Жизнь за ангела 61-62 главы, о ВОВ

Наталья Соловьева 2
(основано на реальных событиях)
Начало романа
http://proza.ru/2021/12/17/1751

На фото Вениамин Ширяев.
Жил в Украине г. Антроцит, умер в 2019 г.

Логозинский Михаил, умер в 1994 г.

Глава 61
  25 июня. Прошло уже несколько недель, но достать «языка» по-прежнему не удавалось. Последний раз пленных брали 6 июня — это почти три недели назад! Немцы стали постоянно устраивать заслоны и засады на возможном пути передвижения советских групп. И близко к передовой подойти стало сложно. Так мы лежали часами, высматривали и выжидали. В некоторых местах были замечены новые немецкие наблюдательные пункты и хорошо замаскированные огневые точки.

  В этот раз Мелешников вел наблюдение в районе деревни «Озерки», Глазуновского района, это место его явно интересовало. Наблюдали в бинокль, с расстояния 100-150 метров, подбираться ближе было рискованно. Если немцы, где и появлялись, то только большими группами, не менее 20 человек и более. Лейтенант обратился к Логозинскому.
- Миша, смотри… Видишь? В овражке засели. Там человека два-три… Вон ствол пулемета торчит, расчет пулеметный поставили…
- Вижу… - ответил Михаил, рассматривая в бинокль.
- Их вчера еще не было. – шепнул Ваня.
Я взял бинокль из рук Михаила.
- Вижу. Да, расчет пулеметный похоже, точно.
- «Языка» по любому брать надо. С наскоку их явно не взять, охрана усилена. Можно здесь попытаться языка захватить, но обдумать все стоит как следует, как к ним подобраться, все спланировать.
- Ладно, обсудим… - согласился Миша.
 
  В штабе разведки лейтенант как обычно доложил капитану результаты наблюдений, указал на карту.
- Товарищ капитан, вот здесь, возле деревни «Озерки», немцы выставили пулеметный расчет, мы их засекли. Там их немного, человека три, расположились впереди, в первой траншее на подходе к немецким позициям.
- Так…
- Днем их не взять, там местность открыта, могут заметить. А вот к ночи, в темноте, можно к ним подобраться. Нападать конечно надо внезапно, чтоб очухаться не успели.
В итоге идею Вани капитан одобрил. Обсудили подробно все детали операции и составили план.
- Согласен. Действуйте с Богом! Удачи вам! – напутствовал Колесов.
 
   26 июня. Ваня Мелешников зашел во взвод, обратился к бойцам:
- Ну, что Орлы? Будем брать «Языка»! Кто на задание? Самые дерзкие! Миша, ты за старшего группы. Ширяев, Сасин, Зубков…
Ширяев Веня, Ваня Сасин, Василий Зубков, были друзьями, уроженцы Поныровского района Курской области и до определенного времени находились в оккупации, на тот момент им еще не исполнилось 18-ти лет. После освобождения территории советскими войсками, они тут же пошли в военкомат и подали заявление, поскольку достигли призывного возраста. Призвались в РККА в феврале 43-го года.
- Тогда я тоже! – вызвался Кузнецов Семен.
- Хорошо. Кто еще? Группа прикрытия. Дима Бромберг давай, Фонарев Василий. Сапер нужен…
- Я пойду! – откликнулся Демьян.
- Багдасарьян и Мухамедзянов!
- Ура, тоже! Конечно пойду! – ответил Гайдулозан.
- Пойдем план обсудим… - сказал Михаил.
Разведчики удалились на совещание. Михаил объяснил, что пойдем в район деревни «Озерки», указал на карте.
- Здесь обнаружена огневая точка противника, пулеметный расчет, – пояснил лейтенант, указав место. – его и надо захватить. Действовать нужно внезапно и очень быстро, пока не опомнились.
- Демьян, твоя задача ясна - ты впереди, делаешь нам проход. Веня, твое дело - захват.
- Понял…
- Справишься? – спросил Мелешников.
- Справлюсь! – Веня ответил уверенно.
- Фонарев, Сасин, Кузнецов, Зубков, Дудин, Багдасарьян, Мухамедзянов – ваша задача прикрыть с флангов. Все ясно? – задал вопрос Михаил.
- Ясно! Так точно! – ответили хором.
Группу захвата сопровождали две группы прикрытия, по два человека в каждой, которым предписывалось нейтрализовать противника в траншее слева и справа от пулемётной точки. Осечки не должно было быть, брать пленного нужно было во чтобы то ни стало. Вечером, с наступлением сумерек, разведчики отправились на задание.
 
