Творческий вечер в гор. библиотеке 1

Светлана Грачёва
       ТВОРЧЕСКИЙ ВЕЧЕР СВЕТЛАНЫ ГРАЧЁВОЙ "НА КРЫЛЬЯХ ТВОРЧЕСТВА"




В январе 1968 года несколько дней подряд бушевал страшный буран. Ничего не было видно на расстоянии вытянутой руки. Это происходило каждую зиму, в январе-феврале. За несколько секунд ветер уносил людей на десятки метров. Каждую зиму погибали люди, застигнутые бураном, поэтому все знали, что как только начинался буран, никто не должен был выходить на работу, закрывались ясли и детский сад, отменялись занятия в школе, которая находилась за 3 километра от посёлка, в центральной усадьбе совхоза «Кзылтуский». Если кто-то «хотел» родиться в такое время, то он очень рисковал, так как роддом находился в районе за двадцать километров от посёлка.

Когда буран стих, установилась тихая солнечная погода. Но небольшой посёлок посреди казахской степи был засыпан снегом. Не было видно даже крыш бараков. Жители не смогли открыть двери. Им пришлось долго откапываться, чтобы выйти. Откопав свои дома, все мужчины откапывали посёлок на протяжении двух дней, чтобы жизнь снова забурлила.

Вот здесь, на целинной земле, в казахской степи, сразу после откапывания посёлка от снега,  родилась девочка. Скорые роды принимала фельдшер в медпункте, так как дорога в район ещё не была прочищена.

Фельдшер спросила молодую маму:

- Как вы хотите назвать дочь?

- Галиной, – ответила роженица.
 
Фельдшер посмотрела на белокожую девочку с совершенно белыми волосами и сказала:

- Какая же она Галина? Это Светлана. Только буран кончился, и вот она, светленькая, как солнышко, появилась на свет Божий.
 
Этой девочкой была я. Как родилась в непростых обстоятельствах, так и сложилась моя жизнь: то крутило меня бураном судьбы, расставляя всевозможные препоны на пути, то жизнь просветлялась, становясь спокойной и даже счастливой.

Моя мама работала в посёлке воспитателем в детском саду, а отец трактористом. Но он заочно учился в Московском институте народных инструментов, по классу «баян» и «фортепиано».

Питание в семье было скудным: картошка и сладкий чай (как глюкоза), немного хлеба, мучные изделия, которые привозили из района. Свиную тушёнку, рыбу тоже привозили в магазин, но на эти продукты молодой семье денег не хватало, потому что копили деньги на поездки из Казахстана в Москву и проживание там во время учебных сессий. К тому же семью сильно выбила из колеи покупка пианино и баяна. На их приобретение деньги были заняты в долг. Отец славился своей щедростью: как только он получал зарплату, все шли к нему занимать деньги, как будто они не получали её наравне с ним. Зарплату они несли в семьи, а на занятые деньги выпивали. Молодая семья Филатовых еле-еле сводила концы с концами. У мамы от жизни впроголодь почти пропало молоко.

Когда отец на месяц уехал в Москву, маме стало совсем тяжко. У моего полуторагодовалого брата обострился экссудативный диатез, брат весь покрылся белой коркой. Всё тело его зудело, он плакал. Тут ещё и я, младенец ненакормленный, прибавляла горя маме. Только благодаря соседям, которые помогали, кто чем мог, мама держалась на плаву.

Однажды она не выдержала и написала письмо матери, моей бабушке Ане. Бабушка взяла административный отпуск на две недели и поехала в Казахстан на помощь. Но увидев, в каких условиях живёт дочь с двумя детьми, моя бабушка приказала ей:
- Поедешь домой. Здесь ты погибнешь вместе с детьми.

И увезла всех троих в Киров Калужской области, где жила сама.

Мама не справлялась с нами, двумя погОдками. И тогда бабушка уволилась с работы, чтобы выхаживать внуков, а мама устроилась на работу – пекарем на хлебокомбинат. Отец приехал к семье намного позже.

