Пробуждая воспоминания 33

Борис Алтайский
   Приближались государственные экзамены и распределение на работу, но перед тем, как писать об этом, мне придётся отвлечься от учебных дел.

   Обстановка в отношении уже ранее упоминавшихся "безродных космополитов" и "агентов международного сионизма", как их стали называть в печати и по радио, всё больше накалялась. Окончив институт, врач-еврей не мог рассчитывать на работу не только в Риге, но и вообще в каком-либо городе Латвии - следовало ехать по распределению (обязательному, конечно) в отдалённую сельскую больницу, даже в том случае, когда врач получал диплом с отличием, который по существующему положению должен был предоставить его владельцу определённые преимущества при устройстве на работу или в аспирантуру. И здесь помог директор института профессор Буртниек. При его настойчивом содействии меня распределили в Елгаву - город, который стал моим первым и единственным местом работы.

   В то время - в 1951-52-м годах - во всех медицинских (и не только медицинских) институтах Советского Союза по указанию сверху шла чистка: под разными предлогами увольняли профессоров и преподавателей-евреев как "неблагонадёжных", потенциальных "агентов мирового сионизма". В Минске состоялось Всесоюзное совещание ректоров и проректоров медицинских институтов СССР.

   Профессор Э.М.Буртниек сидел в зале рядом со своим заместителем - профессором Л.М.Гольдбером. Выслушав сообщение ректоров некоторых институтов, доложивших собранию, насколько они у себя укрепили национальные кадры, то есть, сколько выгнали преподавателей-евреев (кто на 98%, а кто на 99%), профессор Буртниек встал и, направляясь к выходу, сказал заместителю:"Пошли отсюда, у меня заболела голова от этого антисемитизма!".


Продолжение: http://proza.ru/2022/03/01/1281