  Прошли нейтральную территорию, расстояние до позиций противника преодолели успешно, без происшествий. Впереди всех, проделывая проход в минном поле осторожно пробирался сапер, Демьян Дудник. Далее, ползком, скрываясь в высокой траве, осторожно подобрались к немецкому расчету. Веня первый спрыгнул в немецкие траншеи. Первый из пулеметчиков пытался наброситься сзади и был застрелен из нагана. Второй - выпрыгнул из траншеи и пытался бежать. Ширяев реагирует мгновенно - хватает «Фрица» за шиворот и передает подоспевшим товарищам, Зубкову и Сасину. Разведчики принимают пленного и немедленно, с ефрейтором отходят назад. Услышав выстрел, на помощь немцам кидаются остальные, выпрыгивая из окопов. Ширяев Вениамин кидает гранату, и тут же следом гранату кидает Багдасарьян. Первая группа немцев, успевшая подбежать ближе - убиты, по остальным, не давая опомниться, тут же открывают автоматный огонь. В результате перестрелки ранение в плечо получил Фонарев Василий. Уничтожив около двадцати немцев, разведчики вернулись с «языком».
 
  Так, благодаря смелым и слаженным действиям, ребята сумели обеспечить успешное выполнение боевого задания и были представлены к наградам:

Мл. сержант Логозинский Михаил Иванович – Орден Красной Звезды.
Красноармеец Ширяев Вениамин Иванович - Орден Красной Звезды.
Красноармеец Багдасарьян Сурен Самсонович – Медаль за отвагу.
Старшина Бромберг Дмитрий Михайлович - Медаль за отвагу.
Мл. сержант Дудник Демьян Сергеевич - Медаль за отвагу.
Красноармеец Зубков Василий Максимович - Медаль за отвагу.
Красноармеец Кузнецов Семён Андреевич - Медаль за отвагу.
Красноармеец Мухамедзянов Гайдулазан Мухамедович - Медаль за отвагу.
Красноармеец Сасин Иван Петрович - Медаль за отвагу.
Сержант Фонарев Василий Петрович - Медаль за отвагу.
 
Ефрейтора доставили в штаб разведки. Захваченные в июне пленные сообщили много важной информации о подготовке противника к наступлению, но ответа на вопрос, о точном времени и дате, так и не было.

  Узнав, что разведчики успешно выполнили задание и захватили пленного, я был восхищен и высоко оценил их действия. Подумать только! Ширяев, Сасин, Зубков были призваны только в феврале, совсем недавно. Молодые, но уже успели набраться опыта и так отличиться! Нет! Это невероятно! На своей практике я еще не встречал ничего подобного. Удивлению моему не было предела. Как так можно? Но скорее всего этому способствовало огромное желание, стремление защищать свою Родину и любовь к ней. Командирам не приходилось бойцов к чему-то принуждать или требовать, хлопцы сами проявляли инициативу и были активными. Возможно, такой сильнейшей мотивации у немецких новобранцев не было. Никакая бравада, бахвальство, желание отличиться не даст подобного результата!

  Что касается меня, то я был склонен не торопиться, тщательно все продумывать, просчитывать все возможные риски, соблюдать осторожность и относится ко всему крайне внимательно. От всех своих предыдущих потрясений я понемногу оправился и пришел в себя.

