Структура и хаос

Виктор Гранин
          Году этак в 1989 для того чтобы только выжить мне многим нужно было заниматься, но уж только не читать заумные книжки. Тогда-то, самым невразумительным образом, оказалась у меня книга  The second law Питера Уильяма Аткинса, профессора Оксфордского университета, названная  переводчиком для издательства «Мир»   Порядок и беспорядок в природе.

          Как это часто бывает у меня, я проглядел  её страницы сикось-накось, да и отбросил до лучших времён. Которые с подозрительным постоянством всё никак не наступают.

          Но  излучение от содержания книги, оно не растворилось в пространстве, а продолжало работать у меня где-то в подсознании, соединяясь с излучением из  других, таких же случайных источников - из всего изобилия которых я нашёл  безусловно заслуживающей внимания одну лишь сентенцию о том что в бесконечном мире  существует абсолютно всё, что рождается и может быть рождено в нашем сознании.

           Так и в моём   сознании - неожиданно для меня - сложилась картина мироздания, непротиворечивая настолько, что другие мнения на этот счёт были уж никак ни безусловным авторитетом.
           В моей картине мироздания единственной непреложностью, не допускающей исчерпывающего о себе знания, является бесконечность. Она реализует себя в форме пространства – элементарного объёма, не нуждающегося для своего существования,  в пребывании в какой либо структурной форме. Весь этот объём  пространственной бесконечности заполнен некими элементами, которые находятся в состоянии непрерывных взаимодействий, образующих энергию.
           Взаимодействия эти совершаются под воздействием принципа случайности. В подавляющем своём большинстве эти взаимодействия вневременны до уровня  близнулевых значений мгновений, создавая как бы иллюзию абсолютного термодинамического равновесия.
           Но вот случайно происходит нечто такое, от чего это равновесие нарушается, даёт о себе дефект равновесного состояния, когда искаженное взаимодействие допускает существование состояний уже значительной длительности. Термодинамическое равновесие нарушается и происходит взрывообразное расширение ареала этих нарушений. Так в бесконечности происходят образования вселенных, экзотичных тем что они развиваются от начала до окончательной своей деградации по изначально случайно возникшим константам.

             Достоверно же мне известно лишь то, что в бесконечности есть ещё одна такая её экзотичная реальность как жизнь на планете в одной из звёздных систем, входящей в галактику, существующую среди множества галактик других одной из  неисчислимых вселенных. Жизнь на этой планете в результате своих мутаций создала вид, дефект которого выразился в том, что каждый из его особей способен в ходе реакций метаболизма явить сознание, как феномен не менее сложный как сама бесконечность.
             Природа как бы создала в каждом человеке  виртуальное отражение бесконечности во всех её вообразимых  проявлениях.
             Сознание не может в точности отразить бесконечность, но оно может формировать его виртуальные образы, уж которые обретают форму информации.
Это давление зародившейся информации оказывает настолько сильное воздействие на человека, что он начинает искать способы её передачи за пределы своего тела. Естественно что примеры он берёт из природы, которая  воздействует на его органы чувств раздражителями, уж которые и возможно выразить некими знаками.
             Среди прочих раздражителей человек выделяет звуки, и начинает подражать им, развивая тем самым свой артикуляционный аппарат, сам уже изобретая собственные знаки и волею своей вмешивая в процессы развития своих внутренних органов, исподволь подготовляя совокупность индивидов человека к  эволюционному взрыву.
.           Так возникает речь, речевой механизм и разные виды языковых систем, как средства коммуникаций в социуме.

            В этом социуме много чего происходит. В том числе появляются забавники, которые создают и такой предмет изучения как языкознание. Ну да и в добрый бы путь.
            Настораживает только то, что, создавая инструменты познания, в том числе и формируя те или иные познавательные структуры, они как бы загоняют естество природы в подчинение умозрительному, да ещё и подкреплённому неоднозначно трактуемыми данными эксперимента.

             Хочется сказать, что с позиции бесконечности всякие сгустки энергии и вещества выглядят элементарными точками открытой системы, вся сущность которой выражается хаосом в пустоте  - равновесном термодинамическом состоянии непознаваемых источников энергии.
             Рассматривая хаос сколь угодного множества точек или микрокластеров равновесных термодинамических состояний, при желании возможно структурировать этот хаос под какие угодно свои представления о природе вещей.
             И уж дальше использовать эту возможность в утилитарных  целях. Уж кторые, мы знаем, могут как злокозненными, так и добропорядочными.
26.02.2022 14:14