Так и думала, что пропущу, не поймаю ледоход.
Припай-то ещё есть у берегов, но основное русло чистое уже и не плывут льдины.
Первый кадр - мой любимый ракурс, раньше Троицкая церковь чуть левее ( по кадру) стояла, но в войну была разрушена, и как обычно в таких случаях - стороны спихивают друг на друга.
Тут же рядом проходили ярмарки на берегу Днепра, были пристань и мост. Точнее, два моста, деревянный разводной, вроде понтонного, для людей, телег и после машин, и железнодорожный. Днепр же раньше судоходный был, нужно было как-то проплывать кораблям и плотам, прадед у меня был плотогоном.
В 1910-м, когда перевозили по Днепру из Киева до Орши мощи преподобной Ефросинии Полоцкой ( из Орши в Полоцк посуху крестным ходом несли), то останавливались у нас на какое-то время, мощи лежали в храме. Пишут, там, где не останавливался пароход, люди, узнав о его приближении, заходили в воду и так встречали-провожали его, стоя в воде и благоговейно крестясь на раку и другие сопровождавшие процессию реликвии.
Это я прочитала, бабушка не помнила, ей всего два годика было.
Наш родовой дом и тогда, как сейчас, был недалеко от храма на улице Церковной, ныне Карла Маркса. А теперешняя улица Первомайская называлась Малевичский шлях, и спускался он к реке мимо замковой горки ( замок сожгли казаки Ивана Золотаренко в 1650-х, и потом уже не отстроили его).
Теперь тут просто парк с городским пляжем и дворец спорта на замчище. Одно время водила сына в воскресную школу и по своей привычке встревала там в программу, организовала, в частности, экскурсию с местным краеведом, который мальчишкой пережил оккупацию.
Про это место, шлях у замчища, он такую историю рассказал: в войну старый мост ещё был тут, и с него на шлях с Днепра взъезжал немецкий грузовик, а они с приятелем, два шкета, возьми и брось на дорогу стеклянную бутылку. Бутылка разбилась, из грузовика выскочил шофёр, схватил его за шкирку и ткнул в пузо автомат. Но второй немец остудил шофёра, наподдал по заду и отпустил их, так что последствий не было, если не считать временный энурез.
Он много ещё всего рассказывал, но уже без привязки к этому месту. Самое страшное, конечно, Озаричи, их туда выгнали на болото ранней весной 44-го в качестве заграждения, и ещё тифа подпустили. Большинство погибло, но наш рассказчик выжил.
Мои были кто в эвакуации, кто на фронте, здесь оставалась только прабабушка, оккупацию она не пережила. Младшая мамина сестра была замужем за краснобережцем, там сейчас мемориал на месте детского концлагеря ( для забора крови раненым), так дядька этот рассказывал, что они с сестрой туда не попали, во время облавы матка плохо их спрятала, но немец увидал их и только головой матери кивнул, дескать, прячь получше. А других детей кто как спасал. Кто крапивой стегал, дескать, сыпь. И был у нас тут такой доктор Панин, он липовые справки выдавал, дескать, ребёнок болен и не годится.
Ну и партизаны нападали - отбивали уже собранных в лагерь детей. Есть даже роман такой местного письменника Николая Чергинца "Операция "Кровь", дала почитать, и нет под руками текста уточнить, давно читала.
Как себя вели у нас тут немцы с поляками в ПМВ и до того униаты, я не вникала, местные архивы все были уничтожены или вывезены во время ВМВ.
"Отторгнутые насилием (1596) возсоединены любовию ( 1839)". Такая надпись была выбита на имперской памятной медали вокруг образа Спаса Нерукотворного, а на другой стороне её был восьмиконечный крест с надписью "Торжество православия 25 марта 1839".
Тогда благодаря усилиям архиепископа Иосифа ( Семашко), митрополита Литовского и Виленского, после Полоцкого собора в православие из униатства вернулось 1 600 000 белорусов и около двух тысяч священников и монахов. Точно насчёт своих предков не знаю, но предполагаю, что и они, как все, до 1839-го были униатами, других попросту не было храмов.
Читала ночью, что ВС РФ вроде бы взяли уже под контроль Каховское водохранилище, там если взорвать плотину, то большая беда будет: внизу всё затопит, а сверху обмелеет Днепр. И аэропорты киевские взяли под контроль, ну, это я слышу, теперь круглосуточно гудят самолёты.
Понимаю, что очень сложно всё сейчас, верующих кот наплакал, а смертоносного металла горы и груды. Но человек предполагает, а Бог располагает.
Невольник не богомольник. Но сейчас и самоубийц отпевают, если видно, что человек не в себе был, пал жертвой бесов и нлп. А кто сейчас жертвы? Абсолютное большинство.
Так что не знаю, чем всё это закончится, но молюсь именно так: Отторгнутых насилием, Господи, возсоедини любовию. Аминь.