В Кирове прошли мои детство и юность. Я ходила в детский сад на Нижнем (возле «Магнита»), потом поступила учиться в первый класс городской школы № 2 и, как положено, окончила её через 10 лет.

В детстве отец привил мне и брату любовь к чтению. Он целенаправленно занимался с нами: покупал детские книги, читал их вместе с нами, беседовал по прочитанному и, если мы чего-то не понимали в силу возраста, то объяснял. В 70-е годы XX века это было большой редкостью в Кирове, где тогда в основном жили полуграмотные переселенцы из деревень.

Он привёз из Казахстана и баян, и пианино. Меня и брата он обучал в детстве игре на пианино. Брат не захотел изучать нотную грамоту, потому что она ему тяжело давалась, а я быстро схватила то, чему учил отец. И в детстве, и в юности неплохо играла на пианино. Любовь к классической музыке осталась у меня на всю жизнь. В доме было много нотных записей произведений Шуберта, Бетховена, Чайковского, даже современных тогда песен. Помню, я играла Бетховена «К Элизе»  и «Лунную сонату», «Танец маленьких лебедей» из «Лебединого озера» Чайковского и его «Времена года», «Вечернюю серенаду» Шуберта. Мама любила слушать мою игру. 

Слушаем «Вечернюю серенаду» Шуберта.

Домой приходил журнал «Музыкальная жизнь», где тоже на развороте были ноты. Из этого журнала я узнавала обо всех мировых музыкальных новостях, даже о звёздах мировой эстрады и оперы. Выписывал отец и передовой по тем временам журнал «Техника-молодёжи». В журнале печатались новейшие сведения о научных открытиях, изобретениях, эзотерике... О чём там только не рассказывалось! В детстве и юности я отличалась хорошей памятью, поэтому всё, что читала, тут же откладывалось в моей голове. При необходимости я легко доставала знания из кладовой памяти. В школе одноклассники называли меня «ходячей энциклопедией».

Из школьных предметов мне всегда нравилась литература, и хорошо удавались сочинения. По русскому языку была врождённая грамотность: я не учила правил, но писала без ошибок. Мне посчастливилось быть ученицей Тимохиной Александры Иосифовны – сильной учительницы русского языка. Она не только дала знания по родному языку, но и развила ассоциативное мышление. Это затем помогло мне в работе над первым в России «Ассоциативным орфографическим словарём для школьников».

Вообще меня хвалили учителя гуманитарных предметов – учитель литературы и русского языка, истории, географии. По истории не составляло труда построить логическую цепочку событий, я свободно рассуждала по поводу политических событий тех лет. И вообще любые рассуждения давались мне легко. Выпускные экзамены в 10 классе по литературе, русскому языку и истории я сдала на «отлично». Учитель истории Чибисов Вячеслав Михайлович дал мне рекомендацию для поступления в КГПУ им. К.Э. Циолковского на исторический факультет.

Я любила историю и мечтала стать археологом, а именно египтологом. Перечитала большое количество художественных книг и серьёзных монографий о Древнем мире, Ближнем Востоке, ещё учась в школе. С этими книгами я познакомилась в городской библиотеке № 1. Позже, когда я уже сама работала в библиотеке, не оставляла свою мечту. Когда библиотеку возглавляла Солдатенкова, она заказывала мне по МБА из библиотеки им. Ленина редкие книги на плёнке (диафильмы) о Древней Индии («Махабхарату»). Тогда не было интернета и прочитать, кроме как в библиотеке, эту книгу нигде было нельзя. Научные труды Артемия Арциховского: «Введение в археологию», «Основы археологии», ежегодные отчёты русских археологических экспедиций за каждый год 70-х годов 20 века я купила в букинистических бутиках в Калуге, когда училась в культпросветучилище на библиотекаря. А также книги Арциховского и В. Янина о раскопках в Новгороде.

