Роман Камень одиночества глава 33 Сервант

Татьяна Соснина
Летом мы пошли на "Ахмате", пошли спокойно, прямо из Омска. "Ахмат" был рабочий теплоход, тащил длинную  баржу с песком. Лето выдалось жарким, и все, кто был свободен, переходили на баржу и загорали.Весь день из радио - рубки пели: "Нагадал мне попугай счастье по билетику, "Ах, ты палуба, палуба, ты меня раскачай!" Мы теперь не уходили далеко на Север, подходили к городам нефтяников: Нефтеюганску, Ханты - Мансийску. Когда стояли в Нефтеюганске, ходили в гости к другу отца, нам накрывали стол, угощений было много, но мне запомнились варёные кедровые шишки. Шишки ставили на стол в большой, глубокой тарелке. Мода тогда была такая - шишки варить. За столом вспоминали старую историю, которая произошла с моим отцом ещё в молодые годы. Мой папа был всегда заядлым спорщиком. В тот раз он поспорил, что проведёт в Обскую Губу не одну, а две гружёных баржи и повёл. Попал в шторм, баржи разбил, груз повредил, из капитанов его разжаловали, шутили над ним: " Как Гена Потёмкин из двух барж сделал четыре!" Отец не очень любил эту историю и ему не хотелось смеяться. Но он улыбался и вспоминал свой первый теплоход - "Сердоболь". Такое название, в котором слышится слово "боль".

Ходили в гости на другой теплоход, на палубе которого установили бильярдный стол, моряки увлечённо стучали киями по желтоватым шарикам, рассыпанным по зелёному сукну.От сильных ударов шарики постоянно вылетали за борт, в тёмную и холодную воду. За ними нырял один и тот же человек, человек отстёгивал свою деревянную ногу, быстро освобождался от ремешков и нырял. Достанет шар, протез опять пристегнёт и становится играть за стол. При нас он нырял раза два, из воды выходил весь красный, культя - тоже   красная. Я спросила отца: "Зачем он ныряет? Зачем мучается?" Папа мне объяснял: "Шары эти очень дорогие, из слоновой кости.Без них не состоится игра. Вот этот смелый человек и ныряет для всех, чтобы люди продолжали играть в бильярд.Похолодает - занесут стол в кубрик".
Капитан вспоминал, как я знала все названия на корабле. Кода они выпивали с моим отцом, тот рассказал ему о моих способностях. "Танька, это что?", экзаменовал меня капитан."Это кнехт", - спокойно отвечала я. "А это?" "Это брашпиль". "Что там за палка торчит?!" "Это не палка, это флагшток! - бойко отрапортовал четырёхлетний ребёнок морскому волку. "Волк" прослезился , заявил: "У меня даже матросы не могут всё запомнить! А твоя маленькая дочь всё знает! Удивительный ребёнок!" "Дайка я тебя сфотографирую на память, в капитанской фуражке" Он сфотографировал и оставил   мой портрет себе: огромная форменная фуражка, а в ней - моя маленькая голова. Сколько его мой отец не уговаривал отдать ему этот портрет, капитан не соглашался, наверное, он его показывал своим бестолковым матросам в назидание: "Учите, собачьи дети, морские термины! Вот девочка, которые их знает!" Ещё вспоминали: я танцевала "Цыганочку",потом случайно сделала большой глоток из стакана, в котором была водка, подумала, что это вода. Папа увидел мои глаза полные слёз, я не могла ничего сказать, только мотала головой. Он отпоил меня чистой водой, промыл мне желудок, вызвал рвоту, чтобы не было отравления, всё обошлось. Водку вообще не пью , видимо память из детства, тот испуг, нарушение дыхания.

У друга отца в Нефтеюганске была молодая жена и маленький ребёнок, Его жена работала в торговле, она помогла купить нам главные вещи для квартиры: немецкий сервант и высокий холодильник "Юрюзань". Я никак не могла увидеть эти вещи, они были упакованы в толстую бумагу, укутаны в брезент и привязаны крепко верёвками.
Родители были очень благодарны и решили пригласить папиного друга и его жену на рыбалку. На рыбалку поплыли на остров, с нами отправились члены команды, друг с сыном от первого брака, молодая жена осталась дома с маленькой дочкой. Мы поплыли  на двух моторных лодках. Часть команды осталась на берегу, клёв пошёл знатный. Я , папа и мама пошли исследовать остров. На острове были заросли красной смородины. Папа сбегал за ведром, мы начали собирать ягоды.Ягоды были крупные и вкусные, здесь их никто не собирал и мы устроили соревнование: кто больше горсточек бросит в общее ведро.Побеждала я с мамой, папа ел ягоды, в общий котёл совсем не бросал. Я пела песенку про папу, который съел все ягоды и не помогает нам Маме моя песенка понравилась, она весело смеялась, потом она подошла ко мне: "Ой, ты здесь! А я подумала, что здесь много ягод. Твоя алая кофточка меня обманула!" Я была так счастлива тогда, так спокойна.
Солнце садилось, клёв продолжался. Поймали все, даже мама, которая никогда не ловила рыбу. Пять маленьких щук поймал сын дяди Вити ( друга отца). Сварили вкусную уху, поели и легли спать. На корабль никто возвращаться не стал, у всех была мечта: утром наловить ещё больше рыбы.

