Глава 22. Караим

Лидия Шевелева
       Прошло почти две недели, а звонка от Валентины Ивановны все небыло. Ирина Викторовна боялась спросить у Надежды, все ли в порядке дома у Валентины Ивановны, ее мамы. Уж очень суровым показался ее муж Григорий Васильевич, поэтому Ирина Викторовна боялась сама напрашиваться в гости к Валентине Ивановне.

       В конце третьей недели раздался телефонный звонок.
       - Здравствуйте, Ирина Викторовна! Если Вас ещё интересует судьба Мелехова Павла Ивановича приезжайте завтра. Мой муж уехал в командировку. Надеюсь, нам никто не помешает. Как там Надежда? Все ли у нее в порядке? Я очень волнуюсь за нее. Уж очень рано она стала самостоятельной. Жду Вас с нетерпением, - проговорила Валентина Ивановна и отключилась.

       Ирине Викторовне пришлось менялся парами лекций, чтобы освободить день для поездки в райцентр к Валентине Ивановне. Писательский зуд у Ирины Викторовны возобновился. Тема книги о Мелехове Павле Ивановиче все больше стала интересовать её.

       День выдался теплым, солнечным. Решили совершить не большую прогулку с детьми и продолжить разговор.
       - Валентина Ивановна, а у Вас есть фотографии Павла Ивановича? Я хотела бы взглянуть на них, - попросила Ирина Викторовна.
       - Нет! Фотографий нет. Он не любил фотографироваться. В школе была большая фотография в траурной рамке, но она куда-то исчезла. И сколько я ее не искала, так найти и не смогла, - печально сказала Валентина Ивановна.
       - А родные у Павла Ивановича были? Может у них сохранились фотографии?
       - Из родных у него была одна-единственная мать - Мелехова Мария Терентьевна. Но она умера примерно через полгода, после смерти сына. Она была почти совсем слепая и сына своего уже не узнавала. Все повторяла, что это не ее сын. Что ей кто-то подменил сына. И когда я ее спрашивала, почему она так считает, она отвечала, что ее сын никогда не пользовался одеколоном и запах у него был совершенно другим. - Я хорошо помню запах своего родного ребенка, - все время повторяла Мария Терентьевна. Странно! Не правда ли, - спросила Валентина Ивановна. - Раньше я думала, что все это ее старческий маразм. Но в день ее смерти я была рядом с ней. Нет! Старушка была в своем уме. Она мне рассказала, как появился на свет ее единственный ребенок.

       Время бежало очень быстро. Детей надо было кормить и укладывать спать на дневной сон. Разговор пришлось прервать. А Ирине Викторовна все натерпелись узнать продолжение рассказа Валентины Ивановны. Уже во время обеда, сидя за столом, Валентина Ивановна продолжила свое повествование.

       - Мы жили в достатке. Несколько раз своей машиной ездили в далёкое село проведать Марию Терентьевну, мать Павла Ивановича. Я собирала продукты, все что могло пригодиться матери Павла Ивановича. Он молча смотрел на мои сборы и в его взгляде я видела неудовольствие. - Паша, чем ты недоволен? Ведь я собираю все это для твоей матери, - убеждала я его. Он молчал. Но как мы только не торопились попасть в село засветло, ничего не получалось. То машина глохла, то колесо спускало и мы приезжали в темноте. А электричества в селе уже не было. На столе стояла только керасиновая лампа. Разглядеть, что-либо в хате было нельзя. Мария Терентьевну все просила Павла, - Паша, сыночек, подойди ко мне. Дай я тебя обниму.- Тот нехотя подходил и тут же уходил, вроде торопился куда-то. Мария Терентьевна горько вздыхала. Благодарила за продукты, что мы привезли и слёзно просила Павла, починить ей входную дверь. Тот соглашался. А утром сразу торопился в обратную дорогу. Мне их отношения были непонятны.

       - Вам что-то казалось странным в поведении Вашего мужа, - спросила Ирина Викторовна.
       - Вначале я считала его интеллигентным человеком. Человеком, получившим высшее образование. Но его диплома я так и не увидела. Как хозяйственник, он был отличным. Как педагог, не знаю...  Учебных часов в него небыло. Меня он быстро сделал зав. учебной частью, т.е. заучем. Так в тандеме мы и работали, до самой его смерти. Меня смущало, что он мало читал. Любил вкусно и много поесть. У нас было свое собственное хозяйство. Куры, корова, свиньи. Я еле успевала работать на хозяйстве и готовиться к урокам, - о чем-то думая, продолжила Валентина Ивановна.

       - Перед самой смертью, его мама, Мария Терентьевна, мне рассказала, как она родила своего сыночка Павла. Будучи студенткой медицинкого училища, их всю группу отправили в Крым, в Евпаторию  детского санатория в помощь медикам. Трудились они там с утра до позднего вечера...И только, почти ночью могли спуститься к пляжу, полежать на ещё горячем песке и искупаться в море. Девчонкам было по семнадцать лет. Им хотелось ласки, внимания и любви. Каждая из них мечтала встретить того, единственного, самого любимого. Мария Терентьевну и встретила такого. Молодого, горячего! Провела с ним пару ночей на пляже. На третью ночь спросила, как его зовут. Он засмеялся и сказал своим воркующим голосом, - Караим! И Мария Терентьевна решила, что это его имя.

       Сына своего она рожала сама, в своей фельдшерско-акушерской амбулатории. Помогала ей санитарка. Малыш родился здоровым, с весом более трёх килограмм. Родился весной в самую распутицу.  Для регистрации ребенка добраться до сельсовета было нельзя. Поэтому, Мария Терентьевна зарегистрировала своего сына на месяц позже, уже в апреле месяце. В графе отец, она поставила имя Караим. Секретарь сельсовета посмеялась над ней, сказала, что такого имени нет. - Поставь имя отца Иван, - посоветовала она. - И будет твой сын Иванович, таких много сейчас. Ты не первая.

       Не удалось Ирине Викторовне задержаться у Валентины Ивановны. Неожиданно вернулся ее муж из командировки. Создавалось впечатление, что ему кто-то сообщил, что в их доме посторонний человек. На этот раз он мирно поздоровался, но знакомиться с Ириной Викторовной не стал. Ирина Викторовна поблагодарила Валентину Ивановну за рассказ и распрощалась.

       Всю обратную дорогу Ирина Викторовна пыталась сложить отдельные эпизоды из жизни Мелехова Павла Ивановича. Нет! Этот Мелехов не подходил по характеру поведения на Мелехова Павла Ивановича, которого искала Ирина Викторовна. - Может их было два однофамильца? Чтобы найти того, кто меня интересует, надо знать и другого? С чего и откуда начать поиски? - эти мысли не покидали Ирину Викторовна.


               Продолжение следует.

                27 февраля 2022 г.