Я не написала ещё ни одной книги на историческую тему, но два черновика у меня есть с рабочими названиями: первый – о становлении первобытного человека и второй – о событиях XII века на Руси до золотоордынского нашествия.

Пора уже ответить на главный вопрос сегодняшнего вечера: «С чего началась моя писательская деятельность»?

Первой ласточкой явилась статья «За кулисами второй мировой войны», опубликованная в газете «Песочня» в 2001 году в двух номерах. Это моё небольшое исследование о том, как Гитлер и его ближайшее окружение пытались стремительно закончить Вторую мировую войну с помощью чёрной магии, экстрасенсов и радиоволн, воздействуя этими средствами на людей. Затем в 2007 году вышла статья в газете «Знамя труда» в пяти номерах. Статью работники газеты назвали очень громко: «Рядом со Сталиным». Эта работа о моём двоюродном дяде генерал-лейтенанте Платонове Семёне Павловиче. Это родной дедушка моей троюродной сестры – Дубовой Надежды Анатольевны, антрополога, доктора исторических наук, кандидата биологических наук, зав. сектором этнической экологии РАН. Кировчане уже несколько раз встречались с этой замечательной женщиной и учёным.

С 2009 по 2012 годы мне посчастливилось сотрудничать с интернет-порталом «Сеть творческих учителей» по своей специальности «учитель русского языка и литературы».

Меня в течение нескольких лет постигла череда несчастий, а затем в 2009 году умерла мама, и я с головой окунулась в творчество, чтобы забыться.

Интересная работа тогда кипела на международном педагогическом портале. Там занимались настоящим творчеством! Сколько презентаций к урокам, видеопособий создали учителя!

В «Сети творческих учителей» я была вначале участницей. Потом предложили попробовать себя экспертом в конкурсах. Так как я, будучи экспертом, должна была проверять разные работы – от вордовских файлов до презентаций, выполненных в разных программах (известных тогда немногим в России), в том числе для интерактивных досок, то мне предложили освоить все новые программы. Я прошла несколько курсов, одновременно принимая участие в пилотном проекте орфографического словаря, который вылился в многотомный труд авторского коллектива из 20 учителей со всей России. Мы подсказывали друг другу, помогали. Были настоящим коллективом единомышленников! Курировала нашу работу и сама создавала интерактивные странички словаря Татьяна Александровна Захарова, методист из Рязани.

Далее руководство портала пригласило меня в роли ведущей Всероссийского интернет-семинара по блочно-модульному обучению. Через 2 года мою кандидатуру утвердили в Координационный совет портала. 

 Секция учителей русского языка и литературы вышла с первым томом ассоциативного орфографического словаря в Швецию на семинар учителей русского языка в русскоязычных школах. Полетела туда учитель из Хабаровского края Татьяна Борисовна Байдакова. Шведские коллеги были в восторге, когда увидели наш Всероссийский проект по работе со словами с непроверяемыми орфограммами. Это самая сложная орфограмма в русском языке. Какие-то небольшие статьи в специальных журналах имели место по этой теме, но того, на что замахнулись мы, не было и нет до сих пор. Мы решили создать интерактивные странички для всех слов с непроверяемыми орфограммами, которые были в обязательном списке для изучения с 5 по 11 класс. Ещё и дополнительную, общеразвивающую информацию искали, делали с музыкальным и голосовым сопровождением, тестами, которые сразу же проверялись (с макросами, с кодами). У всех из нас иногда появлялись крамольные мысли о том, что нам никогда не закончить эту работу, что это Сизифов труд. Но на крыльях творчества мы сделали это!!! Считаю необходимым назвать авторский коллектив словаря: И. Агеева, Л. Алжибаева, Т. Байдакова, О. Богаткина, Л. Быкова, В. Васильева, Г. Видергольт, С. Грачёва, А. Гращенкова, М. Зайцева, И. Залескова, Т. Захарова, М. Каткова, Е. Квашнина, Е. Клепач, Е. Котынова, А. Куцин, Т. Лапина, А. Марухина, Г. Мосина, Т. Поспелова, Л. Чурсина, В. Шевелева.


