Интеллигент

Алексей Аксёнов 2
       Я шёл с работы, лузгал семечки и ни о чём особенном не думал. На улице тишина и покой. Собаки и те бесчувственно валяются в тени. Пешехода проводят глазами, а что б голову поднять, облаять незнакомца, даже ни-ни. Всеобщая леность благостного летнего дня. Спонтанно зарулил к корефану – как он там?..  Саданул в дверь кулаком… Ещё разок. На грохот она приоткрылась.  В глазах хозяина оторопь, однако буркнул: – Ну проходи.
       А там гостей полна коробочка, пироги, самогон на столе. Я по натуре непосредственный, смущаюсь редко. Вот и сейчас. – Здрасьте! – И без церемоний пролезаю за стол.
       Ага, вижу. Беру. Наливаю. Себе, налево, направо. Провозглашаю: – За нас! Что б никто никому не должен и не болел! – Конечно я внёс оживление, люди взбодрились. Это и понятно, в деревне я один такой интеллигентный. Мозги – как геморрой, от них спасения нет.
       А у прочих мозг незатейливый и мысли все об одном. Какая картошка уродилась. Как свиньи за лето отъелись. У кого как доится корова. О быке производителе – в деревне это проблема.
       И никто о внутренней и внешней политике государства. Никто! А на дворе кризис со всем вытекающим. Вот и блеснул я менталитетом, что б поднять их эрудицию.
      Словечки употреблял заковыристые. Знай наших! Инфляция, девальвация, эякуляция и ещё много чего самому не понятного. Но сам презентабельный фарс?! Закачаешься! Собой всегда я бываю доволен.
      Мужики слушают, дивятся моей грамотности, а бабы грустят и не сводят с меня задумчивых глаз.
       Но сколь не увлекай эрудицией деревню, всё равно её тянет на землю. Конъюнктура знакомая и я стал преследовать народ своим опытом жизни… Живём одинаково, болеем одинаково, и одинаково лечимся, кто во что горазд. Результату верим налицо, и моя щекастая наружность это внушала. Например, как лечить радикулит?
       Ну да, мази, растирки, но есть бесплатное и гениально простое решение. Запариваю в ведре конские яблоки, туда головой и телогрейкой сверху… Тут все смеяться стали, что дерьмо прикладывать надо, не дышать! А я стою на своём: – Да, неприятно. Да, тошнит. И слоняюсь потом дурным по стене. Но сейчас-то хожу прямёхоньким, как кол проглотил. Значит помогает! – А они всё смеются.
      Темнота! Деррревня! Никакого стремления к прогрессу. Обидно до невозможности стало. Подумал – а идите вы! Впрочем, сообразил, что уходить надо мне… Вышел на кухню, увидел бутылку, отхлебнул из горла, закурил, и в этой кондиции задумался о жизни.
       До чего же тупой в деревне народ?! Телик, радио, газеты. Всё есть, казалось бы. Нет интеллигентных дырок, коими впитывать надо культуру?..  Нет в деревне интеллигентов, не с кем культуру водить!
      Уходил как джентльмен в Англии, молчком. Выбросил сигарету в мусор, плюнул на пол, растёр ногой. Уже за порогом подумал. – А затушена ли сигарета?.. И что? Возвращаться, к поганому ведру?! Ну, нет! Плохая это примета.
       Домой шёл напрямки, огородами. Собаки заходятся лаем, кидаются под ноги, норовят уцепиться за наличность в штанах. Бабы выперли с дрынами в руках, и тоже костерят за потраву. Шум, гам, лексика!.. Да-а, далека деревня до осознания личности, культуры, интеллигентного восприятия мира.