Но утром удача нам изменила, рыба совсем не ловилась. К нашему острову причалила лодка с двумя рыбаками. У них закончился бензин, и они попросили у нас, а за бензин отдали нам часть своего улова: трёх огромных щук. Одна щука была ещё жива, она сильно била хвостом по траве.Высокий рыбак подошёл к ней и нанёс ей удар ногой но голове, щука жалобно запищала, заплакала по - своему. Я тоже заплакала, а моя мама подошла к этому громиле и сказала, глядя на него в упор: "Ваша жестокость не оправдана!Вы хуже животного, хуже этой щуки в сотни раз. Не может так поступать  взрослый человек в присутствии детей! Не должен!" К маме подошли все наши и молча смотрели на этого урода. Его окликнул напарник, видимо, он успел получить свой бензин ещё до расправы над бедной щукой. Верзила прохрипел: "Да вы кто? Вы чё! Рыбаки или пижоны?! Ну, я извиняюсь". И побежал к
лодке, которая  готова была уже взреветь.Им вслед кричали и свистели. Мы не пижоны, мы нормальные люди.

В этот раз  добирались до Омска из Тобольска. В Тобольске были дощатые тротуары, по деревянным лестницам поднимались к златоглавым церквям и белым стенам Тобольского Кремля. Мы шли домой , как нормальные люди - в каюте пассажирского теплохода "Римский - Корсаков", капитаном, которого был друг юности папы _ дядя Толя Соловей. Когда бывшие юнги собирались с жёнами и детьми, их дети хвастались достижениями своих отцов."Мой папа начальник Речного училища". " А у нас машина "Волга". А Пашка Соловей переплюнул всех: "А у нас теплоход "Римский - Корсаков"

Последние дни лета проводили тихо, за разговорами, мечтали: когда же прибудут сервант с холодильником, и я ,наконец, увижу их. Вечерами , лежали с мамой в кровати, рассматривали иллюстрации картин в альбоме: "Шедевры Третьяковской галереи"Сегодня в программе была картина И.Е. Репина : "Утро стрелецкой казни" Мама мне объясняла, что значит гневный взгляд Петра, и полный ненависти к царю, взгляд стрельца перед казнью. Мы были очень увлечены этим грандиозным полотном, рассматривали внимательно, тут в дверном проёме появляется голова деда Исайи. У него косматые седые брови, седая щетина, дед довольно смеётся, ему нравится, что мы такие тихие и совсем не ругаемся.Мама пугается больше меня, мы дружно вскрикиваем.Дед удаляется. Отойдя от сильного испуга, мама меня спрашивает: " Таня, что выражает взгляд стрельца, когда он смотрит на царя Петра?" Я не задумываясь, ей отвечаю: " Ненавижу тебя паразит!" Мама смеётся.

В начале ноября прибыл папа, с сервантом и холодильником.Холодильник встал у
 стены в кухне, напротив двери. А сервант поставили, как и задумывали: напротив арки. Какой это был сервант! Просто чудо, как хорош! Коричневая, но без сильного блеска, полировка, металлическая золотая полоска сверху и внизу, золотые ключики, стёкла с резьбой и круглые на сгибе. Но, самое главное! Внутри серванта - розовая мягкая подушка, вся простёганная золотыми гвоздиками.

Теперь, мы были просто обязаны показать наше сокровище родственникам и знакомым. Устроили смотрины, позвали гостей. Все трудились: ходили в магазин, я три раза бегала за хлебом, мама украсила обычный винегрет фигуркой хрюшки, которую она сделала из варёного яйца.
Сервант произвёл на всех неизгладимое впечатление. Все захотели такой точно, но таких больше не было.Были другие, не такие красивые. Сервант будет нам долго служить, в нём будет стоять прекрасная посуда.Его разжалуют, поставят в другую комнату, он переживёт переезд в другую квартиру.Через тридцать лет служения, молодые хозяева его продадут, к тому времени старые хозяева серванта покинут этот мир.Сервант купит одна пожилая пара, они знали толк в хорошей мебели