      Представляю 5 томов «Ассоциативного орфографического словаря для школьников» с 5 по 9 класс.


В школе я вела региональную экспериментальную площадку. Участвовала в конкурсе «Лучший учитель Калужской области». В 2010 году министр Калужской области А.С.Аникеев присвоил мне звание учителя-наставника. В том году нас было всего двое: учительница из калужской гимназии и я – учитель из сельской школы. У нас двоих в министерстве взяло интервью калужское телевидение «Ника-ТВ». В 2011 году, уже работая в школе № 2, я давала районный мастер-класс по использованию ассоциативного орфографического словаря в практике учителя-словесника и по созданию таких интерактивных страничек с тестами.

Но отправной точкой литературного творчества я называю научную работу, которую готовила для поступления в аспирантуру института истории, культуры и языка в 2006-2007 году. Это серьёзная вещь об истории Поволжья, о населяющих его народностях, этнографии, культуре, языке и т.д. Мною было написано больше половины от нужного количества страниц, но я отказалась от этой идеи, так как не только работала в школе, но и занималась сетевым маркетингом в двух компаниях (мы с мужем строились и нужны были деньги). Времени мне катастрофически не хватало. Я видела, что не успею к сроку подать работу.

Но основной причиной моего отказа от поступления в аспирантуру явилось другое обстоятельство. Я узнала, что позже, защищаясь, мне нужно будет всем заплатить: и руководителю, который бы меня вёл, и оппонентам, иначе никто бы из них не пришёл на мою защиту.

В 2014 году я снова сильно заболела. Мне пришлось уйти из школы № 2. Я сидела дома, занималась репетиторством по русскому языку и … писала. Первый литературный опыт был опубликован в сборнике РСП «Проза» за 2016 год: сказка «Верность и Измена».


      Читаю сказку «Верность и Измена».


За полтора года я написала первую часть романа-дилогии «Время собирать камни», несколько рассказов и миниатюр. Роман был издан в 2017 году в «Ридеро». Снова спасли меня от депрессии крылья творчества и… муж. Мне вспоминаются строки из стихотворения Пушкина, написанные о периоде творчества в Михайловском:

Поэзия, как ангел-утешитель,
Спасла меня, и я воскрес душой.

У Пушкина – поэзия, у меня – проза. Пушкину помогла пережить трудный период в жизни няня Арина Родионовна Яковлева, а мне муж – Алексей Грачёв. Вначале он недоверчиво относился к моим сидениям, называя меня «полуночницей». Всячески отговаривал. Но когда я получила медаль Маяковского за роман «Время собирать камни», он сказал: «Пиши, у тебя получается, не буду мешать».


      Читаю стихотворение в прозе «Язык любви».

               
          Посвящается  мужу
               
          Алексею Грачёву

Ты каждую весну и лето даришь мне полевые цветы и букетики земляники. Ты никогда не шептал мне красивых слов о любви. Но я двадцать семь лет слышу их сердцем.
Любовь, подаренная тобой, беззвучна.
Она – в белоснежных ландышах, напоминающих бесконечный Свет.
Она – в ромашках, у которых сердце, как негасимое солнце.
Она – в синих колокольчиках, похожих на вечное Небо.
Она – в букетиках земляники, оставляющей нежную сладость на губах…
Твоё сердце – на алтаре возвышающей Любви. Мои тяжкие невзгоды и болезни сгорали в Её исцеляющем Свете.   
Бог говорит со мной через твою любящую душу.
                28 июля 2017 г.

Второй сборник РСП «Дебют» вышел в 2018 году с моей новеллой "Всё течёт, всё изменяется". В 2019 году бумажный сборник малой прозы «Всё течёт» и электронная книга «Одна дума в дорогу не годится». В 2020 году эта книга внесена в «Антологию русской прозы», я получила за неё серебряную медаль А.Чехова. Недавно, в 2022 году, была издана книга для подростков среднего и старшего возраста «Что наша жизнь?» Дописываю книгу 2 «Время говорить» романа-дилогии.


