Брак беглой монахини и монаха-отступника

Свой Среди Своих Олег Кузьмин
Это реальная история брака между великим реформатором Мартином Лютером (1483–1546) и Катариной фон Бора (1499–1552). До свадьбы они оба посвятили свою жизнь служению Богу. Мартин Лютер был монахом, но нарушил обет безбрачия, когда женился и создал семью с Катариной фон Бора, также бывшей монахиней.

В 1517 году Мартин Лютер опубликовал свои 95 тезисов, протестуя против порочной практики Католической Церкви - продажи индульгенций. При помощи индульгенций Католическая Церковь распространяла идею о том, что прощение грехов, можно купить за деньги. Узнав об этом Мартин Лютер, не счёл для себя возможным оставаться в стороне… Пережив духовный кризис, Лютер открыл для себя иное понимание Посланий апостола Павла. Он писал: «Я понял, что Божественную праведность мы получаем посредством самой веры в Бога и благодаря ей, тем самым милостивый Господь оправдывает нас посредством самой веры». При этой мысли Лютер, как он сказал, почувствовал, что он родился вновь и через открытые врата вступил в рай.

Большинство людей не знают, что этот известный религиозный лидер был очень счастлив в браке. Все началось, когда в 1523 году Мартин Лютер организовал помолвку для двенадцати монахинь, которые сбежали из католического женского монастыря, расположенного недалеко от Виттенберга. Когда Катарина фон Бора, происходившая из саксонского дворянского рода, знакомится с критическими сочинениями Мартина Лютера, то решает бежать из монастыря. Обратившись за помощью к Лютеру, который присылает в монастырь повозку, Катарина вместе с ещё 11 монахинями прячется в ней среди бочек с сельдью. Так как по возвращении домой женщинам грозила смерть, Лютер привёз их в Виттенберг, где рассчитывал подыскать им порядочных мужей.

После того как сватовство Катарины с несколькими найденными для неё женихами не удалось, Мартин и Катарина 13 июня 1525 года вступают в брак. Жили они в бывшем августинском монастыре, который князь Иоганн Твёрдый предоставил в их распоряжение. Катарина здесь занималась хозяйством, в том числе разведением скота и пивоварением. Во многих проблемных вопросах, с которыми сталкивался в повседневной жизни Лютер, жена была ему большой помощью.

Близость между супругами в этом браке началось не с физического влечения. Мартин был привлечен ее духовной преданностью и постепенно сильно полюбил ее, как свою избранную Богом жену. Мартин Лютер не был согласен с тем, что секс нужен только для продолжения рода. Он продвигал новую идею о том, что секс в христианском браке предназначен для прославления Бога и является удивительным даром Создателя. Согласно словам этого известного реформатора, «величайшее благо в супружеской жизни, которое делает все страдания и труд оправданными, — это то, что Бог дает потомство и призывает воспитывать детей в духе почитания и служения Ему».

Откуда мы знаем об их браке? Мартин Лютер рассказал о своем браке и семье в своей проповеди «Таинство брака». У них с Катариной было шестеро детей (три мальчика и три девочки), а это означало, что пришлось стирать много подгузников. Его комментарий по этому поводу был очень остроумным: «Бог со всеми своими ангелами улыбается - не потому, что этот отец стирает подгузники, а потому, что он делает это по своей христианской вере».

Мартин и Катарина оба были глубоко верующими людьми, но после того, как они вступили в брак и дали рождение детям, они смогли достичь гораздо большего на пути исполнении Воли Бога, чем если бы они пытались все сделать в одиночку. Катарина обнаружила, что у нее есть предпринимательская жилка, и благодаря ее усилиям семейная благосостояние возросло, а это в свою очередь создало финансовое основание для их духовной работы. Последователи нового учения собирались у них дома, чтобы обсуждать идеи и составлять планы, эти встречи и стали эпицентром движения Реформации. Мартин смог полностью посвятить себя проповеди и продвижению необходимых реформ, в то время как Катарина управляла их имением. Она также участвовала во всех обсуждениях и, как говорят, внесла значительный вклад в продвижение движения Реформации. Энергия Бога в их браке преумножилась в геометрической прогрессии.

Когда человек служит Богу сам по себе – это наполняет и возвышает его. Однако если супруги разделяют общую веру в своём устремлении к Богу, они могут достичь гораздо большего, чем по одиночке. Когда муж и жена начинают сотрудничать для того, чтобы сделать Бога счастливым, они оказываются в состоянии ощутить Божественное присутствие в своих взаимоотношениях.

Как итог, лютеранская проповедь не только дала толчок Реформации, но и определила дух Нового времени. В историю немецкой общественной мысли Лютер вошёл и как деятель культуры — реформатор образования, языка и музыки. В 2003 году по результатам опросов общественного мнения Мартин Лютер стал вторым из самых великих немцев за всю историю Германии. Лютер в борьбе с Католической Церковью стремился использовать народную культуру и в итоге многое сделал для её развития. Большое значение имел выполненный Лютером перевод Библии на немецкий язык (1522—1542), в котором он утвердил нормы общенемецкого национального языка.

Однако теперь мы можем предположить, что Мартин Лютер и в половину не был бы так успешен если бы не его семья и поддержка исходящая от Катарины фон Бора…

История Мартина и Катарины позволяет изменить старую английскую пословицу «За каждым великим мужчиной стоит не менее великая женщина», примерно на следующую «По-настоящему счастливые и успешные супруги – те, в отношениях которых прибывает Бог».