Глава 62
  Вскоре пришла еще одно известие.
- А у меня для вас новость Орлы! – сказал Мелешников.
- Какая? – хором спросили бойцы.
- Проверка вскоре говорят будет. Вероятно, командующий фронтом к нам приезжает, сам Рокоссовский! 
- Да ну! – изумился Алексей Плицен.
- Неужели?! – произнес Нестеров.
- Что в самом деле? Ваня, не шутишь? – спросил Андрей Иванов.
- Я серьезно! Мне только что об этом сказали. В ближайшие дни в роте должен быть образцовый порядок! Чтобы ремни блестели и сапоги начищены! Отдыхайте…
Меня спросили, слышал ли я о Рокоссовском. Конечно слышал! Имена Буденого, Жукова, Рокоссовского были известны в немецкой армии. И конечно же я знал, что Рокоссовский по происхождению был поляк. И Жуков, и Рокоссовский обладали огромным опытом и профессионализмом. Но Моделя одолеть тоже было не просто, крепкий все-таки был орешек. Модель командовал 9-й немецкой армией и прошел три войны, его называли «пожарником Гитлера и мастером обороны. В плане наступательной тактики большим специалистом был Гудериан. Когда в ставке Гитлера обсуждался план операции «Цитадель», то Модель настаивал именно на оборонительной тактике. Цель его была дождаться, когда советская армия перейдет в наступление, измотать противника в обороне, а затем нанести мощный контрудар. Когда сказал об этом хлопцам, то они уверенно заявили, что победа будет за ними.
- Разобьем мы этого Моделя! Зуб даю! – заявил Василий.
- Да, не боимся мы ваших зверей! Ни «тигров», ни «пантер»! Ни этих…, как их? «Фердинандов» … - сказал Сасин.
Конечно, я в этом не сомневался. Смелости и упорства этим ребятам было не занимать.
- Слыхали, хлопцы? Если это Вильгельмович говорит, то значит все серьезно! Капут немецкому вермахту! – улыбнулся Мелешников.
  Спустя какое-то время во взвод вернулся Николай Семенов.
Увидев, его хлопцы явно обрадовались, особенно Федя.
- О-о—о-о! Кто пожаловал! – раздались громкие возгласы.
- Коля, наконец-то! А мы уже заждались! Федя обнял Николая.
- Ну, выписали меня из санчасти! Че на обед там у нас?
- А скоро узнаем, вот-вот должны подвезти…

  В конце июня погода установилась достаточно жаркая, дождей было не слишком много. В полдень было настоящее пекло и духота, обливались потом, только вечером можно было немного вздохнуть. Как только темнело, садилось солнце, ребята сразу же выходили на улицу и сидели там, общаясь между собой и устраивая перекуры. Досаждали разве что комары. Кто-то их из бойцов выразил идею пойти искупаться на речку, неподалеку находилась Ока.
- Хорошо, пойду спрошу. – согласился лейтенант.
  Мелешников сходил к капитану, через некоторое время вернулся явно довольный, в приподнятом настроении.
- Ну, что ребята! Пошли! Айда на речку! В нашем распоряжении два часа!
Бойцы радостно повыскакивали с мест и тут же выбежали из избы, построились в колонну по два и направились к ближайшему водоему. Как только спустились к реке, с радостными воплями, на ходу, поскидывали одежду и бросились в прохладную воду. Купались и резвились как дети. Я конечно же тоже нырнул вместе со всеми и начал плескаться. Плавать немного умел, но не скажу, что очень хорошо. Меня всего забрызгали.
- А ну «Гансик», иди сюда! – засмеялся Федя Семенов.
- Лови его! – крикнул Василий.
- А-а-а-а! Я плавать не умею!
- Иди, я тебя сейчас научу плавать! – Федя продолжил меня обрызгивать и попытался слегка притопить.
- Не-е-е-е-т! Не надо-о-о-о!
Еле вырвался. Такого кайфа я давно не испытывал. Пожалуй, это был один самых счастливых и ярких моментов запечатлевшийся в моей памяти. Вдоволь наплескавшись в реке, мы также строем вернулись во взвод, довольные и счастливые. Прохладная вода хорошо освежила, дала хороший заряд бодрости, сняла усталость. После ужина еще посидели на улице, повеселились, надышались свежим воздухом и легли спать.
 