Если говорить в целом о моей писательской лаборатории, то я пробую себя в разных жанрах: от романов до афоризмов. Всё зависит от того, что я хочу донести до читателя. Это роман классический «Время собирать камни», роман многожанровый «Одна дума в дорогу не годится», рассказы, сатирический рассказ (один только), новеллы, зарисовки, диалоги, миниатюры, сказки, афоризмы, очерк по литературоведению.
 
Любимых тем, как таковых, нет. Пишу о том, что волнует: об отношениях между людьми, о вековых ценностях и разных взглядах людей на окружающий мир, о взаимосвязи человека и природы и т.д. А главное во всём этом – я ставлю героев в трудные ситуации, чтобы посмотреть, чего каждый из них стоит. Смогут ли мои герои устоять на своих позициях? Именно в экстремальных ситуациях проявляется внутренняя суть человека. Иногда во время трудностей человеческие взгляды превращаются в ничто, и становится ясно, что все сказанные правильные слова такими людьми раньше, – это просто болтовня. И, наоборот, есть люди, которые  во время трудностей закаляются «как сталь», то есть их сила воли только крепнет, а стремление к доброму и вечному ещё больше укореняется в их сердцах. Кто-то прозревает, другими словами, видит недоработки в прежней жизни и сознательно идёт к Богу, к светлой стороне жизни. Всё, что я ценю в жизни, проявляется в моих положительных героях.

Мне близки по духу Лев Толстой, Иван Сергеевич Тургенев, Николай Лесков, Иван Гончаров. Их герои не святые. Они хотят жить, поэтому совершают ошибки; но ищут в себе и других тоже Божественное начало. То находят, то теряют это начало, а всё-таки понемногу тянутся к высшему.
 

У меня выработался собственный стиль: я особо люблю тропы и стилистические фигуры: метафоры, сравнения, эпитеты, олицетворение, восходящую градацию, парцелляцию, сложноподчинённые и односоставные предложения, многосоюзие. Иногда использую и оксюморон (сочетание противоречивых понятий) для характеристики душевного состояния героя: «всё холоднее становилось в тёплой квартире», «всё сильнее оглушала тишина».  Несколько авторских «мазков» словами, и читатель видит тяжелейшее психологическое состояние героя.
    
Создавая лирические миниатюры о природе, я ставлю цель не только описать природу, которую вижу, а сделать природу соучастницей моих впечатлений. Чтобы читатель не только видел то, что вижу я, но ещё и чувствовал моё состояние. И, отталкиваясь от моего миросозерцания, вспоминал о чём-то своём, осмысливал его, не проходил мимо важных моментов в бесконечной суете жизни.


       Читаю отрывки из нового, неопубликованного романа «Время говорить».
 
       Читаю миниатюры «Одиночество», «Опавшие листья», «Предзимье», рассказ «Фея»,  диалоги «Путь», «Любовь во всём виновата».

               
У меня много задумок, и я надеюсь, что все их смогу осуществить.

Дай, Господи, весь путь,
Тобою мне отмеренный,
Пройти и не свернуть,
Исполнить всё по времени.
Дай, Господи, мне сил
Шагать легко, уверенно.
От слабости спаси,
От личности потерянной.
Дай, Господи, всегда
Хранить любовь, прощение.
Чтоб в жизни никогда
Не знала злобы, мщения.
     (мордовская поэтесса(?)

Пусть наша сегодняшняя встреча для всех останется в памяти, как добрый и счастливый день, проведённый в кругу друзей.


Слово руководительницы Воскресной школы при кафедральном соборе Александра Невского матушки Анастасии Рябовой.

Выступление воспитанника Воскресной школы Ивашурова Ивана, 13 лет. Чтение наизусть отрывка из произведения о А. Невском.

Беседа с читателями. Фотографирование с участниками встречи.


5 февраля 2022 года
Светлана Грачёва