К атрибуции картины Девочка с пуделем

Владимир Варнек
1. Александр Варнек. Девочка с пуделем. Х.м. 58,5х45,5. Симферопольский художественный музей.
2. Фрагмент названной выше картины, «вырезанный» после ее поворота влево примерно на 30 градусов.
3. Фрагмент картины А.Г. Варнека «Портрет дочерей скульптора Мартоса». Х.м. 41,6х47,5 (овал). Нижегородский Государственный художественный музей.

В списках произведений художника-портретиста А.Г. Варнека (1782 – 1843) значится картина «Девочка с пуделем», находившаяся с 1952 г. в собрании Симферопольской картинной галереи [1, 2], которая  была переименована в  1966 году в Симферопольский художественный музей.

Доказательством авторства Варнека в отношении картины «Девочка с пуделем» является монограмма, содержащая буквы W и А, однако, нет сведений, когда же художник выполнил картину и кого он запечатлел на ней. Предположения об этом будут высказаны в настоящей миниатюре. Но вначале процитирую то краткое описание картины, которое имеется на официальном  сайте Симферопольского художественного музея:

« В постоянной экспозиции музея представлены два произведения Александра Варнека -«Девочка с пуделем» и «Мужской портрет» (последний поступил из коллекции Государственного Русского музея в 1953 году). От этих картин исходит особая прелесть, присущая юности. В кокетливом наклоне головы девушки, в простоте ее наряда и грациозном движении рук читаются новизна и свежесть романтического стиля. Благодаря обилию деталей, картина приобретает жанровый и повествовательный характер. «Мужской портрет» отличается более строгим колоритом и смещением акцента от деталей к целостному образу.

Будучи внимательным физиономистом, хорошо чувствуя и передавая характер человека, его осанку, жест, мимику, художник раскрывает феномен индивидуальной личности, ее неповторимости. Его портреты отличаются большим стилистическим разнообразием, несхожестью манеры, что было присуще художникам романтического направления».

Моя версия о том, кого запечатлел А.Г. Варнек на картине «Девочка с пуделем», возникла в результате сопоставления данной картины со многими другими произведениями художника и, прежде всего, с «Портретом дочерей скульптора И.П. Мартоса», находящимся в собрании Нижегородского государственного художественного музея.

Замечу, что подробный анализ трех  портретов дочерей Мартоса  был проведен в статье [3], в результате которого автор статьи датировал «нижегородский портрет» примерно  1813 годом и заключил, что изображены на нем Анастасия Мартос (1783 – ? ) и Софья Мартос (1798 – 1856).

В результате сопоставления  фрагментов «Симферопольского» и «Нижегородского» портретов мною усмотрено сходство лица девушки с пуделем на первом  из данных портретов и лица Анастасии на втором  из них. Естественно, что при таком сопоставлении мы должны учесть то, что второй портрет был написан примерно на 10 - 13 лет позже первого. Если первый из них был выполнен  художником еще до отъезда в Италию в 1804 году, то второй портрет – примерно в 1813 году, после его возвращения из Рима в конце 1809 года [2]. Допускаю при этом, что картину «Девочка с пуделем» Александр Варнек написал во время учебы в Академии художеств ориентировочно в 1800-ом году, когда ему было 18 лет, а Анастасии – 17 лет.   

Сопоставляя лица девушки и «более взрослой» Анастасии, можно увидеть сходство в рисунках губ и бровей, заметно разнесенных глазах, небольших носах и в прямых взглядах глаз. На мой взгляд, можно уверенно утверждать, что на симферопольском портрете запечатлена старшая дочь скульптора И.П. Мартоса, прелестная Настенька. Именно так назвала ее в своих воспоминаниях Мария Каменская, которая рассказала, что  Иван Петрович «прочил» свою старшую дочь за известного в то время портретиста Александра Варнека [4].  Но она против воли отца вышла замуж за ученого человека Лузанова [4,5].

В заключение обращу внимание не только на Настеньку, но и на то, как эффектно художник изобразил на портрете окружающую ее природу, мощные деревья, освещенные косыми солнечными лучами.  Это говорит о том, что свои эксперименты со светом художник начал не в Риме, находясь здесь с 1805 по 1809 гг. [2]; а задолго до этого.

ПРИМЕЧАНИЯ
1.  Ракова М.М. Очерки по истории русского портрета первой половины XIX века. Список портретов работы А.Г. Варнека. М.: 1966. С.320 –325.
2. Турчин В.С. Александр Григорьевич Варнек,1782–1843. М.: Искусство, 1985.– С. 152.               
3. Владимир Варнек. Портреты дочерей скульптора Мартоса. Мир музея. 2014. №6.С. 20 – 23.
4. М. Каменская. Воспоминания. М. Художественная литература. 1991. 383 с. –С.140.
5.  Владимир Варнек. Проза.ру.  Герасим Иванович и Анастасия Ивановна Лузановы. 15.02.2020.               

26.02.2022.