух занялось правительство еще в 1841 году. 8 августа А. Я. Булгаков писал А. И. Тургеневу: «Орлов сказывал мне, что дуэль Лермонтова с Мартыновым не так происходила, как я тебе ее описал. Лермонтов на воздух не стрелял, а Мартынов стрелял ; la distance requise (ИРЛИ, ф. 309.)

Речь идет о царском приближенном А. Ф. Орлове, оказавшемся в эти дни в Москве. Он отрицал верность пятигорских сведений, опираясь на официальные донесения, полученные 2 августа в Петербурге. Но, вероятно, до III Отделения дошли также и другие сведения об истинной картине происшествия.
Передавая П. А. Вяземскому в уже цитировавшемся письме 8 же августа «поправки» А. Ф. Орлова, Булгаков не скрывал своего недоверия к официальной версии из-за участия в дуэли князя Васильчикова. Он считал, «что вину свалят на убитого... Намедни был я у Алексея Федоровича Орлова, и он дуэль мне совсем уже иначе рассказывал», — добавлял он.
Таким образом, опровержение слухов о преступном характере дуэли исходило от двора.

 Любомирский о слухах в Ставрополе:
«Мартынов вызвал его на дуэль. Положено стреляться в шести шагах. Лермонтов отговаривал его от дуэли и, прибыв на место, когда должно было ему стрелять первому, снова говорил, что он не предполагал, чтобы эта шутка так оскорбила Мартынова, да и не имел намерения, и потому не хочет стрелять в него. Отвел руку и выстрелил мимо. Но Мартынов выстрелил метко, и Лермонтова не стало»

***
Прим.
Минушкина Е. Дело отставного майора Мартынова
1) В вопросах о секундантах есть разночтения. Официально, на суде, подсудимые показали, что секундантов было двое: корнет Глебов у Мартынова, князь Васильчиков у Лермонтова. На самом деле оба они были секундантами Мартынова. Со стороны Лермонтова доверенными лицами выступили Столыпин и Трубецкой, упоминание которых во время процесса могло серьезно им повредить.  Их участие было скрыто от следствия.
2) Глебов настоял на том, чтобы Мартынов скрыл условие трех выстрелов с каждой стороны. Таким образом, постфактум смягчились условия дуэли.
3) На следствии Мартынов избегал ответа на вопрос о том, успел ли Лермонтов сделать свой выстрел. Правда, Васильчиков подтвердил, что пистолет поэта разрядил он сам: выстрелить Лермонтов не успел.
4) Васильчиков и Глебов попросили Мартынова также сказать, что секунданты всеми силами пытались примирить противников.
Эмма Герштейн убедительно показала:
1) Глебов и Васильчиков были секундантами Мартынова. Доверенные лица Лермонтова - Столыпин и Трубецкой - к началу поединка не поспели …
2) Васильчиков в известном печатном рассказе о дуэли  обмолвился в 1872 г, что был выбран свидетелем «по доверенности обеих сторон». Так того потребовали обстоятельства = всю правду о дуэли скрыть и оградить от преследования двух участников.