  Следующие дни прошли как обычно. Практически каждый день группами, по очереди продолжали ходить на задания и вести наблюдения вблизи немецких позиций, то в одном, то в другом районе, не вылезали часами. На подходе немцы все заминировали достаточно плотно, так что близко было не подойти, оставалось только вести наблюдение в оптику. Кое где обнаружили новые наблюдательные пункты и выставленные посты.
- Как думаешь, скоро начнут? – спросил Мелешников.
- Да, думаю скоро. Чувствую…
- Группы заметили, кое-где проводят рекогносцировку местности. 
- Да.
Рекогносцировку местности проводили обычно перед началом наступления. А именно, тщательно изучали рельеф, наносили на карту подробно все овраги, болота, лесные посадки и прочее. Оставалось только саперам снять минные заграждения на подступах к передовой. Но это уже за сутки, двое как минимум. Предчувствия у меня были тревожными.

    26 июня. В штабе дивизии Слышкин передавал дела полковнику Джанджгаве, поскольку его назначили командующим вновь сформированного 29-го корпуса.
- Ну что ж Владимир Николаевич! Передаю командование дивизией в ваши руки! – он пожал руку. - Свой главный удар противник, видимо, нанесет по участку обороны Сивашской дивизии, так что запомните! Ни пуха, ни пера!
- К черту! - произнес Владимир Николаевич.
С этого момента В.Н. Джанджгава взял командование 15-й Сивашской стрелковой дивизией на себя.

  На следующий день в штабе дивизии зазвонил телефон, Джанждгава взял трубку.
- Да, слушаю вас, товарищ командующий армией.
- Завтра, в девять-десять утра к вам приедет командующий фронтом, лично, проведать обстановку и готовность дивизии к обороне, так что готовьтесь. Как там у вас?
- Тихо.
- Слушайте внимательно. Слушайте эту тишину. Не нравится она мне. — выражал беспокойство Пухов.
- Понял вас товарищ командующий…

  Напряжение, витавшее в воздухе, усиливалось. Обстановка накалялась с каждым часом. Приказ о наступлении в немецких частях мог прийти в любой момент. Оказывается, он был получен уже 1 июля! В штабах офицеры и командиры подразделений обо всем уже знали. Оставалось только вскрыть конверт в определенное время и зачитать этот самый приказ в войсках.

  Немцы безусловно надеялись на успех в летней компании и желали взять реванш за поражение под Сталинградом. Но какой в этом смысл? Тех сил, которые были вначале у Вермахта уже не было, всю свою ударную мощь давно растеряли и пополнение взять особо неоткуда. Сам прекрасно об этом знал. Сил взять Москву уже явно не было, да это уже и невозможно! Часть промышленности и военной инфраструктуры разрушено англичанами, бомбят немецкие города, в Африке потерпели поражение, союзники разбегались и явно не желали воевать за Германию. Нефтяную промышленность Кавказа взять тоже не удалось. Идиоту уже понятно, что война проиграна! Среди населения Германии росло недовольство, резко ухудшалось экономическое положение, не хватало рабочих рук и некому было работать на заводах и в сельской промышленности.

  Мощь же советской армии, РККА заметно окрепла. Заводы эвакуированные с западной части страны были во многом уже восстановлены и продолжали работать за Уралом. Поставки по Ленд-лизу, помощь среднеазиатских республик. Если раньше немецкая армия была наиболее хорошо обучена, то теперь от этого почти ничего не осталось. Инициатива постепенно переходила к Красной Армии. За два года советские бойцы и командиры многому научились, в том числе в плане стратегии, и тактики ведения боя. Советским командирам также удалось значительно уменьшить потери среди солдат. В 41-м много видел советских пленных, перебежчиков, дезертиров, но в 42-м и 43-м году их количество значительно уменьшилось. Такой массовой сдачи в плен давно уже не было.

Предыдущие главы...
http://proza.ru/2022/02/24/895

Продолжение...
http://proza.ru/2022/02/27/1147